"Камень — он из космоса!" Музей камня и человека во Фершампенуазе

Единственный в Челябинской области частный музей камня находится на окраине столицы Нагайбакского района — в Фершампенуазе. Создатель музея Александр Матора разместил экспозицию, собранную собственными руками прямо в своем двухэтажном кирпичном доме и во дворе. Сюда может попасть любой, нужно только знать, где находится эта местная достопримечательность. Но значимость этого места не столько в камнях, сколько в их хозяине — Александре Матора. "Idel.Реалии" посетили необычный музей и побеседовали со столь же необычном создателем.

— Вот простой кусок мрамора висит. А он не простой — он предсказывает погоду, причем никогда не врет. Если я по нему ударю, звенит как церковный колокол — будет ясная погода; если так, как сейчас — бум-бум, — то будет ненастье, — рассказывает Александр Матора в самом начале своей экскурсии, демонстрируя свойства камней.

Александр Матора начинает экскурсию по музею для каждого посетителя еще со своих ворот. Спрашивает, откуда и для чего приехали. Потом демонстрирует экспонаты перед воротами и ведет внутрь — там уже значительно больше камушков, камней и целых валунов. К каждому из них у хозяина есть что сказать — скороговорку, шутку или прибаутку. Почти всегда в рифму. Кажется, что для хозяина музея каждый камень — это не просто вещица из твердой породы, а что-то живое, что хочет с ним поговорить.

— Здесь и кристаллы есть, и не кристаллы. Чем отличается кристалл от не кристалла? Кристалл топориком тесал, рубаночком строгал и вот таким родился и нам пригодился. А камень — из космоса! Он имеет кристаллическую решетку и способен колебаться. И принимать, и отдавать колебания. Вы мысленно с камнем здороваетесь, а ваши мысли — это волны. Они об камень отражаются и в космос отправляются. Аж из самой Татарии вы прибыли поздороваться с камнем!

Александр Максимович Матора — геолог, краевед, местная легенда и знаменитость. Если спросить, куда пойти, все ответят — в музей камня. Его хозяин не купил ни одного камня — все, что есть, он собрал сам, что-то ему подарили. "Для хорошей коллекции нужен рюкзак и хороший горб", — шутит он. Экспонаты не только из Челябинской области, они из Забайкалья, Казахстана, Туркменистана, Башкортостана, Кольского полуострова, Приморья, Красноярского края и со всего Урала. В каждом из этих мест Матора побывал сам и провел не один день в поисках.

Александр Максимович так давно и усердно занимается делом всей своей жизни, что даже написал книгу — "Философия и поэзия камня". Название книги лучше всего описывает отношение Маторы к своему делу.

— Вот камень — это камень истории. На нем чего только нет: окаменелые древние растения, насекомые, — продолжает экскурсию хозяин музея и как будто сам в первый раз удивляется найденному среди своей коллекции камню. — А вот тут морские животные — ракушечки! Это доказывает, что здесь когда-то было дно моря!

Александр Максимович все еще стоит с нами во дворе, перебирая каждый камень. Но это не скучно, а очень захватывающее. Может быть в любом другом подобном музее было бы утомительно ходить у стеллажей с помещенными внутрь и закрытыми стекло камнями, но не тут. Все экспонаты можно рассмотреть и послушать историю о каждом из них.

— А вот этот камень похож на мозги человеческие с черными мыслями. Тлеет камень черный, а если измельчить в порошок — он красного цвета, — рассказывает Матора. — Вот сжат папоротник и через сотни миллионов лет как будто сделанная фотоаппаратом фотография получилась. А когда фотография на зеленом камне, это авантюрин — камень взаимной любви. Он бывает красным, желтым и зеленым.

— Я все это на горбу своем привез сюда. Потом горбатый, косолапый, глухой, слепой, девки не любят, — шутит Александр Максимович, заводя в свой дом-музей. — А вот как раз мои сапоги-скороходы, в которых я путешествую по стране и камушки собираю — любого размера подойдут!

В дом, где нас еще ждут 44 кв. м экспозиции, мы зашли только через 20 минут. Матора на всякий случай спрашивает: "Сколько времени у вас есть, не утомились еще?" Местные говорят, что хозяин музея может рассказывать про камни много часов подряд, поэтому не стоит ехать сюда меньше, чем час.

— А вот это у нас портрет Бабы-ёжки на просвет. Красавица? Красавица! А вот мужик ей полагается. Муж Бабы-ёжки — Леший с длинным носом. Тучи нагнал, погоду испортил нам. И ребенка они родили — Домовенка. Длинноносый и любопытный. Наверняка, отличник, — Александр Максимович берет новые и новые камни с полок и стеллажей, показывает и рассказывает.

Его голос монотонный, но при этом оторваться от того, что он рассказывает сложно. Он задает вопросы, ждет ответы и реакцию и переходит к новым и новым экспонатам.

На вопрос о том, сколько лет он собирает все эти камни, Матора отвечает: "Тут вопрос не в том, сколько лет, а насколько интенсивно. Интенсивно начали сбор с 1976 года, когда я перешел из горных работ в горно-спасательные. Я обслуживал рудники, ездил по рудникам Советского Союза.

Александр Максимович уже больше 25 лет на пенсии, "Вроде как" — добавляет он. Но все это время он работает над своей коллекцией. Каждый день с камнем какая-то работа у него происходит. "Растут как грибы", — уточняет он.

— Я сюда специально приехал. Тут много камней. Это место называют русской Бразилией. И аметисты, и топазы тут есть. Все есть. А я приехал из-за хрусталя. Хрусталь для меня был как обменный товар — я менялся с другими такими же как я на другие камни. Вот так и происходит пополнение коллекции.

Во дворе музея камня поздней осенью

Он рассказывает, что его познание камней происходит через руки и ноги. "Я — практик, — уточняет он. — А профессура познает камни через книги. В этом и есть разница. А кто умнее — тут по разному".

— Камни разные бывают — некоторые пилят десять минут, другие — один день. Очень зависит от площади. Потом полировка — она занимает два-три часа в среднем, если весь материал под рукой. В ручную — один день, не меньше.

Матора верит в силу камней и в то, что они несут целебные свойства. "Перед вами человек, который не выпил ни одной таблетки. Я не знаю, что такое головная боль. У меня она бывает только в одном случае — когда я думаю, как вывести камни. А такой обычной — нет", — уверено отвечает он.

— Камни -- это живые существа, но у них по-другому происходит обмен информацией, чем у людей. Они через космос общаются, — объясняет Матора.

Хозяин музея на вопрос о том, какой еще камень он хочет заполучить, отвечает, что он уже собрал в свою коллекцию все возможные камни. Нет такого, который ждет его еще где-то. "У меня нет драгоценных камней — рубинов, алмазов и бриллиантов. Они мне нафиг не нужны. Есть куда ценнее для меня камни. Кто-то хочет заработать много денег, а мне нужны деньги, чтобы на камни потратить. И кто из нас лучше живет — или я, или он — вам судить", — рассказывает Матора.

В конце своей экскурсии, на которую он, кстати, совсем не просит денег, хозяин предлагает купить сувенир, если захочется. Сувениры — это сотни небольших камней, разложенных на столе. "Если заплатите десять рублей, будет работать только на десять рублей, если 15 — только на 15-ть. Денежку нужно бросить в котелок", — шутит Матора.

Село Фершампенуаз находится в 60 км северо-восточнее города Магнитогорск, в 210 км юго-западнее Челябинска. Ранее "Idel.Реалии" расскызывали историю нагайбаков, проживающих в этих краях.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.