"В Китае нас ждет лагерь". Студентам-татарам КФУ грозит депортация

Шахризат

Верховный суд Татарстана рассмотрит дело двух братьев, Шахризата и Шахдияра Шавкат (по паспорту —​ Шукежати и Сюэкэдия Сяокайти), которые добиваются статуса беженца в России. Братья приехали в Казань в 2014 году по программе Всемирного конгресса татар. Они были отчислены из КФУ, когда их родители уже больше не могли платить за обучение. По сведениям адвоката, отец и мать братьев находятся в лагере перевоспитания в Китае.

В 2014 году в Урумчи состоялась встреча представителей ВКТ с татарами КНР, где гости из Казани рассказали о возможностях получения образования на исторической родине. Близнецы — наполовину татары. На сегодняшний день Шахризат и Шахдияр Шавкат (по паспорту Шукежати и Сюэкэдия Сяокайти) должны были учиться на третьем курсе: Шахризат на факультете журналистики, а его брат — по специальности "дизайн". Однако...

Из Китая всего приехали более 20 молодых людей. Все они год изучали русский язык, затем были приняты в высшие учебные заведения Казани.

По словам Шахризата, они потеряли связь с родителями и уже больше года не знают, что с ними. Их знакомые, которые ездили в Китай, рассказали, что есть большая вероятность, что родители находятся в так называемых "лагерях перевоспитания", о которых неоднократно писали "Idel.Реалии".

Напомним, в Китае созданы лагеря по перевоспитанию мусульман. По оценкам Госдепартамента США, за последние несколько лет через систему содержания под стражей могли пройти до 2-х миллионов человек.

Власти называют эти учреждения лагерями для профессиональной переподготовки. Мама братьев, по словам Шахризата, работала судьей, она получила образование в Казани. Папа — профессор. Родители навещали сыновей в Казани, папа последний раз был в Казани в 2015 году, в прошлом году связь с ними прервалась.

Your browser doesn’t support HTML5

Студентам-татарам КФУ грозит депортация в Китай

Братья опасаются, что если они будут депортированы, то по возвращению в Китай их ждет та же участь, что и родителей.

Молодой человек уверен, что его и брата прямо с аэропорта "заберут в концлагерь, потому что они татары-мусульмане"


В интервью Радио Азатлык 23-летний Шахризат рассказал, что был отчислен из КФУ за то, что "не посещал занятия". Молодой человек действительно какое-то время не посещал занятия, потому что находился на больничном — сломал руку. По словам адвоката Зухры Хамроевой, студенты были отчислены, потому что перестали платить за учебу.

— Они учились на платном отделении. После того, как с родителями прервалась связь — у нас есть веские основания полагать, что они в Китае в лагере — братья уже больше не могли платить за учебу. Они обратились к руководству КФУ, Конгресса татар, по линии которого они приехали, но никто им не помог, — рассказала адвокат.

"Idel.Реалии" направили запросы в пресс-службу КФУ с просьбой прокомментировать причину отчисления братьев Шавкат. Второй брат был отчислен из-за "не сдачи дополнительной сессии".

— В начале прошлого учебного года в Департаменте по внешним связям КФУ, который занимается иностранными студентами, мне сказали, что "если я хочу продолжать учиться на третьем курсе, мне надо вернуться в Китай и продлить визу." Обычно китайских студентов регистрировали прямо там. Я им объяснил, что у меня нет возможности вернуться туда. Я им всё откровенно рассказал, но меня никто не слушал. Мне вручили новое приглашение, велели ехать в Китай и вернуться с новой визой. Я с этим пошел к декану, но он сказал, что ничем помочь не может, — рассказал Шахризат.

Молодой человек уверен, что его и брата прямо с аэропорта "заберут в концлагерь, потому что они татары-мусульмане".

В КНР проживает около 8000 татар. В основном, это потомки татарских предпринимателей, обосновавшихся в районе Урумчи в конце XIX - начале ХХ века. Большинство из них хорошо владеют родным татарским языком. В 2000-х годах при помощи Всемирного конгресса татар несколько десятков татарских студентов были приняты в казанские вузы. По окончании учебы многие пытались остаться в Татарстане, однако получить российское гражданство смогли далеко не все. В результате они были вынуждены вернуться в Китай.

Я прошу дать мне статус беженца, я хочу остаться в Казани


На сегодняшний день братья перебиваются подработками и ждут решения Верховного суда Татарстана, в который они обратились с аппеляцией. 19 июня 2019 года Шахризату было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. В решении Управления по вопросам миграции МВД по РТ на пяти страницах приводятся цифры темпов экономического роста Китая в последние годы, описание стабильности в китайском обществе и примеры борьбы с бедностью. На основании этого Управление посчитало, что в Китай возвращаться не опасно. Аппеляция, поданная в Авиастроительный районный суд, была также отклонена 2 сентября.

— Еще до отчисления я просил администрацию КФУ помочь мне продлить визу в России. В январе я выезжал в Минск, в Консульство Китая. Там я тоже не смог это решить. При помощи адвоката в Казани я написал заявление в миграционную службу и получил временную регистрацию, которая истекает через месяц. Я прошу дать мне статус беженца, я хочу остаться в Казани, — говорит Шахризат.

Он вспоминает, что в последнем телефонном разговоре родители его просили не возвращаться в Китай, что все проблемы "из-за того, что они мусульмане". Друзья, у которых есть какая-то связь с родственниками в Китае, просят его не спрашивать их о родителях. "Их телефоны прослушиваются, мессенджеры читаются, они очень боятся общаться с кем-то из-за границы", добавляет молодой человек.

За пределами лагеря для мусульман тюркского происхождения действуют ограничения на свободу передвижения: от домашнего ареста до запрета выезда за пределы района проживания или за границу. В политлагерях человека наказывают за мирное исповедание религии, при этом на воле ислам настолько жестко ограничивается, что можно говорить о том, что он фактически запрещен. В политлагерях человек находится под наблюдением охраны и не имеет контактов с семьей и друзьями. Дома же за ним наблюдают соседи, чиновники и высокотехнологичные системы электронной слежки, а контакты с зарубежьем запрещены.

Официальный Пекин отрицает все обвинения и считает свои действия "борьбой против экстремизма". Западные правительства, включая США, и правозащитные группы неоднократно заявляли, что лагеря — это не что иное, как центры содержания под стражей, предназначенные для искоренения культуры уйгур и исламской практики в Восточном Туркестане.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В России де-факто считают "соотечественниками" только носителей русского языка и культуры
Руководство Татарстана может и должно помочь в предоставлении временного убежища


Адвокат Зухра Хамроева сотрудничает с правозащитной организацией "Мемориал". Она считает, что руководство Татарстана может и должно помочь братьям-татарам в этой непростой ситуации.

— Временное убежище почти не дают в России. Я понимаю, что Россия не хочет подвести Китай, это политика. Но руководство Татарстана может и должно помочь в предоставлении временного убежища, я считаю.

Дело братьев будет рассмотрено в Верховном суде Татарстана в ближайшее время. Республика Татарстан до недавнего времени не принимала участия в государственной программе по переселению соотечественников, но в прошлом году республиканские власти одобрили участие в такой программе больше 1000 человек. В марте 2019 года правительство РФ согласовало для республики аналогичную программу, в этот раз Татарстан планирует принять до 2021 года 450 человек.

Сколько из них татар — неизвестно.

Оригинал материала: Радио Азатлык

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.