Советский райсуд Уфы в пятницу не удовлетворил жалобу координатора уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой на решение горизбиркома Уфы, отказавшего ей в регистрации кандидатом на довыборах в горсовет. Заседание продлилось без малого семь часов.
Объяснений, чьи именно подписи и на каком основании были признаны недействительными, Чанышева не получила и обжаловала отказ в регистрации в суде
Напомним, 6 июля Чанышева, выдвинувшаяся кандидатом на дополнительных выборах в горсовет Уфы по 8-му избирательному округу, получила отказ в регистрации. Рабочая группа горизбиркома по проверке подписных листов пришла к выводу, что из 246 представленных активисткой подписей избирателей 27 или 10,98% были признаны недостоверными, что, по мнению комиссии, превысило допустимый 10-процентный лимит недостоверных подписей. Все 27 подписей были забракованы привлеченными к проверке специалистами экспертно-криминалистического центра и управления по вопросам миграции МВД по Башкортостану. Объяснений, чьи именно подписи и на каком основании были признаны недействительными, Чанышева не получила и обжаловала отказ в регистрации в суде.
В исковом заявлении Чанышева указала, что была лишена возможности участвовать в проверке сданных ею подписей, потребовала отменить решение горизбиркома об отказе ей в регистрации, обязать комиссию зарегистрировать ее кандидатом, а также провести в суде повторную проверку ее подписных листов.
Суд начал рассматривать жалобу активистки во вторник, 15 июля. В ходе судебного заседания Чанышева заявила ходатайство об истребовании подписных листов и исследовании их в суде.
В пятницу эти листы были представлены в суд представителями горизбиркома, которые, ссылаясь на закон о защите персональных данных, потребовали, чтобы документы изучались в закрытом заседании. Однако, судья Виктор Иванов отклонил это ходатайство. Далее судья, запретив, в нарушение процессуального законодательства, вести аудиозапись публике и прессе, объявил, что он намерен исследовать все 246 подписей, а не только 27, объявленных горизбиркомом недостоверными. То, что среди участников процесса нет ни одного эксперта, судью никоим образом не смутило. В ходе исследования Иванов обнаружил дополнительно еще одну недостоверную подпись (подписной лист не был заверен кандидатом, как того требует законодательство).
В ходе заседания публику немало позабавили постоянные ссылки ответчиков на "презумпцию добросовестности" органов госвласти и госслужащих — в данном случае, проверявших подписи экспертов МВД.
Так, Лилия Чанышева и ее представитель Федор Телин заявили ходатайства о проведении независимой экспертизы подписных листов, а также о вызове в суд и допросе самих экспертов МВД, избирателей, чьи подписи были признаны недостоверными, и сборщиков подписей. Судья заявил, что по сомнительным подписям он немедленно направит дополнительный запрос в ФМС.
— Какой смысл проверять правдивость справок экспертов ФМС у них же самих? — недоуменно спросила Чанышева. — Достоверность нужно проверять при помощи вызова в суд самих избирателей.
База МВД-ФМС далеко несовершенна, эксперты могут допускать и другие ошибки, намеренные или ненамеренные, скажем, при вводе данных. Какая тут может быть "презумпция добросовестности" таких госслужащих?!
— Эксперты МВД дали справку, например, что избиратель Валентина Викулова умерла аж в 2012 году, между тем, она жива! — возмутился Федор Телин. — Мы приведем ее сюда сегодня же и докажем, что именно она поставила подпись за Лилию Чанышеву! Я также лично знаком с избирателями Бикчентаевым и Тихоненко, лично брал у них подписи, которые теперь эксперты МВД оспаривают. Я не доверяю такой проверке. Известно из практики, что база МВД-ФМС далеко несовершенна, что эксперты могут допускать и другие ошибки, намеренные или ненамеренные, скажем, при вводе данных. Какая тут может быть "презумпция добросовестности" таких госслужащих?! Поэтому мы настаиваем на вызове в суд и наших избирателей, и экспертов.
Тем не менее, во всех этих ходатайствах судом было отказано. Мотивируя отказ, судья сослался на ту самую "презумпцию добросовестности" госслужащих. Он также не принял отвод себе, заявленный Чанышевой после отклонения всех ее ходатайств.
Во время ожидания судебного вердикта Федор Телин сообщил, что к Валентине Викуловой, объявленной экспертами ФМС "умершей", на дом только что явилась полиция.
— Во время очередного перерыва в заседании я позвонил ее сыну и рассказал, что, согласно справке ФМС, его мама, оказывается "умерла в 2012 году". Он сильно удивился, сказал об этом маме, она, естественно, тоже крайне удивилась.После этого звонка прошло, буквально, полчаса и к ним приехали два майора полиции, заявили, что "поступило анонимное сообщение о шуме из их квартиры" и, как рассказал сын, весьма смущенно попросили ее предъявить паспорт. По чьему заданию они приходили? Убедиться, что Викулова жива? — поведал Телин.
В девятом часу вечера судья Виктор Иванов огласил резолютивную часть своего решения — в удовлетворении жалобы Лилии Чанышевой было отказано.
— Я считаю решение суда незаконным, политически мотивированным, — заявила после суда активистка. — Я — человек, который не согласен с позицией действующей власти и она, защищая себя, пытается не допустить меня до выборов. Я с этим решением не согласна и буду его обжаловать в Верховном суде республики.
— Я этому суду не доверяю, не доверяю и экспертам, которые выносят такие заведомо незаконные заключения. Не знаю, конечно, как на всё это посмотрит Верховный суд Башкортостана, но иллюзий по этому поводу у меня нет, — добавил Федор Телин.
Мотивировочная часть решения суда будет изготовлена в понедельник, 22 июля. Сразу после этого Лилия Чанышева и ее представители намерены подать апелляционную жалобу в Верховный суд республики.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.