"Сотрудники не справляются со сложившейся ситуацией"

Архивное фото

Максим Кочуров проработал полицейским в Ижевске больше 18 лет. В августе 2019-го его уволили. По словам экс-сотрудника, увольнению предшествовали давление, унижения и оскорбления от начальства. О том, как складывалась его работа и работа его коллег, Кочуров рассказал "Idel.Реалии".

— Когда вы начали сталкиваться с нарушением своих прав на работе?

— С самого начала моей работы. Нарушения были во всем: от выдачи формы до обеспечения туалетной бумагой и канцтоварами. Что важно, это никогда не заканчивалось. Здесь идет расчет на терпение сотрудника. Я работал в полиции с ноября 2002 года по август 2019-го. Уходил я с должности начальника смены дежурной части Управления МВД по Ижевску в звании майора полиции.

Личный состав не берегут, а унижают после каждой смены


— Расскажите подробнее о нарушениях.

— Тут дело в завышенных требованиях к сотрудникам полиции, сокращении личного состава.

При любом раскладе в табелях указывается стандартная продолжительность рабочего времени без учета переработок. Также нарушения часто связаны с "палочной системой". После реорганизации и сокращении УМВД по Ижевску нагрузка на сотрудников возросла в разы. Личный состав не берегут, а унижают после каждой смены.

— Что значит "завышенные требования"? Поясните.

— Сейчас у нас соединены два отдела. По одному району обычно в среднем 80-100 сообщений от граждан. К Управлению МВД по Ижевску с этого года присоединили территориальный отдел №5 ОП МВД, тем самым увеличилось количество сообщений о преступлениях до 160-190 в сутки.

Руководство требует раскрытия в течение дежурных суток, но из-за такого количества сообщений сотрудники не успевают на них оперативно реагировать и собирать материалы в полном объеме. К примеру, наружные службы, тот же ППС. У нас на один район работают всего три экипажа. На выезд по каждому сообщению у них уходит по 20-30 минут. Если им за смену поступило шестьдесят сообщений, естественно, они не успевают своевременно приехать.

УМВД раньше была отдельной структурой, которая создавалась для контроля за районными отделами города


Люди часто сообщают о происшествиях по вечерам. Две следственно-оперативные группы, работающие в районе, не успевают своевременно выехать на вызовы из-за огромного количества сообщений. Они обязаны прибыть на место происшествия в течение 40 минут после поступления сообщения в дежурную часть. Работа на месте происшествия может занять до нескольких часов. Если таких сообщений десять, они уже не успеют выполнить работу по каждому из них в полном объеме.

— Сокращение личного состава связано с присоединением одного отдела полиции к УМВД по городу?

— Да. Это инициатива нашего главы МВД, которая действует с января этого года. УМВД раньше была отдельной структурой, которая создавалась для контроля за районными отделами города. После присоединения пятого отдела полиции Ижевска к городскому УМВД те же обязанности, что у райотдела, передали дополнительно начальнику смены в УМВД. То есть, он начал выполнять работу районной части и свою, отвечая за город. Двойные обязанности при той же зарплате.

С начала своей работы мой начальник незаконно задерживал людей


У меня общий стаж 18 лет и 9 месяцев. Я хорошо справлялся со своей работой, пока эти нововведения не вступили в силу и пока не пришел новый начальник. Я буквально за восемь месяцев стал настолько плохим сотрудником для него, что появилась необходимость меня уволить.

— Вы говорили, что вас уволили из-за личной неприязни вашего начальника. Что стало поводом для этой неприязни?

— Я писал много жалоб и в прокуратуру, и в вышестоящие инстанции МВД, где конкретно указывал угрозы начальника Управления МВД по Ижевску полковника полиции Фато Мгои в мой адрес. Поводом для личной неприязни стала моя жалоба из-за нарушения моих трудовых прав, а также жалоба на превышение им должностных полномочий.

Этим летом произошла неприятная история с моим отпуском. Мы с женой и нашими пятью детьми собирались в Анапу. Второго июля, меньше чем за сутки до отъезда, ко мне домой отправили четверых сотрудников полиции, чтобы те ознакомили меня с отказом в предоставлении отпуска. Мотивировали это тем, что мой отпуск не совпадает с общим графиком отпусков, несмотря на то, что мы делим отпуск на две части, а с графиком он уже давно не сходится. Начальству было известно, что мы с семьей уже купили билеты и оплатили отдых в Анапе. Мы все равно уехали. По возвращении ситуация ухудшилась.

Он [руководитель УМВД по Ижевску] обзывал меня бараном, говорил: "Я тебя все равно кончу"


С начала своей работы мой начальник незаконно задерживал людей, не включал дополнительное рабочее время сотрудников в табель, использовал при мне и до сих пор использует подчиненных в качестве такси (чтобы его возили на работу и домой). У нас с ним был конфликт из-за того, что он однажды пришел на работу пьяным. Терпишь, думаешь, что вдруг у человека какие-то личные проблемы, всё наладится, но становится только хуже.

Как-то раз с утра он вызвал меня к себе. В кабинете также находился его заместитель. Они вдвоем начали ругаться на меня матом. Якобы на них пришла жалоба и они предположили, что это сделал я. Он [руководитель УМВД по Ижевску] обзывал меня бараном, говорил: "Я тебя все равно кончу". Я пожаловался на его действия в администрацию президента. Видимо, ему после этого "попало". Я предполагаю, что еще кому-то из МВД республики попало. Тогда и начались нарекания и давление. За последние восемь месяцев у меня было около двадцати служебных проверок. Наказать смогли по шести из ним. На основании этих шести проверок меня и уволили.

— Его отношение к вам изменилось после ваших жалоб?

— Да. Когда он пришел, он пытался установить свой авторитет, но использовал для этого сомнительные механизмы. Например, в первый же месяц работы потребовал сотрудника вымыть полы в кабинете. Мытье полов не входит в служебные обязанности сотрудника полиции. Я высказал возмущения на этот счет и тоже отказался выполнять данный приказ. Он таким образом хотел нас унизить и показать, кто здесь начальник. Сомнительная тактика.

— Такое отношение руководство вашего УМВД проявляло только к вам или и к другим сотрудникам?

— Отношение такое только ко мне, потому что я в открытом порядке заявил о нарушении своих прав. Как-то один из сотрудников УМВД появился на рабочем месте пьяным. На него неоднократно жаловались, сообщали о его состоянии. Далее при заступлении на службу этого сотрудника отправили на освидетельствование, которое показало 1,46 промилле алкоголя в его организме. За это ему вынесли строгий выговор, но оставили работать дальше.

Все начальники ведут себя также. Единственная разница — огласка и жалобы подчиненных


Также постоянно нарушается трудовое законодательство и приказ МВД РФ от 01.02.2018 г. № 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", по которому установлен 24-часовой режим рабочей смены для дежурной части.

В журнале приема-сдачи дежурства принимающий начальник всегда пишет 8:00. Если даже мною написана правдивая сдача дежурства в 16:00 (о чем также заявляла моя супруга в телефон доверия МВД), то в последующем данное время исправляется на 8:00. Сначала задерживает, а потом поверх записей исправляет. Это даже смешно.

Нет информации о режиме рабочего времени в дежурной части. При дежурстве сутки через двое мой отдых в ночное время составляет шесть часов, но по факту его нет. В течение этого времени я должен быть освобожден от выполнения служебных обязанностей, но тут же могут вынести выговоры, способствующие увольнению.

— Как много начальников в МВД Ижевска ведут себя так же?

— Все начальники ведут себя также. Единственная разница — огласка и жалобы подчиненных. Людей с небольшим стажем "воспитывают", как им надо. Тех, кто начинают качать свои права, увольняют как неугодных.

На данный момент в УМВД люди по собственному желанию либо увольняются, либо переводятся в другие отделы

— Вы ведь не один, кому не нравилось сложившееся положение. Что говорили ваши коллеги?

— На данный момент в УМВД люди по собственному желанию либо увольняются, либо переводятся в другие отделы. Достаточно много подобных рапортов. А кто-то более терпеливый, работает через не могу.

— Если бы вас не уволили, вы бы остались там работать на таких же условиях?

— В принципе, я бы остался. Меня не устраивало отношение руководства. Весь вопрос в этом. Я бы остался и исполнял возложенные на меня функции, если бы и они следовали правилам и не нарушали законы. Они же это делают ради статистики, чтобы показать какие-то результаты в Москве. Им плевать на личную жизнь сотрудников. То есть: "Пускай они живут на работе, но показывают результат".

"Вас задерживают сверх нормы, потому что у вас ненормированный рабочий день".


— Почему вы сами не уволились за эти восемь месяцев?

— Я не ожидал, что меня будет возможно уволить таким образом.

Я думал, что если я хожу на работу, исполняю свои обязанности, принудительно уволить меня они не смогут. Я не думал, что человека можно уволить по надуманным провинностям. Я на деле ведь не произвел никакого ущерба организации.

В моих действий не было никакого умысла на причинение ущерба системе МВД. Вот представьте, одно из нарушений. Наша группа оперативно выехала, зафиксировала преступление, но не своевременно подала сигнал вышестоящему начальству. Узнали они об этом не через три часа, а через пять часов. При этом все сделано должным образом, ситуация от этого не изменилась. Я понимаю, что за это можно сделать замечание, но не вынести выговор.

— Какие меры предпринимались по вашим жалобам?

— В основном были отписки. Возможно, руководителям поступали какие-то звонки и сообщения о том, что на них пожаловались и чтобы они решили эту проблему. Я лично получал ответы в духе: "Вас задерживают сверх нормы, потому что у вас ненормированный рабочий день". Я согласен с этим, но если вы меня задерживаете, сделайте приказ о времени задержания или включите эти часы в табель рабочего времени. Это все законно. Ничего сверхъестественного для себя я не требовал. Я просил придерживаться закона.

— Расскажите про свои суды.

Я просто хочу восстановить свои законные права. Считаю, что меня уволили незаконно


— Я сейчас собираю документы для судов, попробую встать на биржу труда и устроиться работать юристом. У меня три образования: техническое, высшее юридическое и высшее экономическое. Думаю, какую-то работу мне предложат. У меня пять детей, сидеть дома мне нельзя.

— Именно про суды. Какие заседания у вас планируются?

— Я подал четыре иска по дисциплинарным взысканиям — результатам служебных проверок. Сейчас адвокат подаст еще три иска. Два выговора и непосредственно само увольнение, которое я также считаю незаконным.

— Чего вы хотите добиться этими судами сейчас? Чтобы вас восстановили в должности?

— На данный момент я просто хочу восстановить свои законные права. Считаю, что меня уволили незаконно. Также считаю, что все дисциплинарные взыскания на меня накладывались незаконно.

— Предположим, суд признает, что вас уволили незаконно и обязывает руководство УМВД восстановить вас. Вы вернетесь на службу?

Им показывают, что меня уволили за мои жалобы, и говорят, что так поступят с любым


— Вернусь. Даже если суд восстановит меня, я думаю, руководство проведет работу над ошибками и попытается повторно меня уволить. Такая система сама по себе.

Они не хотят признавать тех, кто что-то требует. Не нравится сотрудник — увольняем. Им все равно, сколько человек отработал, чего добился за время службы. Это делают публично, дабы остальным было неповадно жаловаться.

После меня аналогичным образом уволили еще одного сотрудника Артема Фертикова. Мы с ним вдвоем состоим в Удмуртской Региональной общественной организации сотрудников и работников правоохранительных органов "Милиция". Его создали этим летом и именно для того, чтобы защищать права сотрудников органов.

Сейчас, как рассказывают коллеги, мне запрещено находится в здании УМВД. Коллегам сказали, что уволят любого, кто пропустит меня в здание. Им показывают, что меня уволили за мои жалобы, и говорят, что так поступят с любым, кто захочет действовать аналогичным образом.

— Почему вы хотите вернуться в эту систему? Вы же сами сейчас довольно негативно о ней отзываетесь.

— Причина простая — это зарплата. Моя зарплата там была в районе 48 тысяч рублей. Если я сейчас пойду работать юристом, при самом хорошем раскладе я буду получать тысяч 30. Я не смогу прокормить жену и пятерых детей на эту сумму. К тому же работа в органах предполагает хорошую пенсию. Здесь я руководствуюсь по большей части денежным вопросом. Условия труда невыносимые, но зарплата неплохая.

— В последние годы СМИ повсеместно говорят о насилии со стороны полицейских. Как вы оцениваете всю сложившуюся ситуацию в системе МВД?

— На самом деле именно в полиции сейчас такого мало. Сотрудники сегодня стараются действовать в рамках закона, так как постоянно заводятся уголовные дела на них самих. Бывает так, например, когда задерживают пьяного, но он провоцирует сотрудника полиции. Бывает, человек не сдержался и возбуждает на него уголовное дело. Бывают, конечно, сотрудники молодые и несдержанные, ведь много людей работают в полиции.

Подобные нарушения ведут к укрытию преступления


— Как ваше руководство относилось к насилию?

— Сами физическую силу они не применяли. Было больше морального давления.

— Ваш руководитель склонял лично вас к нарушению закона?

— Некоторые факты я описал. Если, например, поступило сообщение о преступлении и оперативна группа не может его быстро раскрыть, назначаются дополнительные мероприятия. В этой связи люди должны продолжать работу после окончания смены. Естественно, у них пропадает желание работать по закону. Такие обстоятельства, я считаю, ведут к тому, что сотрудник полиции старается укрыть преступление, чтобы не задерживаться лишний раз на работе.

— Вы сами говорите, что ежесуточно число сообщений о преступлениях в УМВД переваливает за сотню. Их ведь нужно как-то раскрывать. Как?

— Сотрудники действительно не справляются со сложившейся ситуацией. Когда произошла реорганизация МВД в Удмуртии, люди терпели и думали, что-то изменится, но эти восемь месяцев показали, ничего не произойдет. Люди ведь не могут неделями жить на работе. От этого и идут все нарушения.

— Что с этим делать?

— Я не знаю. До этих нововведений у меня не было и мыслей уходить из МВД, потому что я привык к этой системе, отдав ей столько лет. Даже если вы отработаете на одном месте десять лет, вам будет страшно менять его на что-то. Пока я хочу пройти суды и попытаться там доказать, что у меня тоже есть права, которые необходимо соблюдать.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.