Айнур Арсланов, занимавший с 2013 года пост заместителя главы ДУМ Башкортостана, на днях покинул свою должность. Его считали одним из главных претендентов на место председателя, но ситуация вдруг поменялась. "Idel.Реалии" поговорили с Арслановым и выяснили подробности ухода и распросили собеседника о сложившейся атмосфере в духовенстве.
— Вы недавно покинули свой пост в ДУМ РБ, объявили, что переходите на работу в НИИ религиозной безопасности и развития исламского образования БГПУ и будете там писать диссертацию. На какую тему пишете работу?
— Я пишу диссертацию по направлению "философия религии". Я буду исследовать философские мысли, ценности и идеалы религиозных реформаторов начала 20 века. Я буду изучать так называемых джадидов, джадидизм. Мне очень нравятся их труды. Они писали очень интеллектуально богатые и глубокие вещи. Нам необходимо изучить то, что называется отечественной богословией. А это и есть джадидизм.
— А чем вы намерены заняться в будущем?
— Этот год я для себя взял для защиты кандидатской диссертации. Я сейчас являюсь аспирантом второго курса факультета философии по направлению "философия религии". Планирую защитить диссертацию. Почитать тех авторов, которых я всегда мечтал прочитать, но работая в ДУМ РБ не мог себе позволить этого, потому что работы было много, постоянно нужно было ездить, постоянно что-то организовывать. К сожалению, такие величины как Ибн Араби, Аль-Фараби, Аль-Газали или Марджани...
— Это все понятно, это вы изучаете в рамках своей аспирантуры. Я имел в виду долгосрочную перспективу. Вы планируете вернуться в ДУМ РБ?
— Вы знаете, многие имамы просили меня быть муфтием. Я в то время выдвигался, потому что некому было. На горизонте других не было. Поэтому я на это пошел и согласился с имамами, потому что надо было что-то менять. Потому что Нурмухамет-хазрат Нигматуллин, который был муфтием в то время, к сожалению, его окружила аффилированная комапния "Алтын Курай". Хазрат, как сказать, отступился. Скажем так, чуть-чуть начал брать крен налево.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Заместитель экс-главы ДУМ Башкортостана покинул пост вслед за главным муфтием республики— Можете привести конкретный пример — в чем это выражалось?
— Вот эта вот аффилированность... Скандалы вокруг мечети. Нецелевое использование финансов. Это все бросало тень на ДУМ РБ. У меня была миссия. Вообще, я человек верующий, я верю, что моя миссия — прогресс. Везде, куда я прихожу, я несу прогресс, реформы и развитие. Я так думаю. Каждого человека Бог для чего-то сотворил на этот свет. Я думаю, что меня Бог сотворил для прогресса и реформ. Я пришел в ДУМ РБ именно с этими мыслями, что Бог от меня хочет, чтобы я здесь что-то поменял. Я сделал все, чтобы были реформы, было продвижение и был прогресс. Но Нурмухамет-хазрат этому мешал. Потому что это его аффилированное окружение, вот эта тень позора всегда падала на духовенство и люди нам просто не доверяли. Мне пришлось восстать. Как Александру Матросову закрыть своей грудью амбразуру для того, чтобы другие пришли, просто во имя Бога я собой пожертвовал. Меня уволили, меня втоптали в грязь, используя грязные технологии, черный PR... Просто, если в интернете откроете и напишете "Айнур Арсланов ДУМ РБ", там столько выйдет на меня придуманной грязи. Со стороны это кажется как будто это правда. Но кто меня близко знает, просто посмеялись над этими статьями. Но используя эти технологии, меня убрали...
— Так вас убрали или вы сами ушли?
— Я сам ушел. Уйти-то я сам ушел, но видите, как меня смешали с грязью, понимаете.
— То есть, вынудили уйти?
— Уже отбили просто желание. Просто неохота стало. Пришло разочарование от духовных авторитетов.
— Но после аспирантуры вы собираетесь вернуться? Сейчас ведь этих людей там нет?
Тень позора всегда падала на духовенство и люди нам просто не доверяли. Мне пришлось восстать
— Я свою миссию выполнил. Развитие пошло. Нурмухамет-хазрат ушел. Я сам предложил кандидатуру Биргалина Айнура, который сейчас врио председателя ДУМ РБ. И 11 человек в президиуме меня поддержали. 11 человек проголосовало "за", а 1 воздержался. Посмотрим, у Биргалина еще есть полгода. Посмотрим, как он себя покажет. Мы посмотрим, какие конкретные он сделает шаги, каких результатов он достигнет. Критерием его эффективности будет, оставит ли он всех на своих местах. Например, эту аффилированную компанию "Алтын Курай", вот эту аффилированную верхушку ДУМ РБ, оставит ли он тот же или выберет другой путь, путь развития, убрав этих людей, и начав все с чистого листа. Если он этого не сделает, то не знаю... Я думаю, стоит ли тут уже говорить о прогрессе вообще. Пойдет ли строительство мечети, которая у нас в Уфе? Станет ли Биргалин репрессировать тех, кто раньше выступали за реформы, были на моей стороне и с нами вместе боролись за прогресс? Или он будет проводить политику объединения всех "джамаатов", всех групп мусульман, всех имамов, всю умму или будет разделять!? Начнет этих называть такими-то, других — сякими. Одних увольнят, других преследовать. Если он будет объединять, если он будет за прогресс, и он почистит эту верхушку, вот эту аффилированную компанию уберет, расторгнет договор с "Алтын Курай", тогда я считаю, да, он первые шаги сделал правильно. Я лично его буду поддерживать. И мои сторонники все будут за него голосовать.
— Кому принадлежит эта компания?
— Там учредителями являются Нурмухамет-хазрат Нигматуллин, сам муфтий, Аюп Бикбарсов, его первый заместитель и управделами Ильдар Ишеев. Они сами же создали это ООО "Алтын Курай", туда же передали все имущество ДУМ РБ, все деньги, все здания, все машины. Сами же, получается, вроде бы и создали ООО, сами втроем, и сами же в ДУМ РБ, и тут начали, грубо говоря, химичить. Так дохимичились, что такой взрыв произошел. Не на шутку.
— Я так понимаю, осенью будут выборы главы ДУМ РБ. Среди кандидатов СМИ называют и Агляметдина Газизова. Причем его характеризуют как кандидата от власти. Вы как-то связаны с этим человеком?
Тут начали, грубо говоря, химичить. Так дохимичились, что такой взрыв произошел. Не на шутку
— Да, Агляметдин-хазрата я хорошо знаю. Это мой учитель. С очень глубоким уважением к нему отношусь. Человек действительно достойный. Достойный быть муфтием. Это достойный аксакал. Аксакал своего времени. Наверное, один из лучших кандидатов. Но дело в том, что он сам не хочет.
— Зачем он тогда баллотируется?
— Потому что мы его в том году уговорили. Мы его еле-еле уговорили. К нему ездили мы вместе. Он не хотел. В этом году он наврядли он согласится. Навряд ли его смогут уговорить, потому что он... Ну, не хочет он.
— В интернете пишут, что вы с ним приходитесь родственниками. Это правда?
— Нет, родственниками мы не приходимся, к сожалению. Я очень хотел бы быть его родственником, потому что он из такого знатного рода, у него и дедушка по всей линии все были учеными в исламе. Были проповедниками, алимами, авлия были. К сожалению, я не отношусь к их роду. К сожалению, я ему не прихожусь кровным родственником. Но он — мой учитель. Он меня с маленьких лет воспитал, научил меня всему исламу, молиться, Корану, фикху (ред — понимание, знание), акиде (ред — убеждение), всем знаниям об исламе он меня научил.
— Вы уже говорили о том, что вы поддержали в качестве врио главы ДУМ РБ Айнура Биргалина. В силу того, что Газизов еще не объявлял, что он не будет участвовать на выборах, если сложится ситуация, когда Газизов и Биргалин окажутся соперниками на выборах, кого вы поддержите?
— Провокационный вопрос. Вы знаете, вряд ли Агляметдин-хазрат согласится. Да и знаете, тут как бы я думаю, что все-таки Агляметдин-хазрата навряд ли смогут уговорить, потому что я с ним уже говорил, он не особо настроен.
— Но в то же время он не говорит, что он не снимает свою кандидатуру.
— Да? Я не в курсе этого. В любом случае есть умма, есть мусульмане, все видят. В любом случае в итоге будет так, как пожелает умма, как имамы проголосуют.
— По сути председатель ДУМ — это духовный наставник всей республики. И на эту роль претендует 29-летний кандидат. Как вы считаете, в таком молодом возрасте можно быть духовным наставником целой республики? Потянет ли эту ношу Биргалин?
— По возрасту все равно тяжело судить. Бывает такое, что человек взрослый, а делает ошибки и рассуждает на уровне 11-ти классников. А бывает такое, что человек молодой, а размышляет и правильные поступки делает.
— Вы в него верите?
Их имамы не уважают и государство их не уважает. Если он будет продолжать с ними эту линию, то, наверное, он попадет в эту же яму
— Я в него верю, потому что есть еще полгода. Я еще посмотрю, вот полгода ведь есть. Критерием для меня в любом случае будет являться, как он себя поведет с аффилированной верхушкой, со старым руководством ДУМ РБ. На съезде я им всем сказал, на пленуме, я всем сказал, я уйду, но вместе со мной должны уйти и вы. И ты, Нурмухамет-хазрат, и ты, Аюп-хазрат, и ты, Ильдар Ишеев. Мы должны все уйти, всей командой, чтобы освободить место для новой команды. Чтобы пришли новые идеи, новые люди, реформы пошли, чтобы пошло развитие, движение дальше. Мы все должны освободить свои места. Я свое слово сдержал — я ушел. Но не вижу, что они уходят. Я сейчас буду смотреть на Биргалина, если он будет продолжать старую линию, аффилированность вот эту вот, то, что опозорило всю нашу республику, вот эта команда аффилированная. То, что у них нецелевое использование денег, у них авторитет просто нулевой. Их имамы не уважают и государство их не уважает. Если он будет продолжать с ними эту линию, то, наверное, он попадет в эту же яму и вот этот тонущий корабль, этот тонущий "Титаник" его вместе засосет и он утонет вместе с ними.
— Бывший глава уже назначен, насколько я понимаю, советником Биргалина. Это признак того, что команда остается?
— Поэтому я думаю начать надо с управляющей компании. Зачем она нужна? Зачем нужно ООО "Алтын Курай"? Мусульмане все видят, мечети не строятся из-за того, что они не отдают документы. Не знаю, как дальше будет, будем смотреть. Еще полгода есть до съезда.
— Возвращаясь к Институту, в котором вы сейчас обучаетесь. Бывший директор этого института Данияр Абдрахманов стал ректором Болгарской исламской академии. Вы знакомы с Абдрахмановым?
— Да, я знаком с ним.
— В каких вы с ним отношениях?
— В хороших отношениях. Хороший был парень. Хорошо работал, очень грамотный.
— Насколько я знаю он не из духовенства, а из научной среды. В этой связи, как вы считаете, насколько правильно было назначать ректором Болгарской исламской академии человека не духовного?
— Духовность в душе каждого человека. По крайней мере, когда он здесь, в Уфе, работал, не был замечен в каких-то там больших грехах или чтобы себя неправильно вел, некультурно или как-то еще. Такого за ним мы здесь не замечали. Мы все его помним как хорошего руководителя, как ученого, как мусульманина, верующего человека. Когда мы молились, он с нами и молился. Достойный человек, я думаю.
— Как вы относитесь к движению хакканитов во главе с Салаватом Кильдиным?
— Есть в их движении и положительные моменты, но есть и много минусов. Поэтому какую-то такую оценку я им дать сейчас не могу. Они есть в республике, они проповедуют, к ним идет очень много молодежи.
— А главный минус?
— Не знаю даже, какой главный минус сказать.
— Например, есть люди, которые называют их вообще сектантами.
У нас безграмотное население. У нас мусульмане в основном безграмотные
— Все эти "джамааты" внутри ислама друг друга все называют сектантами. Суфии называют салафитов сектантами, экстремистами, ваххабитами, ваххабиты, салафиты называют суфиев сектантами, могилопоклонниками. Там сам черт ногу сломает, если начнете разбираться в этих вопросах. Там надо быть таким специалистом! Среди этих хакканитов там куча народу, которая думает, что они хакканиты, но с ними начинаешь общаться, у них вероубеждение совсем салафитское. Или среди салафитов ходишь, они говорят, вот я салафит, салафит, и с ним начинаешь общаться и при разговоре на тему вероубеждения начинаешь вникать в его философию, и понимаешь, что человек просто не салафит. Он думает, что он салафит, думает, что он ваххабит, но по сути у него философия наполовину суфийская. У нас в республике нет чистых суфиев или чистых салафитов. У нас безграмотное население. У нас мусульмане в основном безграмотные. Никто не понимает, во что верит, куда идет и ислам не знают у нас. В России нет чистых салафитов, чистых суфиев, правильных или неправильных, у нас безграмотность тотальная.
— А вы себя к какому течению относите?
— Пророк Мухаммад (сав) говорил, что на каждый век будет приходить один обновитель веры. Он называл таких людей муджадидами. И те, кто следует за этим муджадидом, за этим обновителем, за человеком, который по-новому объясняет ислам, по-новому оновляет доступным языком доводит до людей, вот этот человек муджадид, и все, кто за ним последовали, являются джадидами. Я себя считаю джадидом. Истинным джадидом. Истинным человеком, который принял всей душой всю философию идеи джадидов, модернистов, религиозных реформаторов.
— Я правильно понимаю, что для вас ориентиром является Исмаил Гаспринский?
— Да, один из таких моих любимых авторов — это Гаспринский, это Муса Бигиев, это Ризаэтдин Фахретдин, это Зайнулла-ишан Расулев, из современников мне нравятся проповеди Дамир-хазрата Хайретдинова, Дамир-хазрата Мухетдинова, его команда — вот эти вот проповедники проповедуют такой ислам, такой модернистский, такой джадидский, такой наш, российский, можно сказать. То, на чем были наши отцы.
— И у меня последний вопрос. Вы много лет проработали в ДУМ РБ, как вы считаете, в России мусульман дискриминируют?
— Смотря каких. Смотря, ты сам какой. Я учился в Египте, Турции и в Иране пришлось курсы повышения квалификации проходить месяцами. Но я нигде не увидел больше свобод для религии, чем в России. Я был в Европе, Украине. И думаю, что в европейских странах для ислама свобод больше, чем в самих восточных арабских, мусульманских странах. Там ведь ни слова не скажешь. Там начнешь проповедовать, там чуть слово не так сказал, тебя сразу посадят, сразу палками забьют.
— Да, но в Башкортостане были назначены самые большие сроки для членов запрещенной в России организации "Хизб ут-Тахрир". Они сами отрицали причастность к терроризму.
— Я не вникал в эти уголовные дела, поэтому не могу сказать. Но если они виноваты, если человек хочет взорвать кого-то, убить кого-то, то, я думаю, этого человека надо изолировать. Неважно мусульманин он, христианин или вообще неверующий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Уфе суд приговорил 12 обвиняемых в принадлежности к "Хизб ут-Тахрир" к длительным срокам заключения— Эта организация не была замечена в террористической деятельности. Она просто запрещена в РФ. И даже за мнимое участие люди получают огромные сроки — больше 20 лет.
— Тяжелый вопрос. Я в ДУМ РБ отвечал чуть-чуть за другие направления, поэтому именно за "Хизб ут-Тахрир" не могу прямо сказать. Но я знаю, что, да, эти ребята есть, они проповедуют. Если у них автоматы, взрывчатки, то не знаю уж, как это уж.
— Известны случаи, когда осужденные признаются, что им подбросили оружие или наркотики.
— (смеется)
- Айнуру Арсланову в мае исполняется 34 года, до позиции зампредседателя ДУМ РБ он работал в Соборной мечети г. Сибай помощником имама-мухтасиба по молодежным вопросам.
- Осенью 2005 г. по рекомендации депутата Государственного Собрания — Курултай Республики Башкортостан Ф.М. Асадуллина возглавил волонтерское движение "Город без наркотиков". В 2004-2006 гг. работал педагогом дополнительного образования в детско-юношеском клубе "Йешлек" в должности тренера по боксу при Администрации Кировского района ГО г. Уфа.
- В 2007-2009 гг. — руководитель молодежного крыла регионального отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь". С июля 2009г. по 2010 г. — корреспондент студии телевидения Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Башкортостан".
- С 2010 по 2014 гг. — Заместитель председателя Комиссии Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации.
- Утвержден членом Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан. В 2013 г. на очередном съезде ДУМ РБ избран на должность первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. В данной должности, продолжая курировать работу с молодежью, контролирует деятельность мусульманских приходов на местах. С 2015 г. является председателем комиссии исполкома Всемирного Курултая Башкир по взаимодействию с религиозными организациями.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.