Председатель правления общественной организации "Марий Ушем" Владимир Козлов в сентябре выиграл выборы по многомандатному округу в собрание депутатов Сотнурского сельского поселения (Волжский район). Победа далась ему с одной стороны не очень тяжело — за известного земляка проголосовали большинство избирателей. Но участие в выборах стоило Козлову работы в финансируемом правительством республики издании на марийском языке — газете "Марий Эл". Почему национальная общественная организация не стала высказывать свою позицию по отношению к региональным выборам, что нового известно о деле активиста "Марий Ушем", нижегородского профессора Геннадия Королёва, чем ему запомнился удмуртский ученый Альберт Разин и как трагическая история его самосожжения повлияла на активистов из национальных регионов, а также какие изменения ждут национальную общественную организацию в ближайшее время? Обо всем этом — в интервью с Владимиром Козловым на "Idel.Реалии".
— Почему для вас важно было участвовать в выборах депутатов сельского поселения?
— У меня было давнее ощущение, что мы оторвались от села. Хотя родом многие оттуда. В 2017 году я делал доклад в правительстве республики о структуре села, о жизни жителей сельской местности. Через год я попробовал что-то попытаться изменить в реальности. Поехал в Сотнур Волжского района, это недалеко от моих родных мест. Хотел создать там музей. Но это не увенчалось успехом. А в этом году решил пойти кандидатом в депутаты именно Сотнурского поселения. Думаю, что село нуждается в таких людях. Я журналист, литератор, общественный деятель. Я хотел быть ближе, поменять может быть на несколько лет место жительства — переехать в Сотнур.
В деревнях Волжского района жило много известных исторических личностей, достойных подробного исследования их жизни. Все они забыты сейчас. Например, депутат Учредительного собрания 1907-1912 годов Иван Яковлевич Яковлев. Житель нашего района в дореволюционной России получил высшее юридическое образование, он был инициатором создания первой волости в Марийском крае (Большепаратской) — Дмитрий Ильич Атаев. Он расстрелян был. Гавриил Леонтьевич Леонтьев (Ику Мари), который выпустил две книги в 1909 году. Сергей Чавайн (основоположник марийской литературы) выпустил тогда одну книгу. А затем уже публиковался после революции 1917 года.
Мое появление кого-то, наверное, и раздражает. А простых людей, в определенной степени — вдохновляет. Мы разговариваем, строим планы. И что-то, даже многое, нам удавалось делать. Но не все. Потому, что основные проблемы, которые есть на селе — безработица и связанная с ней деградация.
Интересно, вот что. Когда я заговорил о том, что собираюсь открывать первый краеведческий музей в Волжском районе, вдруг в Сотнуре собрались создавать музей ремесел, библиотеку. До моего появления таких мыслей не возникало у местных властей.
— Одной из основных тем вашей избирательной кампании было создание музейного комплекса в Сотнуре, сохранение исторической памяти?
— Да. Но в моей программе были и социальные вопросы. Я не мог обойти, например, проблему газификации деревень. Якобы, я не должен этим заниматься. Но, возможно, мой опыт работы с проектами, выхода на Москву пригодится. Я не обещал строить дороги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Власти Татарстана приветствуют решение о строительстве трассы Москва — Казань— Вы уволились из издания "Марий Эл", в котором работали примерно год. Как это увольнение связано с вашим решением участвовать в выборах?
— Когда я заявился на выборы, уже стал кандидатом — через некоторое время меня пригласили в министерство культуры республики. Министр Константин Иванов предложил отказаться от участия в выборах. Он сказал, что взамен я смогу получить в будущем место в Общественной палате Марий Эл. Я уже общался с республиканскими чиновниками по поводу музея в Сотнуре. Поэтому примерно представляю, какой вес имеют их слова, обещания. Письменных гарантий по поводу Общественной палаты мне никто не смог дать. Я отказался, в том числе и поэтому. Но я не смог сняться с выборов по нескольким причинам. Первая из них — я должен быть на родине, помогать своим сельчанам. Насколько смогу. Наверное, поднять дух народа — что их не бросили, не покинули. Когда-то у меня была песня "Мой край Илетский". В ней есть такие слова: "Прости земля, я вернулся вновь". Изменить своему принципу, заветной мечте, я не смог.
После этого разговора в министерстве все немного успокоилось. А затем состоялся второй разговор в редакции "Марий Эл". Главный редактор Александр Абдулов вернулся из отпуска. Говорит, что ты опять натворил? Я говорю, вроде бы нормально все. Он спрашивает: зачем тебе депутатство? Добавил, что мной недовольны наверху. В таких случаях не говорят, кто именно недоволен. Чтобы не подставлять Абдулова и коллектив газеты, я написал заявление (это было в августе). С 16 сентября я свободный человек, безработный.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Потребовали сняться с выборов". Почему кандидатов в Марий Эл становится меньше— Что вы можете сказать о работе в газете "Марий Эл"? С одной стороны, вы писали на родном марийском языке, вероятно, были свободны в выборе тем. Но с другой стороны — "Марий Эл" — издание бюджетное, зависимое от учредителей…
— Я не работал в таком издании уже довольно много лет. Но мне оказали доверие, приняли на работу. Я со своим уставом в работу издания не лез. Делал то, что от меня требовалось. А требовались материалы по краеведению, литературе, истории. Это то, что мне по душе, это интересно. Что происходило вокруг — возможно мне и не все нравилось, но нет такого нигде, наверное, чтоб все нравилось. Я пришел в коллектив, который меня принял. Для меня это была определенная ответственность. Я не мог их подвести, хотя и не был согласен с какими-то вещами. Со своим участком работы, надеюсь, я справлялся.
— Почему "Марий Ушем" отказалась публиковать предвыборную позицию? Всегда такое (на региональных выборах) происходило, были определенные планы, насколько мне известно, и на этот раз. Что в итоге случилось?
— Скорее всего, все это связано с упадком интереса к выборным процессам и самой политической борьбе. В этом году не было такой борьбы, как в предыдущие избирательные кампании. Если со стороны посмотреть — все происходило тихо и мирно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Марий Эл отправлена в отставку отвечавшая за выборы чиновница администрации главы республики— Правление "Марий Ушем" незадолго до выборов опубликовало заявление по поводу нижегородского профессора, юриста, сторонника вашей организации Геннадия Королёва. Он был задержан весной по обвинению в получении взятки. В заявлении "Марий Ушем" говорится о том, что дело Королёва носит заказной характер и есть аргументация, почему вы считаете так? Расскажите о нем, о том, насколько вы в этой истории верите ему, его семье?
— Сама ситуация сложная. Мы никоим образом не можем сейчас общаться с Королёвым. Можем получать информацию только от его знакомых, среди которых есть сотрудники правоохранительных органов, представители прокуратуры.
— Они имеют отношение к этому делу?
Когда он служил Родине, занимал определенные должности, пока не заговорил о правах марийского народа, о марийском языке, пока не проявил озабоченность будущим Марийской республики — его никто не трогал. Как только он поднял эти темы, последовала реакция
— Они интересуются и хотят помочь. И реально помогают, поскольку они его знают именно как профессионала. Я же, допустим, знаю Геннадия Королёва только с человеческой стороны. У него интересная биография. Я знаком с ним с 1979 года. С самого начала учебы. Я тогда только перевелся в Москву, в литературный институт. Мне доверили должность сопредседателя марийского землячества в Москве. Тогда мне 19 лет было. И там я познакомился с этим человеком с военной выправкой, студентом третьего курса Геннадием Королёвым. С того времени его порядочность, манера держать себя в руках, быть справедливым — это для нас всегда было примером. И он был человеком слова всегда. На всю жизнь он для меня и остался таким. В 1990-е он переехал в Нижний Новгород, стал приезжать в нашу республику. Но как представитель госорганов он не мог принимать участия в общественной деятельности тогда. Это произошло позже, уже когда он вышел на пенсию.
— В заявлении "Марий Ушем" говорится, что одной из основных причин преследования Королёва стало его намерение участвовать в выборах в Госсобрание и его проект конституционной реформы в Марий Эл. Вам известны подробности — о каких поправках в Конституцию республики могла идти речь, насколько этот проект был готов?
— Мы не обсуждали подробно эти его проекты. Возможно, у меня просто не хватило времени, как всегда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Суд над Королёвым связан с его предложением провести конституционную реформу в Марий Эл"— Что произошло после обращения "Марий Ушем" по ситуации с Королёвым, какие последние новости?
— Первоначально была информация, что суд должен был состояться 4 сентября. Сейчас известно, что на заседании в тот день был продлен срок ареста Геннадия Королёва. Он находится под домашним арестом. Ему запрещено общаться по телефону, пользоваться Интернетом, электронной почтой.
— А после задержания по факту якобы получения взятки его отправили в СИЗО?
— Это было так. У меня информация, что он был в следственном изоляторе около двух месяцев.
— Заявление "Марий Ушем" по поводу Королёва получило уже какие-то отклики?
— Я не могу говорить о большой реакции от каких-то инстанций (госорганов). Но те, кто узнал эту информацию от нас, они конечно обсуждают. Конечно, это ничто иное как подстава. Когда он служил Родине, занимал определенные должности, пока не заговорил о правах марийского народа, о марийском языке, пока не проявил озабоченность будущим Марийской республики — его никто не трогал. Как только он поднял эти темы, последовала реакция.
— Я знаю, что "Марий Ушем" обсуждает заявление по поводу самосожжения удмуртского ученого Альберта Разина. Вы готовы высказаться по поводу происшедшего в Ижевске?
— Мы выражаем соболезнования родным, близким Разина, всему удмуртскому народу. Пока ведется следствие, политизировать ситуацию не будем. Хотя, с нашей стороны будет высказана позиция "Марий Ушем".
— Насколько вы знали Альберта Разина? Какие у вас воспоминания о нем?
— Он не просто занимался вопросами удмуртского языка, а был профессионалом. Для меня он не умер. Смотрю на его портрет в интернете, смотрю кадры его самосожжения. Нельзя ли было по-другому? И мне кажется, что он отвечает: "Нет, нельзя было". Это моя оценка. Мне их сейчас очень тяжело давать. Не от того, что я не знаю ситуации. Наоборот, скорее от того, что много знаю… И есть такая боязнь, что зная о многом, я могу ошибиться.
Я встречался с ним последний раз в апреле 2018 года. До этого мы виделись в Малмыже, он приезжал на чествование князя Полтыша (в этом городе в Кировской области находится могила марийского князя, организатора сопротивления русским войскам в первой половине XVI века — "Idel.Реалии"). Потом я участвовал в форуме, посвященном истории и будущему удмуртского народа, который он сам лично организовывал. Мы говорили о философии, религии марийского народа, мировоззрении удмуртов. Он давал прогнозы, рассказывал, как, по его мнению, можно изменить языковую ситуацию. Мне с ним легко было общаться. Нас сближала природная религия, которой он придерживался. Мы говорили о том, что есть, что было, и что может случиться. И как сделать так, чтобы не исчезали языки и культура.
— Тридцать лет назад началось возрождение "Марий Ушем". А сейчас вы обсуждаете вопросы прекращения деятельности региональной общественной организации. С чем это связано и в каком виде национальная организация продолжит свою работу?
В районах мы сейчас не можем даже памятные камни ставить — чиновники придумывают какие-то отписки. На запросы организации перестали отвечать чиновники правительства Марий Эл. Мы думаем над изменением статуса организации
— "Марий Ушем" зарегистрирован в 1998 году. В последнее время чувствуется, что мы "сбавили темп". Есть такое ощущение, что если что-то идет тяжело, нужно приостановиться, осмотреться. Может быть, пойти другим путем. Сегодня у нас ситуация такая: времена нелегкие (они всегда были такими), много требований, отчетов. В районах мы сейчас не можем даже памятные камни ставить — чиновники придумывают какие-то отписки. На запросы организации перестали отвечать чиновники правительства Марий Эл. Мы думаем над изменением статуса организации. НКО существуют в разных формах: движения, организации, объединения. Мы хотим, чтобы "Марий Ушем" существовал как движение. Для этого не требуется никакой регистрации, отчетов. Возможно, это даст нам новый импульс. "Марий Ушем" назывался по-разному: общественно-политическое движение, культурологическая организация. Мы не хотим ни политизировать, ни вдаваться только в культуру. Это должно быть движение, объединяющее людей. И возможно это избавит нас от ярлыков, которые нам навешивали последние два десятилетия. У нас есть определенные сложности во взаимоотношениях с Минюстом, их требования, предупреждения.
— Каким образом вы планируете решать вопрос реорганизации?
— Мы сейчас приняли решение на правлении. Обсудим на общем собрании "Марий Ушем" в конце этого года.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.