Увидеть Нью-Йорк и умереть. Что дальше?

На вечерах татарского общества в Нью-Йорке часто вижу душевную бабушку. Ей за девяносто, выглядит как божий одуванчик, при этом элегантно одета, водит машину, принимает гостей — словом, живет активно настолько, насколько еще позволяет преклонный возраст.

И вот однажды она говорит: "Раньше очень часто летала — в Калифорнию, в другие страны, а сейчас уже далеко не езжу, боюсь умереть в дороге. У меня уже надгробный камень заказан и место на кладбище определено — обо всём сама договорилась. Осталось только умереть". Это она так шутит. Но насчет надгробного камня в гараже, как оказалось, нет.

Люди преклонного возраста в Нью-Йорке о своём погребении — договариваются еще при жизни. Сами копят на это деньги, покупают место на кладбище, начинают платить в рассрочку, готовят вазу для кремации или надгробный камень. Как пишут на специализированных сайтах, места в общественных местах захоронения стоят от 200 до 2000 долларов, в частных — от 2000 до 5000 долларов.

Тема последнего пристанища волнует даже еще сравнительно молодых людей. Есть даже специальные туры. Например, в штате Пенсильвания находится православный монастырь. При нем есть дом престарелых с медицинским персоналом и кладбище.

Одна знакомая бабушка однажды призналась, что тоже туда ездила:

"Мне очень понравилось место — там такая природа, тихо, свежий воздух!.. И хороший нёрсинг хоум (то есть место, где медсестры и врачи ухаживают за постояльцами). Хочу, чтобы мои последние дни прошли там, а когда умру, — можно там же похоронить, и все служители монастыря будут молиться за мою душу. Это моя мечта!"

Как бы грустно не было, лучше мне закончить свои дни на американской земле


Эта бабушка уже потеряла надежду быть похороненной на родине в Украине, рядом с родителями. Она не была там десятки лет, родных не осталось. Дети уже пустили корни в Америке, так что в Украине некому будет даже прийти на могилу. "Как бы грустно не было, лучше мне закончить свои дни на американской земле", — пришла к выводу бабушка.

Правда, она не до конца определилась, что делать с телом. Сжечь или похоронить в гробу? Кремация выходит дешевле. Если верить сайту по организации похорон, самая простая кремация, включая услуги кладбища и вазу, стоит 1400 долларов, цены на стандартные похороны начинаются от 3500 долларов. Более помпезные церемонии — со службой, отпеванием и т.д. — могут обойтись уже в тысяч пятнадцать. А если клиент хочет быть погребенным на мемориальном кладбище, да еще в мавзолее или в склепе, то рассчитывать стоит уже на суммы от 31 тысячи до 67 тысяч долларов.

В русскоязычной группе Фейсбука однажды развернулась дискуссия среди иммигрантов по поводу похорон Большинство комментаторов заявило, что хотят быть погребены в земле у себя на родине. Но есть и согласные на то, чтобы их прах стоял на камине в доме детей или был развеян где-то в теплой стране.

В американских семьях такие вазы стоят в домах, дожидаясь своего часа. Например, дедушка умер, а бабушка еще живет. Урна с прахом стоит на камине — когда второй супруг умрет, их похоронят вместе.

Похоронный бизнес, как и в России, один из самых успешных. Знаю одного иммигранта из Индии, он обслуживает мусульманские похороны на своем катафалке. Заработки неплохие: у него новый, двухэтажный дом, большая семья, в гараже — несколько машин.

Иммигранты из разных стран создали для себя инфраструктуру, еврейские похороны проходят в своих домах прощания. Большие надписи на русском зазывают прохожих в русскоязычном районе, недалеко от легендарного Брайтон-бич. Есть и участки, где хоронят людей строго одной веры и национальности. Для мусульман тоже есть такие места захоронений.

Знакомые рассказали о женщине из Грузии, пожелавшей быть погребенной на родине. Она лечилась от рака много лет, но безуспешно. Зная, что кончина уже близко, женщина договорилась с посольством своей страны в США.

А вот драматичная история парня из татарской диаспоры, который погиб в США, где у него был только один родственник. У того не нашлось денег переправить тело в Узбекистан, на родину. Представители татарской диаспоры пытались помочь, чем могли. Искали место на кладбище (об этом обычно тоже договариваются заранее) и деньги на похороны. Отправка на родину выходила в большую сумму, посольство не помогло. Но каким-то образом разрулили ситуацию.

В в русскоязычных группах Фейсбука время от времени вижу такие посты: сердобольные соотечественники объявляют сбор средств для семьи, которая осталась без средств существования после потери кормильца.

По данным агентства Reuters, на острове Хёрт ежегодно погребают более тысячи тел


А если нет родных в чужой стране и никто потребует тело из морга? Для таких случаев есть безымянное кладбище, похоронами займутся городские власти за бюджетный счет. Остров Хёрт — известное с XIX века место, там заканчивают свой путь бездомные, те, кого никто не забрал в морге, у кого не было денег на похороны... Среди русскоязычных иммигрантов тоже есть бездомные, те, кто опустил руки, пристрастился к алкоголю, наркотикам... Сколько из них заканчивает свои дни на безымянном кладбище — неизвестно. По данным агентства Reuters, на острове Хёрт ежегодно погребают более тысячи тел. В любое время прийти на кладбище нельзя — визиты разрешены только по согласованию с администрацией и только раз в месяц.

Если кто-то захочет найти там своего родственника, сделать это будет сложно. Умерших закапывают под номерами, имя, если оно вообще известно, фиксируется в базе. Энтузиасты запустили специальный проект по идентификации погребенных здесь. Розыск требует многих месяцев и финансовых затрат.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.