Полгода назад в центре Казани водитель автобуса насмерть сбил 18-летнюю Екатерину Титову. Девушка направлялась на репетицию в ТИСБИ, переходила дорогу на зеленый сигнал светофора, но это не уберегло ее от смерти. В МВД отказали в возбуждении уголовного дела, по сути обвинив Титову в том, что именно она виновна в трагедии. Спустя пять месяцев прокуратура Казани отменила решение следствия. По словам брата погибшей Александра Титова, в конце апреля уголовное дело в отношении водителя все-таки было возбуждено.
Вечером второго ноября прошлого года 18-летняя Екатерина Титова возвращалась с занятий по виолончели (она играла на инструменте в Молодежном оркестре Татарстана) и шла на репетицию в ТИСБИ (Татарский институт содействия бизнесу) — девушка готовилась к выступлению на дне первокурсника. Она остановилась на перекрестке улиц Бутлерова-Маяковского, дождалась зеленого сигнала светофора и намеревалась перейти дорогу — от института ее отделяла проезжая часть и пара сотен метров. Шагнув на проезжую часть, на Екатерину наехал автобус 29 маршрута. Находившаяся рядом женщина подбежала к девушке и начала оказывать ей доврачебную медицинскую помощь — Екатерина была без сознания. Примерно через пять минут на место приехал экипаж скорой помощи. По пути в больницу девушка скончалась.
Согласно заключения судебно-медицинского эксперта, Екатерина Титова скончалась в результате "тупой сочетанной травмы тема, осложнившейся шоком, отеком головного мозга и легких". "Травма образовалась прижизненно, от действия тупых твердых предметов, каковыми могли являться выступающие наружные части автотранспортного средства в условиях дорожно-транспортного происшествия", — говорилось в результатах экспертизы.
"2 ноября в 17:30 водитель пассажирского автобуса "Нефаз" 29-го маршрута, следуя по ул. Бутлерова со стороны ул. Пушкина в направлении ул. Муштари, по предварительным данным, в нарушение п.6.13 ПДД выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, где совершил наезд на пешехода. В результате ДТП, пешеход скончался в карете скорой помощи. В настоящее время сотрудники ГИБДД устанавливают все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия", — отрапортовала утром 3 ноября пресс-служба МВД по Татарстану.
Водитель автобуса, 30-летний Тимур Гадиев рассказал полицейским, что ехал со скоростью примерно 45 км/ч. Приближаясь к перекрестку Бутлерова-Маяковского, водитель увидел, что ему горит мигающий зеленый сигнал светофора — Гадиев решил продолжить движение с той же скоростью, чтобы успеть "проскочить". На перекресток автобус выехал уже на желтый сигнал светофора, а в момент его пересечения загорелся красный. Проехав перекресток, Гадиев почувствовал удар в правую переднюю часть автобуса.
Опрошенные свидетели трагедии момента наезда автобуса на Екатерину Титову не видели. Изучив видеозапись с регистратора, полицейские пришли к выводу, что с момента включения желтого сигнала светофора и до момента пересечения стоп-линии прошло чуть меньше двух с половиной секунд, а с момента выхода Екатерины на пешеходный переход и до наезда — менее полсекунды.
По мнению эксперта, водитель "не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем применения мер экстренного торможения"
Эксперт автотехник пришел к выводу, что водитель Тимур Гадиев "с момента включения желтого сигнала светофора не располагал технической возможностью остановиться на стоп-линии, не прибегая при этом к экстренному торможению". По мнению эксперта, водитель "не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем применения мер экстренного торможения". Эксперт заявил, что Гадиев должен был руководствоваться вторым абзацем пункта 10.1 Правил дорожного движения (ПДД) — "при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". По мнению эксперта, в действиях водителя автобуса "с технической точки зрения" несоответствий требований ПДД "не усматривается".
Следователь отдела по расследованию преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта по Казанской зоне ГСУ МВД по РТ констатировал, что "данное дорожно-транспортное происшествие произошло по неосторожности пешехода Титовой". По мнению следствия, девушка "при включении ей разрешающего зеленого сигнала пешеходного светофора, не убедившись в безопасности и не оценив расстояние до приближающегося автобуса, водитель которого пересекал перекресток на желтый сигнал светофора, приступила к пересечению проезжей части". Следователь пришел к выводу, что Титова "создала опасную ситуацию на проезжей части, что привело к наезду на нее и указанным выше последствиям".
Следствие: "Данное дорожно-транспортное происшествие произошло по неосторожности пешехода Титовой"
Вместе с тем следователь напомнил, что согласно ПДД, водитель "при возникновении опасности для дальнейшего движения, то есть включения желтого сигнала светофора, обязан был принять возможные меры к снижению скорости вплоть до его остановки". Однако, по мнению следствия, "в данном случае светофорный объект, на котором сменился сигнал светофора с разрешающего на запрещающий, не мог восприниматься водителем как "опасность для движения" по причине отсутствия у него технической возможности остановиться перед разметкой стоп-линия без применения мер экстренного торможения".
"В салоне автобуса находились стоящие пассажиры, которые при необоснованном применении мер экстренного торможения могли получить тяжкие травмы", — подчеркнул следователь и добавил, что даже в случае резкого торможения Тимур Гадиев "не располагал технической возможностью избежать наезда на пешехода".
Следствие, таким образом, 5 декабря прошлого года отказало в возбуждении уголовного дела в отношении водителя по ч.3 ст.264 Уголовного кодекса РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) из-за отсутствия в его действиях состава преступления.
— Я пишу и делюсь этими событиями, потому что хочу привлечь внимание к этой истории. Ну нельзя убивать людей. Нельзя. А если убил — должно быть наказание за убийство. Только неминуемость наказания может повлиять на массовую психологию других водителей, которые, в частности, тоже намереваются проскочить. Полгода назад умерла моя сестренка — завтра это (не дай бог) может быть ваш близкий человек, — написал 2 мая на своей странице в Facebook брат погибшей Александр Титов.
Прокуратура Казани сначала согласилась с решением следствия, рассказал Титов "Idel.Реалии". Однако адвокат семьи провел собственное расследование, по результатам которого заявил, что водитель автобуса "сам поставил себя в такие условия, при которых был не в состоянии своевременно остановиться перед стоп-линией на желтый, запрещающий движение сигнал светофора, а в дальнейшем выехал на перекресток на красный сигнал". "Следователь, несмотря на очевидные факты — запись с видеорегистратора — в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела дважды утверждает о том, что Гадиев "проезжал перекресток на желтый сигнал светофора", — констатировал адвокат.
Адвокат заявил, что водитель Гадиев "мог дважды остановить автобус до стоп-линии, при этом не прибегая к экстренному торможению"
Изучив запись с видеорегистратора, защитник пришел к выводу, что мигающий зеленый сигнал светофора загорелся примерно за 76 метров до стоп-линии. Адвокат заявил, что водитель Гадиев "мог дважды остановить автобус до стоп-линии, при этом не прибегая к экстренному торможению". Он просил отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Заместитель прокурора Казани Гумер Нафиев в апреле удовлетворил жалобу адвоката родственников Екатерины Титовой. Нафиев уточнил, что решение следствия "было вынесено необоснованно", в связи с чем решение об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено.
"Прокуратурой города начальнику СО по РППБД и ЭТ по Казанской зоне ГСУ МВД по РТ было внесено требование об устранении нарушений федерального законодательства при принятии процессуального решения и необходимости возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ", — сообщил Гумер Нафиев.
Александр Титов рассказал "Idel.Реалии", что 29 апреля было принято решение все-таки возбудить уголовное дело. Об этом адвокату сообщили в МВД по Татарстану.
— Нас вызвали на 14 мая. Видимо, для признания потерпевшими и опроса, — сказал Титов.
Он также уточнил, что следователь с момента трагедии "навязчиво" предлагал ему встретиться с водителем автобуса. "Зачем — непонятно. Водитель сам через разных лиц пытался с нами связаться, но мы отказались от какого-либо общения и встречи с ним", — подчеркнул Александр Титов.
— Конечно, я понимаю, что виноват в этой истории не только водитель. Есть здесь и вина автотранспортного предприятия, которое создаёт такие условия для работы водителей, при которых они вынуждены гонять/нарушать. Есть и вина мэрии, которая даже в центре туристического города, в местах массового обучения людей, не может создать безопасную общественную среду (как это сделано, например, в центре Москвы): не реализует программы нулевой терпимости к смертям на дорогах, принятые в цивилизованном мире. И наоборот ведет антинаучную политику городского обустройства, принимая ошибочные решения, которые только повышают смертность. Общественная огласка нужна и для доведения дела Кати до справедливого результата, и в качестве попытки влияния на уменьшение смертности на дорогах города. Если есть хоть какой-то смысл в смерти сестренки, то, наверное, он в этих возможных изменениях, — резюмировал Александр Титов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.