88-летнего профессора Евгения Молевича называют одним из патриархов российской политологии и социологии. Доктор философских наук, академик Российской академии социальных наук. Ученый, побывавший с лекциями во всех городах и районах Среднего Поволжья. Инициатор политического дискуссионного клуба в Самаре восьмидесятых. Основатель и глава действовавшей до 2017 года в Самарском национальном исследовательском университете кафедры социологии и политологии. Это первое большое интервью ученого за последние три года. Евгений Молевич отвечает на вопросы корреспондента "Idel.Реалии" о текущем политическом моменте.
— Как вы оцениваете сегодня политический вектор Самарской области?
— Политически никак не оцениваю. Потому, что, политики у нас в Самарской области вроде бы нет. У нас есть, на мой взгляд, достаточно добротное административное управление. За что губернатору Дмитрию Азарову спасибо. А вот что касается политики: что-то незаметно. Михаил Матвеев пытается ее как то сделать. Но, насколько я понимаю: пока что безуспешно. Регион в русле политического курса Кремля. Азаров — один из тех, кто входит в прямую команду президента РФ Владимира Путина. Но это Дмитрия Игоревича еще не сильно испортило. И это делает ему честь. Как губернатор сравнительно с предыдущими двумя он много лучше выглядит.
— Насколько Дмитрий Азаров отличается от своих предшественников? В чем его плюсы?
— Сравнительно с ужасным Владимиром Артяковым и ужасным, но очень своеобразным Николаем Меркушкиным Азаров выигрывает. Он и мэром был выделяющимся. Особенно после предыдущих глав Самары: Виктора Тархова и Георгия Лиманского. И как губернатор он положительно выделяется. Он занят реальными делами и область идет в нормальном для сегодняшней страны направлении. У нас в нацпроектах все делается. Никаких особых срывов и провалов нет. Жизнь нормализована. Но политики и реального протестного движения — нет. То, что бывает иногда всякая мелочевка: это, как говорят в Одессе — праздник жизни. Никакого серьезного протестного движения у нас нет. И местных оснований для него тоже нет.
— У Дмитрия Азарова большой кредит доверия в Кремле?
— Я думаю, что очень большой. Поэтому не случайно все лето ходили слухи о том, что Азарова вот-вот забирают на высокую должность в Москву. Мне не раз задавали вопрос на эту тему. Я говорил, что у меня никакой информации надежной нет. Но, если его заберут в Москву, я, во-первых: огорчусь. А во-вторых: не удивлюсь. Огорчусь: потому, что дадут очередного Артякова или Меркушкина. Азаровых не так уж много на свете.
— Азаров: человек Путина или Медведева?
— Хотелось бы думать, что все-таки: Путина. Как то считать Азарова "человеком Медведева" было бы обидно. В моих глазах слова, что он человек Путина — его тоже не украшают. Но другого варианта у нас в нынешней России быть не может. Либо — ты тот, либо — другой. Либо — тебя не будет.
— Как вы считаете: эффективно руководить Самарской областью может только самарец?
— Не обязательно самарец. Но, во всяком случае — человек, который входил бы в интересы области. Вот у губернатора Артякова была задача разрушить все то, что было собрано при его предшественнике Константине Титове. И он эту задачу исправно исполнял. Разные губернаторы очень по разному выглядят. В хозяйственном плане очень неплох был Меркушкин. Но в политическом и идеологическом () плане это ужасный человек был. Слава Богу, что его нет. Но как хозяйственник: после Артякова это было неплохо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Михаил Матвеев: "Меркушкина нет, но его дело живет"— Как изменил ресурсы и имидж Самарской области за время своего руководства Константин Титов?
— Я полвека имею дело с Самарской областью. В истории региона было два человека, которые сыграли сугубо положительную роль. Это Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Владимир Орлов. Потом он сделал большую карьеру в Москве, был Председателем Президиума Верховного Совета СССР. И Константин Титов . При нем область обрела все то хорошее, что она по сегодняшний день имеет. Он страшно много сделал. Но при этом был достаточно самостоятельным человеком. Настолько самостоятельным, что даже в президенты выдвигался. Что и стоило ему конца работы. Очень яркая фигура была.
— Москва простила Самарской области амбиции губернатора Титова, что он вместе с Путиным выдвинулся в президенты? Ведь если бы не Титов, Самара могла быть столицей ПФО.
— Ни в коем случае. Хотя и раньше, после времен "советского губернатора" Орлова был период запустения Самарской области, опускания во всех отношениях. И Титов за полтора десятка лет — в условиях девяностых годов страшно много сделал. Условия девяностых годов для талантливых людей были очень полезными. Они давали возможность делать то, что ты хочешь. И Титов в этом плане очень хорошо работал. Он действительно создал Нью-Самару. Что и не нравилось наверху. Почему после него приехал Артяков. Который исправно разрушал все то, что Титов делал.
— Насколько Самарская область сейчас выигрывает по сравнению с соседями по Поволжью — Татарстаном, Саратовской, Ульяновской и Пензенской областями?
— Татарстану, очевидно, проигрывает. Ему проигрывают все регионы, кроме Московской области. В сравнении с Саратовской областью Самарская, безусловно, выигрывает. Если сравнивать с Ульяновской: очень разнородные данные поступают. Есть полярные мнения об их губернаторе Сергее Морозове. С одной стороны: Ульяновск очень неплохо идет. Но, с другой: есть и много плохого, что говорится об Ульяновской области. Про Пензенскую область промолчу. Но, при Титове Пенза проигрывала нам. А после Титова была впереди. Но Азаров стремится сделать Самарскую область лидером Среднего Поволжья.
— В блогах сейчас идут разговоры, что ближе к Новому Году Азаров может перейти в Москву, в Совет Федерации, а губернатором станет Александр Хинштейн. Насколько по вашему мнению, вероятен такой сценарий?
— Вполне вероятен. Летом эти разговоры были очень активны. Насчет Александра Хинштейна у меня двоякое мнение. С одной стороны: он очень энергичен и влезает во все самарские дела. Даже в дела нашей бывшей Фабрики-кухни, которую сейчас превращают в музей советского искусства. С другой стороны: следствия этого влезания в дела особо не заметны нигде. Поэтому у меня осторожное отношение к Хинштейну. Но если он будет реальным руководителем, возможно: будет доводить дела до конца. Он энергичен, колоссальные связи наверху и очень правильно понимает, что надо делать. Вот только сделать на практике то, что нужно сделать не всегда удается. Хватается, а дальше я как то результатов не вижу. Это яркая фигура. Область при нем, возглавь он Самарский регион, зазвучала бы. Во всяком случае, говорить и подавать информацию он умеет очень хорошо.
— Самарская оппозиция постоянно жестко критикует губернатора. Его есть за что критиковать, или оппозиционеры будут критиковать даже идеальную власть?
— Конечно, есть за что. Но, понимаете: мы то все в стороне, а Азаров — в команде Путина. И вылезти за пределы того, что в сегодняшней стране можно делать: в стране тупиковой по установкам, он не может. Азаров перестанет быть губернатором, если начнет что то тут реально вытворять, как ему советуют оппозиционеры. Поэтому положение у него достаточно сложное. Он и хотел бы, по видимому, многое сделать, но: "сверху не пущают". Пока у власти в РФ будет Путин, мы будем в кипятке. И для сравнения: наши соседи - Пензенская или Ульяновская области. Там очень энергичные руководители: шуму от них много, а особых результатов в отличие от нашего региона, не заметно.
— После смерти в 2014 году "дедушки самарской демократии" Юрия Никишина на роль лидера местной оппозиции претендуют правозащитница Людмила Кузьмина и депутат Губдумы Михаил Матвеев. Кто из них лидер, по вашему?
— Не Кузьмина точно. Масштаб не тот. Очень интересная фигура — Матвеев. Но рекомендовать его на пост каких бы то ни было первых руководителей мне трудно. Он по своей природе — бунтовщик. Матвеев высказывает кучу правильных и очень разумных идей. Но то ли так жизнь сложилась, то ли характер у него такой: я ни разу не видел реального дела у Матвеева. Я не видел его человеком дела, а не слов. А слова у него правильные. Но вот дел за этими словами нет. То ли потому, что ему не дают их делать. То ли потому, что руки коротки.
— Вокруг Матвеева сейчас скандал — на бюро самарского обкома ему вынесли выговор по партийной линии. В Москве ЦК выговор отменил. Есть мнение, что обком вскоре исключит его из компартии. Это будет на руку Матвееву?
— Как бунтовщику и лидеру самарской оппозиции: конечно, на руку. Потому, что компартия сегодня в России — вещь неавторитетная. Самарская компартия в квадрате неавторитетна. Началось это при Первом секретаре обкома, ныне покойном Валентине Романове. Я пришел, три года назад, как зритель на один из митингов КПРФ и он кричал: "уберите Молевича с митинга!" Секретарь обкома он был никудышный. И нынешнее руководство нашей самарской КПРФ никудышно и никакого авторитета не имеет. Для них такой человек как Матвеев: пугало и совершенно ненужная фигура. Но и он оказался среди них принудительно: в одиночку очень трудно идти, и так получилось, что он с ними. Он абсолютно чужой среди самарских коммунистов.
— Следует ждать в ближайшие три месяца в Самаре массовых митингов и кипеша оппозиции?
— Думаю, что нет. Ни в стране, ни в Самарской области ничего серьезного в плане протестов не будет. Ну, может, помитингуют немного детишки после заявлений в социальных сетях. А вот программных лозунгов и лидеров, способных вывести на баррикады массы, пока не видно.
— Константин Титов придумал выражение "самарский народ". А что сегодня самарский народ?
— Эта его фраза про "самарский народ" многих возмущала на общероссийском уровне. Титова даже обвиняли в сепаратизме. Хотя это был правильный лозунг. Тогда это был трамплин для попадания Титова в президенты. В 2000 году Титов пригласил меня ездить по стране, агитировать, что он выдвигается в президенты. Он поехал по стране добиваться поддержки россиян в своем выдвижении президентом. Я был с ним тесно связан и пытался ему сказать, что его не поддержат, что все это мелко. Титов возражал: "меня поддержали в Ульяновске". На что я возразил: "после того, как вас поддержали, глава Ульяновской области вышел в коридор и хохотал, как он вас надул". Титов меня выгнал и сильно на меня обиделся. Но дальше все пошло, как я и говорил: Титов получил ерундовые проценты на президентских выборах. Такой вот "самарский народ".
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.