Борис Федюкин: Остается только выживать

Фото предоставлены самарским отделением Либертарианской партии РФ

Глава самарского отделения Либертарианской партии Борис Федюкин в интервью "Idel.Реалии" рассказывает о местном политическом климате, почему власти не согласуют оппозиционерам публичные акции и зачем, несмотря на запреты, либертарианцы продолжают выходить на пикеты в защиту Рунета и гражданских свобод.

— Когда и по чьей инициативе в Самаре появилось отделение Либертарианской партии?

— Региональное отделение открылось, как и многие отделения в стране, в 2013 году. Сейчас практически все люди, стоявшие у истоков, отошли от дел. Нынешняя команда регионального отделения появилась в 2018 году, когда несколько сторонников и членов партии приняли решение организовать в городе выступление Михаила Светова. Из той инициативной группы многие впоследствии вступили в партию, в том числе и я.

— Много ли простые самарцы знают про либертарианцев? С пастафарианцами не путают?

— Путали скорее с вегетарианцами. У нас нет точной социологии по узнаваемости в нашем городе. Если сопоставить, то на днях отделение в Новосибирске опубликовало результаты опроса, и узнаваемость партии составила 12%. С учётом имеющихся организационных ресурсов — неплохой результат. Прошедшие за последние пару лет крупнейшие оппозиционные акции в Москве также хорошо работают на узнаваемость.

Фото предоставлены самарским отделением Либертарианской партии РФ

— Какие цели и задачи у вашей партии?

— Мы ставим своей целью дать каждому гражданину возможность свободно строить свою жизнь на мирных и добровольных началах, не находясь в постоянной тревоге от того, что в его планы вмешается чиновник. С учётом текущего уровня вмешательства государственных ведомств во все сферы нашей жизни и произвольности законов, очень сложно планировать свою жизнь наперед — остаётся только выживать. Самым ярким примером последних лет была пенсионная реформа — очевидное ограбление и так изнурённого поборами народа. У Либертарианской партии есть видение и конкретные предложения по необходимым реформам, которые помогут избавить нас от того торжества сословности и беззакония, которое сейчас происходит.

— Либертарианцы могут назвать себя оппозицией действующему в России режиму?

— Всю свою историю, а партия существует с 2008 года, мы находились в оппозиции действующей власти. Правление Владимира Путина привело нас к торжеству кумовского капитализма, бесчинству силовиков и все пронизывающей коррупции. Власть стремительно ведёт нас к состоянию несостоявшегося государства (failed state). Требование люстраций для текущей политической верхушки сейчас становится основным требованием оппозиционных сил. Изначально сформулированное Михаилом Световым, оно становится привлекательным благодаря методичной работе всей партии.

— С чем вы связываете нежелание самарских властей последние полгода согласовывать ваши публичные акции?

— Нам отказывали и раньше. С 2018 года мы подали более десятка заявок, и ни разу не получили одобрения от администрации города. Мне кажется, это одновременно и своеобразная провокация со стороны администрации проводить мероприятия без подачи уведомления, и какой-нибудь KPI (Key performance indicator — ключевой показатель эффективности) у местного чиновника на "низкий уровень протестной активности в регионе". Им плевать на проблемы местных жителей и их заботит исключительно их образ в глазах Кремля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фотограф Руслан Бадартдинов: "В самарском УФСБ на допросах избивают людей"


— Уголовное дело члена Либертарианской партии Руслана Бадартдинова как-то связано с его политическими взглядами?

— Нет, произошедшее с Русланом с партийной деятельностью напрямую не связано. Он попал под каток чекистского насилия со стороны ФСБ из-за своего чистого любопытства. Конечно же, мы не могли остаться в стороне и помогли Руслану с адвокатом и освещением его случая в СМИ. Сейчас ему вернули всю технику и мы надеемся, что история закрыта. Главные принципы нашей работы с силовыми органами можно описать двумя словами — Публичность и Правозащита. Только так в России можно добиться справедливости.

— Есть ли факты давления на ваших членов и сторонников в Самаре?

— В ноябре 2018 года на меня завели дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КОАП РФ (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) за митинг против пенсионной реформы, который прошел 9 сентября. Я не считаю себя виновным и спустя два решения местных судов не в мою пользу, подал документы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Иного давления на членов отделения не оказывалось.

— Вы считаете Самару свободным, демократическим городом? Какой в Самаре политический климат? Какие партии благоприятствуют, кроме "Единой России"?

— Наша страна сейчас страдает от действий Путина и его окружения, и Самара в этом плане не исключение. Конкуренция системных партий лишь номинальная, и все делится кулуарным договорняком в кабинетах. Иногда какой-нибудь клан силовиков жрет другой, об этом пишет в твиттере депутат ГосДумы о Самарской области Александр Хинштейн, а потом все замирает. Будоражит это вялое системное политическое болото разве что депутат Губернской Думы от КПРФ Михаил Матвеев.

— Как сильно растет число ваших сторонников в Самаре?

Мы рады сотрудничать со многими независимыми гражданскими активистами по вопросам местного значения

— Наше отделение одно из самых крупных в Поволжье. Для сравнения — если на лекцию Светова в 2018 году пришло 60 человек, то в 2019 году уже 150. Мы ищем различные способы привлечения в свои сторонники активных и небезразличных людей. Проводим семинары и открытые встречи, устраиваем кинопоказы, публичные дебаты, ведём социальные сети. Обстановка в стране побуждает людей обращать свой взор на политику, и мы пытаемся найти лучший язык для коммуникации.

— Кто ваши союзники из самарских политических и общественных движений? Кому вы симпатизируете и чьи акции поддерживаете?

— Наше отделение активно сотрудничает с местным штабом Алексея Навального. Мы проводим совместные акции и стараемся оказывать друг другу посильную помощь. Надеемся на успешное сотрудничество во время выборов депутатов городской думы Самары в 2020 году. Мне также импонируют активисты движения "Новая позиция" Антона Пунток и "Бессрочного протеста". Я сторонник более точечного использования уличного протеста, при этом я ценю их упорство и методичность. Мы также рады сотрудничать со многими независимыми гражданскими активистами по вопросам местного значения.

— Вы себя считаете политиком? Кто ваш идеал среди политических деятелей?

— Да, я верю, что моя деятельность в партии позволит России стать свободной и процветающей, и стараюсь делать для этого все возможное. Мне сложно ассоциировать себя с кабинетными деятелями, поэтому пока я ориентируюсь на опыт советских диссидентов прошлого. Наталья Горбаневская и другие активисты, вышедшие в 1968 году на Красную Площадь на пикет против вторжения советских войск в Чехословакию, поражают меня своей самоотверженностью. Я хотел бы равняться на их мужественный и совестливый поступок.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.