На пресс-конференции 21 августа незарегистрированные кандидаты на выборах в Государственное собрание Марий Эл Андрей Смышляев и Борис Герасимов дали оценку избирательной кампании в республике, поделились мнением об использовании админресурса и рассказали о том, что посоветуют своим избирателям по поводу голосования 8 сентября. Подробности — в материале "Idel.Реалии".
О ЗАЕЗЖИХ ПОЛИТТЕХНОЛОГАХ
— Глава Марий Эл не озвучил то, что во время избирательной кампании не будет применяться административный барьер, — сказал Андрей Смышляев. — Это позволило работать в республике заезжим политтехнологам. Они прибыли из города Вологды, вошли в состав территориальной избирательной комиссии. Вели работу по недопущению кандидатов-самовыдвиженцев, которым надо собирать подписи.
Смышляев напомнил, что руководитель одного из подразделений УВД Вологды Ольга Шишова была доверенным лицом Алексея Никитина, попытавшегося снять его с выборов в городское собрание Йошкар-Олы. После того, как суд отказал в иске Никитину, Смышляев обратился за разъяснениями по поводу Шишовой в УВД Вологды. Ему ответили, что сотрудница под такой фамилией недавно уволилась. Сразу после запроса, с сайта УВД по Вологде исчезла информация о Шишовой. После этого Смышляев выяснил, что Ольга Шишова является на выборах в Марий Эл еще и доверенным лицом партии “Коммунисты России”.
— Всех кандидатов Госсобрания отфильтровали, остались только лояльные "серому дому" (властям республики) кандидаты и представители парламентских партий, — полагает Андрей Смышляев. — Занималась этой работой команда политтехнологов, принимавшая участие в выборах 2017 года. Тот же самый депутат Холодов из Вологодского заксобрания. Его фамилия встречается в методичке, размещенной с подачи представителей Партии Роста в Марий Эл на одном из сайтов.
В этом документе была показана структура "республиканского избирательного штаба", возглавляемого руководителем администрации главы Марий Эл, руководителями регионального отделения "Единой России" и политтехнологом Григорием Казанковым. Андрей Смышляев столкнулся в судах с рядовыми представителями "команды Антона Холодова" (в "методичке" они указаны как члены "юридического блока" "Группы технологического сопровождения"; их фамилии Жукова, Орлов, Шишова — все трое были представителями интересов территориальных избирательных комиссий на судах по искам кандидатов, оспаривавших отказы в регистрации).
— Я с ними в 2017 году встречался, — поделился воспоминаниями Андрей Смышляев. — Мне Холодов передавал подписные листы в мою поддержку, которые они собрали. У меня сохранилась вся переписка с ними. Странно то, что например — в ЦИК Марий Эл есть оплачиваемый штатный юрист Марат Газизов. Зачем ещё должна присутствовать в суде рядом с ним какая-то неизвестная девица(позже выяснилось, что ее фамилия — Жукова)? Она имеет доступ к персональным данным жителей нашей республики — избирателей.
По словам Смышляева, следственный комитет проводит проверку по эпизодам, "связанным с Шишовой и Жуковой".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "С будущими депутатами говорят о лояльности главе республики и мэру Йошкар-Олы"О РОЛИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Андрей Смышляев привел пример работы представителей ТИК — по его словам, он был свидетелем описанной ситуации:
— Чем занимался ТИК (территориальная избирательная комиссия)? Сидит член ТИКа, ему звонит представитель некоего кандидата. И человек из ТИК объясняет ему: “Ты сходи в УФМС, мы договорились уже. Заходи с чёрного входа только”. Получается, что у административных кандидатов была возможность проверить свои подписные данные.
А вот с чем столкнулся независимый кандидат, когда шла проверка его подписей:
— Нас пригласили на заседание рабочей группы. Предложили привезти избирателей с их данными. В это время в процесс вмешался республиканский ЦИК. ТИК-1 были намерены составить ведомость разногласий, но представители ЦИК Марий Эл сказали им, что это законом не предусмотрено.
"В СУД ПОДАВАТЬ БЕСПОЛЕЗНО"
Бывший единоросс Борис Герасимов попытался выдвинуться от непарламентской "Партии социальных реформ":
— Я голосовал в прошлом году против пенсионной реформы. В этом году, когда я собрался баллотироваться от "Единой России", мне предложили снять свою кандидатуру (речь о праймериз "ЕР" — "Idel.Реалии"). Я снялся с праймериз, написал заявление и вышел из партии. Пошел одномандатником.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Иностранные агенты — это чиновники со вторым гражданством и зарубежной собственностью"Герасимов рассказал, что собрал 107 подписей лично, остальные попросил собрать своих помощников — жителей своего округа. Когда он ходил по домам, избиратели старались уточнить его отношение к "Единой России". Говорили: "Если вы за эту партию, то подписи ставить не будем". Подписи Герасимов собрал довольно быстро, "потому что мы работали честно и открыто".
— В итоге получилось так, что я тоже не прошел административный фильтр, — сказал парламентарий. — В Государственном собрании я решал проблемы людей, поэтому оказался не нужен нынешней республиканской власти. В суд не стал подавать. Думаю, что это бесполезно.
КАК ПРОВЕРЯЛИ САМОВЫДВИЖЕНЦЕВ
— Нас смутило, что для проверки подписей не привлекались графологи, — сообщил Андрей Смышляев. — Если "нужные" кандидаты, которых надо было допустить, подделывали подписи, мы не можем доказать этого.
Второе несоответствие самовыдвиженец смог продемонстрировать в суде. Дело в том, что запросы избирательной комиссии по вызвавшим сомнение подписям направлялись в МВД по Марий Эл. Смышляев ссылается на федеральное законодательство, предусматривающее, что запросы надо направлять в территориальные подразделения по месту жительства избирателей:
— Этого не делалось. В судах выяснилось, что данные УФМС по Марий Эл и отдела миграции по Йошкар-Оле разнятся. Мы отсудили двенадцать ранее забракованных подписей.
По мнению самовыдвиженца, "суды шли навстречу кандидатам, ходатайства удовлетворялись, часть подписей удалось отстоять". Но поскольку "большая часть позиций трактовалась в пользу территориальных избирательных комиссий, а их задача — не допустить независимых кандидатов на выборы", суды не удалось выиграть. Андрей Смышляев высказал сомнение в чистоте подписей, собранных самовыдвиженцами, которых поддерживают чиновники. К ним он относит Ларису Яковлеву (уполномоченный по правам человека в Марий Эл, член "Единой России"), Евгения Ремнёва (депутат Госсобрания Марий Эл, руководитель фракции ЛДПР, вышел из партии в 2018 году) и Владимира Кожанова (в июне покинул ЛДПР и досрочно прекратил полномочия депутата Госсобрания). По мнению политика, у этих кандидатов "были льготные условия для прохождения процесса выдвижения и регистрации, и на самом деле их никто не проверял".
В сентябре в Марий Эл пройдут выборы в Государственное собрание и в представительные органы муниципалитетов. Всего избирателям предстоит выбрать около 1400 депутатов.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.