5 главных фактов из книги "Запрятанная история татар"

Вахит Имамов, автор книги "Запрятанная история татар"

В Верховном суде Татарстана рассматривается иск о признании книги Вахита Имамова "Запрятанная история татар" ("Яшерелгән тарих") экстремистской. С иском в суд обратился некий Решитский. Книга была переведена на 12 языков, в Казахстане она вышла 55-тысячным тиражом. Что нужно знать о содержании этой книги?

Книга татарского писателя Вахита Имамова "Запрятанная история татар" вышла в 1993 году. В ней автор рассказывает о событиях XVI—XVIII веков, когда после падения Казани татары вели активную национально-освободительную борьбу против русских колонизаторов. Книга написана на основе документальных источников, те или иные факты автор приводит со ссылкой на труды авторитетных ученых и научных работ по истории. Пять фактов из книги "Запрятанная история татар".

1. "Сознание людей отравляют ложной историей"

Вступление к книге Имамов начинает со слов о том, что татарский народ не знает "и половины своей истории". Происходит это потому, что в учебниках для школ и вузов о татарах почти ничего не рассказывают, а если имя татар и упоминается, то всегда только в оскорбительном контексте, пишет он.

Вахит Имамов, "Запрятанная история татар"

К великому сожалению, народ своей истории не знает. Из поколения в поколение ведется оболванивание масс ложной историей. Все, что было славного в истории других наций и народностей, населявших территорию нынешней империи, присваивается русскими. История же малых народов в основном замалчивается или же она преподносится так, что "меньшие братья" вынуждены бывают "свое" прошлое не афишировать.

История татарского народа также "обкрадена и оболгана", говорит Имамов. Полностью изъят из истории татар период с 1236 года, когда Булгарское государство было разгромлено войсками Чингисхана — до 1437 года, даты образования Казанского ханства. Да и скудная информация о событиях, произошедших после завоевания Казани Иваном Грозным, не позволяет в полной мере представить тот исторический путь, который пришлось пройти татарскому народу, говорит автор.

2. "Покорение Казани проводилось с особой жестокостью. После падения ханства зародилось мощное повстанческое движение"

Повествование о национально-освободительной борьбе татарского народа Вахит Имамов начинает с событий 1552 года — взятия Казани русским царем Иваном Грозным. Автор, опираясь на труды известного историка Михаила Худякова, рассказывает о чрезмерной жестокости в действиях завоевателей.

Михаил Худяков: "Очерки по истории Казанского ханства"​

"Все мужское население громадного города было истреблено. Из мужчин был оставлен в живых лишь один хан Ядыгар... Немало было убито и женщин... С женщинами было поступлено также жестоко: царь отдал их в полное распоряжение своим солдатам".

Как пишет Вахит Имамов, каждый русский солдат завладел татарским пленным. "Город представлял ужасное зрелище: пылали пожары, дома были разграблены, улицы были завалены трупами, везде виднелись потоки крови", — приводит автор описание города из книги Гумилева.

Но падение города не сломило дух казанцев, пишет Имамов. Сразу после отъезда Ивана Грозного уцелевшая часть населения Казанского ханства вступила в борьбу за независимость. Один из первых отрядов повстанцев образовался уже в начале 1553 года под руководством Джансеита и Сарый-Батыра. Восставшие укрепились у берегов реки Мёша в 70 верстах от Казани. На подавление восстания из Свияжска был выслан военный отряд. Татары смогли дать отпор карателям — 200 человек были убиты, еще столько же взяты в плен.

Еще более многочисленное войско удается собрать предводителю повстанцев Мамыш-Берды. Повстанцы располагаются в Чалымской крепости на берегах Волги в 160 километрах от Казани. Было решено здесь воссоздать Казанское ханство, на престол пригласили брата царицы Сююмбике — мурзу Али-Акрама.

Узнав о намерениях татар, Иван Грозный летом 1553 года высылает в Казань новые крупные карательные отряды, поставив перед ними задачу ликвидировать остатки татарских военных сил и окончательно покорить Казанское ханство. Каратели сжигали деревни, грабили имущество, угоняли людей в плен. "Обезумевший от ужаса народ был вынужден подчиниться Ивану", — пишет автор.

Но и после этого восстания продолжаются. Крупные столкновения происходили в 1554-1556 годах. В 1557 году земли Казанского ханства стали раздавать русским. Новая волна восстаний прошла в 1572-1573 годах — все они были подавлены с помощью отправленных из Москвы военных отрядов. Восстания вспыхивают и в последующие годы, "свободолюбивый дух народа не был сломлен", пишет Вахит Имамов.

3. "Восстания XVI-XVII веков. Татары, башкиры, мари, чуваши, удмурты вместе выступали против колонизаторов"

В XVII-XVIII веках борьба за независимость развернулась в Казанской, Уфимской, Оренбургской губерниях, она охватывала все территории от Волги до Урала. Помимо татар и башкир, в них зачастую участвовали чуваши, мордва, удмурты. Но в большинстве написанных московскими учеными учебников эти восстания приписывают лишь башкирам. Такое толкование было удобно и московским политикам, и уфимским ученым, говорит автор.

Вахит Имамов, "Запрятанная история татар"

Как известно из советских учебников, башкирский народ в 1553 году "добровольно" вошел в состав русского государства. А то, что "от имени башкирского народа" преклонили перед Иваном Грозным головы всего лишь три ходока-предателя: мурза Бикбов из Усерганского рода, Мушул Каракузяк от кара-кипчакцев и Шигали Шигман из тамьянцев — это было спрятано за черный занавес. Зато показ освободительных восстаний XVII-XVIII веков исключительно башкирскими рекламировался вовсю. Ибо и через века цель московских правителей осталась той же: вбить клин между татарами и башкирами и, в конечном итоге, поссорить эти два родственных народа.

Татары и башкиры часто помогали друг другу, пишет Имамов. Убегая от плена и насильственной христианизации, тысячи татар перебирались за Каму, обустраивались на землях, где проживали башкиры, строили свои татарские деревни, открывали мечети и медресе. В таких условиях происходила естественная ассимиляция двух народов, говорит автор. Против карательных отрядов татары и башкиры тоже выступали вместе.

4. "Под давлением восстаний русские цари отменили указ о насильственном крещении"

В 1681 году выходит указ о насильственном крещении. В ответ на это поднялась мощная волна восстаний, охватившая Казань, Мензелинск, Уфа, Кунгур и другие регионы. Наступление повстанцев шло под руководством Сеита Ягофарова (по словам автора, другой информации об этом человеке пока не обнаружено). В начале июня 1682 года восставшие вступили в открытое столкновение с правительственными войсками. Сеит был ранен в бою, повстанцы несли потери, но все же под их натиском отряды карателей были вынуждены отступить.

Этот период был сложным и для русского престола. После кончины царя Федора, наследниками трона были объявлены два человека: 10-летний Петр Алексеевич и его больной брат Иван. В действительности за власть с боярской Думой боролась Софья.

Вахит Имамов, "Запрятанная история татар"

Размах восстания и успехи повстанцев встревожили центральную власть. 8 июля от имени царей Петра и Ивана была направлена специальная грамота с обращением к восставшим. Правительство отменило Указ от 16 мая 1681 года о насильственном крещении.

Эта грамота внесла раскол в ряды восставших, пишет Имамов. Часть из них прекратила борьбу, остальные под предводительством Сеита продолжили отстаивать свою свободу. На подавление восстания из Москвы были высланы дополнительные войска и использованы казачьи отряды. В 1683 году повстанцы были разгромлены.

5. "Попытка России насильственно крестить татар оказалась безуспешной"

К 1719 году в Казанской губернии крещеных татар насчитывалось 13 тысяч 322 человек, но за следующие 12 лет их число увеличилась лишь на 2995 человека. Начавшаяся еще с времен Ивана Грозного политика насильственного крещения народов Поволжья не давала нужных царской власти результатов, пишет Имамов. В итоге в 1731 году в Свияжске для усиления эффективности миссионерской работы была создана новая комиссия, которая руководила крещением народов Поволжья и Нижнего Новгорода. Но и появление этой комиссии не сдвинуло дело с места, тогда "разъяренная царская власть", чувствуя свое бессилие в этом вопросе, переносит комиссию в Казань, дает ей название "Новокрещенская контора" и архиепископом в Казань отправляет фанатика-миссионера, жестокого палача Луку Конашевича.

Вахит Имамов, "Запрятанная история татар"

Мулла Гали Сайфуллин из деревни Тюнтяр Малмыжского уезда (ныне в Балтасинском районе Татарстана), по указу губернской администрации, был раздет (ведь он мулла!) палачами на глазах своих односельчан и избит прутьями за то, что несколько некрещеных мордовских крестьян уговорил принять мусульманскую веру.

Как ни старались русские миссионеры, татарский народ не торопился переходить в христианство. В 1741 году "контора" смогла обратить в новую веру лишь 9159 человек, среди них татар и башкир — всего 143 человека. После этого миссионеры перешли к тактике кровавого наступления. По приказу Конашевича Татарская слобода Казани была изолирована от других районов города. Священники с солдатами ворвались в слободу, выбивали двери и окна домов, избивали людей, загоняли их в ледяную воду, уничтожали мечети и медресе. Такого рода "крестовые походы" устраивались и в близлежащих деревнях, пишет Вахит Имамов.

Не в силах терпеть жестокость крестителей, татары оказывали сопротивление. Каюм Насыйри пишет: "Татарская слобода с дубинами в руках выступила против насильников". В 1742 году по указанию Луки Конашевича была сожжена христианская духовная семинария, вину возложили на татар. В наказание татарам в 1742 году императрица Елизавета издает указ об уничтожении всех татарских мечетей. За два года в Казанском уезде были стерты с лица земли 418 из 536 мечетей татар.

Насильственное крещение, выбранное российской властью в качестве государственной политики, не прошло бесследно. К середине XVIII века "Новокрещенской конторе" удалось обратить в христианство почти всех чувашей, удмуртов, мордву. Но, невзирая на пытки и издевательства, татарский народ "не променял свою честь и совесть", говорит Вахит Имамов. Если в 1762 году в губернии были крещены 269213 человека, только 3670 из них были татарами. Таким образом, политика крещения татар с позором провалилась, пишет автор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Иван Грозный, имам Шамиль, Казанское ханство, или Как в России пытаются переписать историю

*****

Помимо приведенных в материале фактов, в книге содержатся и другие интересные сведения из истории татарского народа. Среди них — восстание Батырши (настоящее имя — Габдулла Галиев), возникновение такого явления, как лашманство, и другие.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.