Европейская организация национальных меньшинств выступила в защиту региональных языков в России

Митинг в Казани в защиту татарского языка, 14 апреля 2019 г.

Ранее "Idel.Реалии" публиковали заявление организации "Свободный Идель-Урал" об игнорировании их обращения европейской структурой.

Федералистский союз европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ, Federal Union of European Nationalities) призвал власти России пересмотреть позицию касательно добровольного изучения региональных языков. Таким образом, ФСЕНМ отреагировал на прошлогоднее обращение организации "Свободный Идель-Урал" о нарушении прав народов Идель-Урала на образование на родных языках и изучение родных языков.

ФСЕНМ также призывал Госсовет Республики Татарстан пересмотреть постановление от 29 ноября 2017 года и вернуть татарский язык в список обязательных учебных дисциплин в республике, Минобр Татарстана — отменить программу переквалификации учителей татарского языка.

Организация "Свободный Идель-Урал" приветствовала заявление ФСЕНМ. В то же время в общественном движении выразили надежду, что позиция ФСЕНМ по поводу реализации права на образование на родном языке не является декларативным заявлением, и организация "приложит усилия, чтобы Москва прекратила насильственную русификацию автохтонных народов — не только татар, но и всех, находящихся в едином правовом поле Российской Федерации".

По словам активистов, они рекомендовали ФСЕНМ обратить внимание на то, что "нарушения конституционных прав народов Российской Федерации санкционированы высшим законодательным органом власти — Госдумой России".

— В изменениях, внесенных 8 августа 2018 в Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", отменяется обязательное изучение школьниками государственных национальных языков республик. Данное решение вызвало существенный негативный резонанс в республиках, включая коллективные заявления в адрес органов власти и акции протеста, — отмечают в платформе "Свободный Идель-Урал".

В организации надеются, что "ФСЕНМ откажется от политики выборочной обеспокоенности нарушением права на образование на родном языке".

— Верим, что ФСЕНМ будет переживать за народы России не меньше, чем он переживает за соблюдение языковых прав русских переселенцев в Латвии или за права этнических венгров в Румынии. Соответственно, ожидаем твердости позиции этой международной организации — следует требовать от Москвы соблюдения базовых прав человека, в частности права на образование на родном языке. Россия должна прекратить давление на национальные республики и навязывать им политику ассимиляции. Мы сами вправе решать, на каком языке учить наших детей — нам для этого не нужны прокурорские проверки в школах", — прокомментировал Сыресь Боляень, соучредитель движения "Свободный Идель-Урал".

Напомним, что 25 октября 2018 года движение "Свободный Идель-Урал" обратилось в ФСЕНМ с просьбой призвать государственную власть Российской Федерации прекратить политику ассимиляции коренных народов Идель-Урала и "отменить дискриминационные поправки в федеральный закон "Об образовании", по которым в общеобразовательных учебных заведениях запрещается обязательное изучение других государственных языков за исключением русского".

Летом 2018 года Госдума России закрепила добровольность изучения региональных языков — соответствующие поправки были приняты в закон "Об образовании". "Свободный выбор" родного языка и регионального государственного языка должен осуществляться по заявлению родителей ученика, при этом в качестве родного языка можно выбрать русский.

"Idel.Реалии" также сообщали, что в Дагестане, где русских 3,6% населения, по всем районам рассылали письма об учебнике "Русский родной язык". А в Сыктывкаре ученику не давали выбрать коми в качестве родного.

В России формально не запрещено получение образования на региональном языке, однако, по мнению активистов, государство не дает возможности сдавать Единый государственный экзамен на региональном языке, что заставляет родителей выбирать школы с русским языком обучения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.