Вчера, 22 мая, противники строительства мечети "Рахматулла", которую предполагается построить на пересечении улиц Симонова и Годовикова в Казани, вновь устроили сход. Сторонники строительства также присутствовали. Корреспондент "Idel.Реалии" выслушала аргументы обеих сторон.
На сход ждали главу районной администрации. Но он не приехал. Местную власть представляли два человека: директор школы № 62 Татьяна Габдрахимова и депутат Марат Бикмуллин. Не считая многочисленных полицейских, которые, впрочем, молча следили за происходящим.
Поначалу сход, состоявшийся за школьной хоккейной площадкой, и вовсе напоминал родительское собрание: Татьяна Габдрахимова пожурила собравшихся за то, что кто-то указал: встреча пройдет в школе. И — не в первый раз — попросила не делать дырки в заборе.
Габдрахимова объяснила: в 2001 году мэрия Казани передала во временное пользование школе территорию, где сейчас предполагается строить мечеть. Через пять лет (на такой срок передавался участок) его у школы забрали. В 2011 году город передал часть территории мусульманской организации.
— Я подняла документы. Школе этот участок никогда не принадлежал, — подытожила директор.
Депутат Казанской городской думы Марат Бикмуллин (Караваевский избирательный округ, фракция "Единая Россия") заверил: его команда занимается тем, чтобы выяснить правовые основания выделения земельного участка и выдачи разрешения на строительство.
После того, как картина прояснится, сообщил Бикмуллин, "мы будем или действовать через суд, или договариваться".
Дальше, как и двумя днями ранее, общение свелось к ожесточенной перепалке.
Какие аргументы приводят противники строительства мечети? Тех, что могут лежать в области права (и соответственно, стать доводами в суде, если до него дойдет) — два.
Первый — принадлежность участка школе (но, напомним, по словам директора, это не так).
Второй — несоответствие санитарным нормам и правилам (СанПиН). На это обстоятельство (не соблюдено расстояние в 50 метров) участники встречи ссылались многократно, но пояснить о каких именно нормах идет речь, не смогли.
По всей видимости, имеется в виду СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Пункт 2.10. гласит, что "расстояние от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения должно составлять не менее 50 м".
В 2014 году в Барнауле суд привлек к ответственности приход храма во имя равноапостольной княгини Ольги за то, что это расстояние не было соблюдено. Внутри храма, указывается в решении суда, находилось "помещение похоронного назначения". Отпевать в церкви суд запретил (в этом и состояло наказание).
Что раздражает противников строительства мечети? Ключевых обстоятельств — также два.
Первое — участок мал и зажат между домами. Капитальное строение (неважно, какое) будет его загромождать. На сходе собирали подписи за строительство детской и спортивной площадок вместо строительства мечети.
Второе — во время пятничных намазов дворы и проезды будут забиты автомобилями.
Уточним, что за несколько часов до схода Совет аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана пообещал, что на территории мечети "Рахматулла" не будут проводиться обряды ритуального жертвоприношения и не будет использоваться звукоусиливающая аппаратура во время призыва на намаз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДУМ прокомментировало ситуацию вокруг мечети, строительство которой вызвало споры— На данном этапе везде все застраивается. Детских площадок нет. Мы хотим, чтобы здесь была хорошая детская площадка открытого типа, — обосновал свою позицию Роман Киселев, выступающий против любого капитального строительства.
Он убежден: это территория школьного двора.
— Здесь рос я сам. Здесь играли мои дети, — объяснил он.
Какие контрдоводы у сторонников строительства мечети?
Ключевой — один. Острая нехватка мечетей в округе.
— В нашей мечети на Мариупольской, куда я езжу, очень много пенсионеров, которым тяжело добираться. Я сам лично развожу по домам. На ночной намаз не могут прийти. На утренний, — рассказал сторонник строительства Руслан (живет на Лукина, 11).
Всей округе "был бы плюс", считает Руслан.
— Мы не пьем, не курим. Сами собираем на строительство деньги. Что город дал, то и взяли. Мы ни с кем не боремся. На всё воля Аллаха. Если суд решит не в нашу пользу, даже посодействуем в строительстве детской площадки. Я лично буду содействовать, — пообещал собеседник.
На то, что мечетей в округе нет, ссылается Совет аксакалов. В опубликованном вчера комментарии отмечается, что "на сегодняшний день" в Авиастроительном районе Казани "действует пять мечетей", "все они находятся в отдаленных поселках" и это "свидетельствует об острой нехватке мечетей в данном муниципалитете".
Кроме того, обещает Совет, "на месте со строительством духовного учреждения планируется благоустроить прилегающую территорию и установить игровую площадку, доступную для всех детей".
Соавтор проекта мечети "Рахматулла" Искандер Насыров, также участвовавший во встрече, заверяет: все нормы, которые положено соблюсти, соблюдены. Иначе бы проект не согласовали и не выдали разрешение на строительство.
В частности, уточнил он, соблюдены нормы по противопожарному разрыву (расстояние между строениями, зависит от разных факторов) и по инсоляции.
Что касается СанПиН 2.1.2882-11 (еще раз подчеркнем — мы только предполагаем, что речь идет о нем), в случае с мечетью "Рахматулла" он не применим: обряда прощания с усопшими здесь отправлять не будут.
Насыров добавил, что после того как конфликт вспыхнул, проектной группе звонили из УАиГ. Сказали, что еще раз в срочном порядке перепроверили все расчеты и убедились, что они верны.
Кроме того, рассказал архитектор, в Казани не хватает порядка 80 мечетей. Эти расчеты, пояснил он, опираются, в частности, на исследования РИУ. Если бы недостатка в мечетях не было, нагрузка на каждую была бы меньше и не наблюдалось бы большого скопления людей (возможно, только в Соборной мечети).
Марат Бикмуллин предложил встретиться в следующий раз 27 мая. К этой дате сторонники мечети пообещали своим оппонентам подготовить строительную документацию.
Your browser doesn’t support HTML5
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.