В Ульяновске в небольшом микрорайоне Ближнее Засвияжье, в котором проживает около 35 тысяч человек, уже есть 6 храмов. Но мэрия дала согласие на строительство еще одного каменного храма — на месте старого сквера. На днях территория была обнесена забором, и вот тут люди забили тревогу.
15 мая житель района Ближнее Засвияжье Михаил Филиппов вышел на одиночный пикет против вырубки редких пород деревьев в сквере рядом с ДК "УАЗ". 18 мая около огороженной под строительство храма территории, где собираются "повалить" зеленые насаждения, жители решили провести сход и пригласили на него депутата Законодательного собрания Ульяновской области Виталия Кузина, а также работников администрации Засвияжского района.
Я не против, я за храм. Пусть строят, но не на этом месте и не за счет уничтожения деревьев.
— Я не против, я за храм, — высказывает свою позицию ульяновец Михаил Филиппов. — Признаться, видел эскиз новой церкви и он мне показался симпатичным. Пусть строят, но не на этом месте и не за счет уничтожения деревьев. У нас город большой, Засвияжский район тоже и места много — для всех хватит. Зачем искажать исторически сложившийся образ нашего района? Что разрешили сделать с нашим сквером власти — это разрушительное звено одной цепи, которая в последнее время планово искажает лицо нашего города, уродует. Конкретный пример приведу. Вот стоит рядом с нашим сквером ДК "УАЗ". Вроде бы его ремонтируют и дело хорошее. Но как это делается: замуровали 8 или 10 окон, снесли балкон, собираются облицовывать всё здание плиткой. Хотя в первоначальном облике — никакой плитки там не было. Это все равно, что облицевать нашу лютеранскую кирху на улице Железной Дивизии. Был в нашем районе в свое время кинотеатр "Свияга". Вместо него сейчас развлекательный центр. По сути, у меня и жителей это место отобрали. Также у города отбирают историю. Складывается тенденция, что из города постепенно исчезает его историческая часть. Делается это очень просто: раз и здание сгорает по неосторожности.
Your browser doesn’t support HTML5
НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА: "ЭТОТ СКВЕР И НЕ СКВЕР ВОВСЕ"
Отец Иоанн Береза, настоятель храма Алексадра Невского, в комментарии "Idel.Реалии" отметил, что вопрос со строительством уже решен.
Этот сквер и не сквер вовсе. Ну, растет здесь можжевельник, но мы ведь его уничтожать не будем, он также будет расти, будет пересажен.
— Для меня негативная реакция людей — это что-то совершенно новое и уникальное, — говорит он. — История храма началась еще в 2005 году, когда его настоятелем был отец Александр. Был построен приход в виде вагончика, который от силы вмещал не более 20 человек. Первые три года всех устраивало, но постепенно количество прихожан увеличилось. Построили деревянный храм, который вмещает максимум 200 человек. В 2016 году отца Александра не стало, а на его место пришел я. Первый вопрос, который у меня возник, это вопрос легальности нашего здесь нахождения. Мне пришлось выяснить, кому принадлежит земля. Оказалось, что земля принадлежит ДК "УАЗ". После, на одном из заседаний в управлении земельных отношений, мэрией было выдвинуто предложение. Нам сказали, что нам могут отдать этот прямоугольник земли, который называют сквером. Этот сквер и не сквер вовсе. Ну, растет здесь можжевельник, но мы ведь его уничтожать не будем, он также будет расти, будет пересажен.
Настоятель храма Иоанн Береза сказал, что хотел отметить, что он никаких прошений о выделении земли чиновникам не писал. По его словам, в мэрии сами предложили передать землю на безвозмездной основе.
Активисты говорят, что мы расплодили храмы
— Сейчас нашлись какие-то новомодные блогеры, которые откровенно дискредитируют информацию, якобы мы, духовенство, захватили город. Земля остается в ведении города полностью. Она не нам принадлежит, и не отцу Иоанну, ни русской православной церкви, никому. Она лишь отдана в безвозмездную аренду под строительство вновь задуманного плана. А храм уже 10 лет, как планировался. В итоге 24 апреля в 2017 году город передал участок в наше ведомство под строительство одного храмового здания. Активисты говорят, что мы расплодили храмы. Но построенный деревянный храм Александра Невского мы планируем после открытия каменного разобрать, — подытожил Иоанн Береза.
Со слов настоятеля храма стало известно, что у церкви есть первоначальный капитал на строительство, а помог в этом ульяновский предприниматель, владелец торговой компании "Дворцовый ряд".
ГЕНПЛАН ЕСТЬ
Наталия Лазарева не юрист по образованию, но уже много лет является волонтером-правозащитником в Ульяновской области, который защищает зеленые зоны. Сейчас она выясняет у прокуратуры, насколько законно предоставление данного участка под строительство храма, тем более, что будут вырубаться зеленые насаждения.
— У меня в руках сейчас карта Ульяновска 1989 года, изданная главным управлением геодезии и картографии при Совете министров СССР. Дело в том, что по генеральному плану, который действителен в настоящее время, этот сквер числится как зеленая зона общего пользования. И мэрия сейчас усиленно, втихую начала проводить публичные слушания. В том числе было организовано голосование на сайте мэрии — в отношении этого участка. Собственно, это публичными слушаниями назвать нельзя, потому что об этом никто не знал, — комментирует Лазарева.
А СЛУШАНИЯ-ТО БЫЛИ?
По словам Наталии Лазаревой, слушания были проведены с нарушением процедуры. Об этом она 3 апреля 2019 года написала заявление в прокуратуру, по которому ответа нет до сих пор. Настоятель храма Александра Невского напротив считает, что публичные слушания прошли как положено.
— Я не вспомню, когда они именно проходили. И, конечно, весь микрорайон о строительстве храма мы не смогли обойти. Могу лишь заметить, что в публичных слушаниях приняло участие порядка 60 человек, — прокомментировал Иоанн Береза.
"Я БЫ ПОСОВЕТОВАЛ ДЛЯ НАЧАЛА СТАРЫЕ ХРАМЫ В РЕГИОНЕ ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК"
Между тем, тема строительства нового храма в Ближнем Засвияжье получила широкую огласку в общественной среде. Эколог Александр Брагин из Ульяновска в разговоре с корреспондентом "Idel.Реалии" также выступил в защиту сквера:
"Сквер нужно сохранить. Я бы посоветовал для начала старые храмы в регионе привести в порядок прежде, чем строить новые. Сквер рядом с ДК "УАЗ" — это зеленая зона, где много ценных пород древесных насаждений. Он был с умом оборудован еще в советское время и он дорог горожанам, прежде всего, как память. Исторически так сложилось, что на этом месте никогда не было храмов, а в царское время были просто поля и луга.
Активист Тимур Шаркаев объяснил, почему люди стремятся сохранить сквер:
Если мы не отстоим, то более 50 деревьев будут погублены
"Мы хотим видеть парк. Здесь красивые деревья — красный клен, голубые ели, липа, туя, можжевельник. Если мы не отстоим, то более 50 деревьев будут погублены, хотя власти указывают, что деревья будут просто пересажены. Но мы консультировались, специалисты-экологи отвечают, что это невозможно — деревья не выживут. Есть неприятный момент, очень много людей нас поддерживают, но поддерживают нас молча. Почему есть такое нежелание выходить на протест? На мой взгляд, это связано с организованной властями пропагандой".
Тимур Шаркаев считает, что вопрос о строительстве здесь храма, не учитывая мнение людей, давно решен властями и находится лично на контроле у губернатора Ульяновской области Сергея Морозова.
— Об этом говорят фотоотчеты "Единой России" и местного депутата Гвоздева, который любит проводить праздники в округе. Народ подавлен, боится и не всегда хочет идти против власти, считая, что ничего уже не изменить. Жители округа обратились к депутату Заксобрания Ульяновской области Виталию Кузину, чтобы он нас поддержал и пришел на наш сход. Мы опасаемся, что могут быть провокации, этот проект курируется региональной верхушкой, поэтому могут быть административные дела. Такая практика в нашем регионе уже есть, — комментирует Шаркаев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Митинг за отставку Сергея Морозова собрал в Димитровграде около 2-х тысяч человекБУДЕТ ЛИ КАК В ЕКАТЕРИНБУРГЕ?
— Что будет в Ульяновске — сказать сложно, — считает депутат Заксобрания Ульяновской области Виталий Кузин. — Было такое, что народ поднимался и защищал свою землю. Например, была попытка построить отель "Мариотт" в парке Ульянова в 2011-13 годах. Оценивая настоящую ситуацию, все вопросы, конечно, к администрации города, которая дает разрешение на строительство храма, не учитывая мнение граждан полноценно. Хотят ли ульяновские власти того, что происходит в Екатеринбурге? Время покажет.
В Екатеринбурге, напомним, с 13 мая продолжаются акции протеста против возведения храма на месте сквера у Театра драмы. Они уже привели к столкновениям участников протеста с полицией и охраной стройки. Задержаны и арестованы десятки человек, участники акции жалуются на применение насилия со стороны полиции.
В пресс-службе московского Кремля в четверг назвали оправданным применение силы в отношении участников протестов против строительства храма в Екатеринбурге. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждает, что действия сотрудников правоохранительных органов стали реакцией на провокацию и "различные проявления непозволительного поведения". По его словам, власти Екатеринбурга продолжают диалог с теми, кто хочет этот диалог вести.
Вчера же мэр Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что стройка храма приостановлена. Это произошло вскоре после того, как президент России Владимир Путин предложил провести опрос среди жителей района, где собираются строить храм.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.