Угрозы, уголовное дело, эмиграция из России. Анатолий Клешнев из Чувашии четыре года пытался разобраться с "засекреченной" российскими спецслужбами смертью родственника — тот работал на частную военную компанию на территории Украины.
Он слишком много знал, да и потом, когда собрался уходить со службы, поднял бучу среди своих, рассказал остальным солдатам, почему он решил уйти со службы и якобы другим советует, поэтому его убрали
29-летний житель Новочебоксарска Анатолий Клешнев на днях был вынужден покинуть Россию. Уже четыре года Анатолий ведет поиски своего родного дяди Александра Клешнева, который в 2014-2015 гг. служил в отряде "ЧВК Вагнера". В марте 2015 года дядя последний раз разговаривал со своим племянником. По словам Анатолия Клешнева, его родственник собирался расторгнуть договор с группой "Вагнера" из-за "преступных приказов" ФСБ. "Он слишком много знал, да и потом, когда собрался уходить со службы, поднял бучу среди своих, рассказал остальным солдатам, почему он решил уйти со службы и якобы другим советует, поэтому его убрали", — так считают родные.
Долгое время "ЧВК "Вагнер" не раскрывала родным солдата из Чувашии информацию о том, как именно он погиб. Вначале родственникам отвечали, что такого на службе у них вообще не было, или просто приходило письмо с пометкой "Информация засекречена". После этого родственники обратились в суд, чтобы признать Александра Клешнева умершим, и тогда, после многочисленных запросов в МВД России, министерство обороны прислало родным орден мужества — посмертно. Представитель "ЧВК Вагнера" в начале этого года сообщил, что разыскиваемый родственниками Александр Клешнев подорвался в состоянии алкогольного опьянения на территории Украины. Его племянник Анатолий Клешнев в эти вести не поверил и пообещал, что продолжит расследование и расскажет об этой истории журналистам.
— Представитель "ЧВК Вагнера" тогда с ухмылкой сказал, что посмотрит, как я пойду к журналистам. После этого всё и началось — обыски, пытки в полиции, обвинения в сбыте наркотиков, а вот теперь еще и уголовное дело. Мы покинули Россию, потому что нашей семье угрожает опасность. Теперь я могу рассказать всю историю СМИ, — говорит в беседе с "Idel.Реалии" новочебоксарец Анатолий Клешнев.
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
— Вам удалось узнать, что всё-таки случилось с вашим дядей Александром Клешневым?
Начались прямые обвинения в мой адрес. Меня стали подозревать в сбыте наркотиков.
— Представитель "ЧВК Вагнера" в январе 2018 года приехал к нам домой. Он привез бумагу, но нам на руки ее так и не дали и не разрешили сделать фото. Просто показали и всё, видимо, чтобы мы отстали. В бумаге были показания сослуживца дяди, который якобы видел, как тот шел пьяным и подорвался где-то на территории Украины. После этого у меня с представителем "ЧВК Вагнера" вышел разговор на повышенных тонах, где я сообщил ему, что пойду к журналистам и выложу всю информацию, какая у меня есть. Он в ответ сказал: "Посмотрим, что ты там выложишь!". В марте 2018 года я попал в аварию, вышел из больницы и тут начались прямые обвинения в мой адрес. Меня стали подозревать в сбыте наркотиков.
— Как развивались события дальше?
— Сначала расскажу, что со мной происходило, пока я занимался расследованием гибели дяди. Итак, в марте 2018 года я попал в аварию и на какое-то время прекратил поиски. Кстати, тело Александра Клешнева нам так и не привезли, и ничего на этот счет не сообщается: где он похоронен и как. Просто говорят, что "информация засекречена". Мое восстановление после аварии было долгим — только в июне меня на костылях отпустили домой. Вот тогда-то и всё началось: обыски, ночь в полиции, пытки, угрозы, что подбросят наркотики. Я переживал больше не за себя, а за семью. Обыски у меня прошли сразу после выписки из больницы.
— Что у вас искали?
Я со всей ответственностью заявляю, что ко мне в здании МВД применялись пытки — лично Шакуров два раза пнул меня по больной загипсованной ноге, которую мне буквально заново пришили
— Этого мне сотрудники полиции не сообщали, да у них и документов на обыск не было. 9 июня 2018 года сотрудники управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УКОН) пришли в дом к родственникам моей жены. Я считаю, что обыски были незаконными. Сотрудники полиции положили мой ноутбук, телефон в мою же машину и всё это было оформлено как досмотр транспортного средства. Меня же задержали и доставили лично к полковнику МВД по Чувашской Республике Данису Альбертовичу Шакурову. Он является начальником управления по контролю за оборотом наркотиков. Я со всей ответственностью заявляю, что ко мне в здании МВД применялись пытки — лично Шакуров два раза пнул меня по больной загипсованной ноге, которую мне буквально заново пришили. Это было очень больно. Шакуров мне дал чистый лист бумаги, кричал на меня, чтобы я начал писать чистосердечное признание. Они хотели у меня вытащить признательные показания, что я якобы занимаюсь сбытом наркотиков. Потом намекали на взятку, но, думаю, это была подстава, чтобы потом в этом же меня и обвинить. В МВД я был доставлен в восемь вечера и держали меня там до пяти утра следующего дня. После того, как у Шакурова "ничего не вышло", он ушел. Вместо него пришел знакомый мне подполковник полиции Павел Молостов. Он спокойно сказал, что сейчас меня отпускают, но мне надо спокойно лечить свою ногу и никуда не лезть — с этого времени у меня "пазл сложился". Именно Молостов в 2016 году требовал, чтобы я прекратил поиски своего дяди Александра Клешнева, работавшего на "Вагнера". Взамен он обещал устроить меня на работу в министерство внутренних дел Чувашии. Я сразу подумал, что меня они в покое не отставят, потому что продолжить поиски дяди было принципиальным решением. Родственников "Вагнер" запугал, а меня решили "уголовкой" шантажировать.
— Какое отношение подполковник полиции имеет к истории с вашим дядей?
Родственников "Вагнер" запугал, а меня решили "уголовкой" шантажировать
— Я ранее был знаком с Павлом Молостовым из МВД — работает в УКОН. Он знал о ситуации с моим дядей, знал, что он служил в отряде "Вагнера", что потом он пропал, что я веду поиски информации о его гибели и пытаюсь во всем разобраться. В 2016 году подполковник Молостов предложил мне устроиться в МВД. У меня высшее юридическое образование — окончил чувашский госуниверситет, да и все мои родственники так или иначе работают в силовых структурах. Молостов мне говорил, что быстро устроит меня на работу в МВД, но при этом потребовал, чтобы я перестал искать своего дядю. Он мне говорил: "хватит писать во все инстанции", "давай устраивайся к нам и не занимайся поисками своего родственника". Его требования и уговоры мне показались излишне навязчивыми, после чего я разорвал контакты и больше не общался с ним до июня — 2018 года пока он не пришел ко мне, когда меня удерживали в полиции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СБУ заявила о более чем 80 убитых в Сирии бойцах "ЧВК Вагнера"НА СЛУЖБЕ У "ЧВК ВАГНЕРА"
— Почему вы не верите в официальную версию представителей группы "Вагнера" о причине смерти дяди?
— Все наши попытки найти дядю поначалу сводились к тому, что такого человека в Молькино [хутор в Ростовской области, где, по словам Анатолия Клешнева, находится воинская часть спецназа ГРУ, а также размещена база "ЧВК Вагнера"] никогда не было и никто его не видел. После того, как мы стали писать запросы во все инстанции, представители "ЧВК Вагнера" всё-таки выплатили компенсацию семье дяди и вручили орден мужества посмертно. Нам сказали, что он погиб в январе 2015 года. Но это ложь, т.к. в марте после выхода с территории Украины он созванивался со своей сестрой и виделся с братом. Мы требовали возбудить уголовное дело по убийству, но розыскное дело закончилось ничем.
— Какова ваша версия того, что случилось с вашим родственником?
— Я считаю, что его "убрали" как свидетеля. Мой дядя отказался выполнять преступные приказы ФСБ на службе у "ЧВК Вагнера". Его убили.
— Что вы имеете ввиду под словами "преступные приказы"? Вам что-то об этом было известно?
Он говорил, что от ФСБ поступают "преступные приказы", такие как, например, провести зачистку неугодных и неконтролируемых людей из рядов личного состава "ЛНР"
— В ноябре 2014 года, когда я последний раз видел дядю вживую, он говорил мне, что от ФСБ поступают "преступные приказы", такие как, например, провести зачистку неугодных и неконтролируемых людей из рядов личного состава "ЛНР". Также, по рассказам дяди, в ходе перемирия поступали приказы выходить на территорию между силами ВСУ [Вооруженные силы Украины] и "ЛНР". Он говорил, что отдавались приказы стрелять и в ту, и в другую сторону ВОГами [осколочными боеприпасами]. Это делалось для того, чтобы создать напряженную обстановку в регионе, чтобы боевые действия продолжались.
Дядя тогда приехал в Чувашию, он был очень расстроен и переживал. В ноябре 2014 года он сказал мне, что хочет разорвать контракт, если всё продолжится в том же духе. Я сказал ему, что, может, тогда не стоит ехать туда, остаться дома. Дядя ответил, что в личном составе "ЧВК Вагнера" не все знают , что происходит в "ЛНР". Он считал, что будет правильным, если перед уходом он постарается рассказать о "преступных приказах", чтобы и другие подумали, стоит ли им тут оставаться. В марте 2015 года дядя позвонил мне из Молькино и с твердой уверенностью сказал, что будет разрывать контракт. Он узнал, что ФСБ отдала приказ произвести ликвидацию командира ГБР "Бэтмен" "ЛНР" Беднова А.А, который был убит 1 января 2015 года. Он сообщил мне, что находится на территории войсковой части и ждет встречи с кураторами из ФСБ для разговора и что он перезвонит. После этого дядя на связь уже не выходил.
ПРО ДЯДЮ
— Расскажите о своем родственнике.
Он сообщил, что ждет встречи с кураторами из ФСБ для разговора и что он перезвонит. После этого дядя на связь уже не выходил.
— Алексадр Клешнев — это родной брат-близнец моего отца. В 18 лет их призвали в армию в ряды Воздушно-десантных войск. Они служили в дальневосточной тайге на базе спецназа ВДВ. А после вернулись на родину в Чувашию. В СМИ пишут, что Александр Клешнев готовил боевиков в Чечне, якобы он бежал из России, т.к. его обвиняли в убийстве. Думаю, что это была "легенда". Предполагаю, что там могла быть операция по внедрению. В противном случае, в будущем он бы не заключил контракт с "ЧВК Вагнера". Весной 2001 года мой отец был убит в Чечне. В это время дядя вернулся в Чувашию и почти целый год он, будучи в федеральном розыске, находился на свободе. Его арестовали только на похоронах моего отца. Через 9 месяцев в СИЗО он вышел на свободу — его оправдали. А уже после его ждала служба в Чечне, а потом и в "ЛНР" в "ЧВК Вагнера".
— Как ваш родственник Александр Клешнев попал в отряд "ЧВК Вагнера"?
— После того, как он вышел в отставку с 7-го отряда спецназа, к нему обратились люди из "ЧВК Вагнера" и предложили должность "замом по разведке". Ранее он занимал должность начальника разведки Веденского района в Чечне — в 46-й бригаде ВВ МВД. Мне известно, что после того, как он устроился, они подписали договор, страховку на семью в случае гибели. Весной 2014 года он прибыл в хутор Молькино на полигон, расположенный на территории войсковой части 51532, где располагается тренировочный лагерь "ЧВК Вагнера". Алексанр Клешнев занимался там разведкой и подготовкой личного состава. Вообще, дядя с 2003 года проходил контрактную службу в Чечне, приезжал только в отпуск. Он был патриотично настроенным — свято верил, что делает правильные вещи. Но, на самом деле, он, как и большинство россиян, был под действием пропаганды войны, но потом видимо что-то узнал и перестал выполнять нужные приказы...
— Известно ли, какую зарплату он получал?
— На территории РФ он получал 90 тыс. рублей. Когда были действия на Украине — 200 тыс. рублей. Он был на командирской должности, бойцы, кажется, меньше получали. Для военного на пенсии это хорошая зарплата.
О СЕБЕ
— Почему вы не согласились пойти работать в МВД взамен на прекращение поиска информации о смерти дяди?
Он был патриотично настроенным — свято верил, что делает правильные вещи. Но, на самом деле, он был под действием пропаганды войны, но потом видимо что-то узнал и перестал выполнять нужные приказы...
— Я вижу, что в данный момент система МВД дискредитировала себя. Центр "Э" занимается не борьбой с экстремизмом и терроризмом, а подавлением политических активистов. Управление по контролю за оборотом наркотиков не ищет поставщиков и оптовых продавцов, а возбуждает дела на потребителей. При проведении следственных действий повсеместно нарушается закон — взять хотя бы мою историю с обысками. О том, как фабрикуются дела на оппозиционеров "за политику", кто читает новости в интернете, тот знает. Я решил, что не хочу в этом принимать участие. Поэтому я решил в Чувашии открыть "Центр правовой безопасности", чтобы помогать людям, которые остались беззащитны перед органами правопорядка и пострадали от них. Но сейчас я вынужден покинуть страну. В начале апреля мне стало известно, что на меня было возбуждено уголовное дело по ст. 228.1 часть 4. УК РФ "незаконные производство, пересылка и сбыт прекурсоров психотропных и наркотических средств, а также незаконная пересылка и сбыт растений и их частей, содержащих прекурсоры психотропных и наркотических веществ". Сотрудники полиции считают, что пока я лежал в больнице, занимался сбытом наркотиков. Мне сообщили, что дело в отношении меня находится на контроле у министра МВД Чувашии Сергея Неяскина. Ввиду моих многочисленных жалоб на начальника управления по контролю за оборотом наркотиков Шакурова у ведомства было два решения — либо завести уголовное дело в отношении меня, либо они пустили бы в ход жалобы на Шакурова. Они решили взяться за меня, потому что от расследования гибели дяди всё равно не отступлю.
ПРО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
В настоящее время известно, что Анатолий Клешнев является одним из фигурантов уголовного дела по статье за "незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств в крупном размере". Как отмечает адвокат Герман Максимов, это особо тяжкая статья. Защитник считает, что если бы у следователя были основания подозревать Клешнева в преступлении по такой тяжкой статье, он был бы задержан немедленно. Уголовное дело по ст. 228 ч. 4 пункт "г" было возбуждено 9 июня 2018 года. Сейчас дело находится на стадии предварительного следствия. В этот день у Анатолия прошли обыски, ничего так и не нашли, но задержанными оказались его знакомые Рашид Галямов и Роман Емельянов.
— Изначально фигурантами уголовного дела были два установленных лица и одно неустановленное. Двое задержанных лиц, которых подозревали в сбыте и хранении наркотиков, оказались знакомыми моего доверителя. В настоящее время они находятся в СИЗО — суд не вынес окончательного решения. В середине марта 2019 года ко мне пришло письмо, что Анатолия Клешнева приглашают к следователю для предъявления ему обвинения, — говорит адвокат Герман Максимов.
Анатолий решил бороться за справедливость после проведенных обысков. В письме-жалобе в Следственный комитет России (имеется в распоряжении "Idel.Реалии") Анатолий Клешнев пишет, что не согласен с действиями сотрудников полиции в части проведения обыска, изъятия у него ряда предметов, незаконным, на его взгляд, доставлением в органы внутренних дел, что он характеризует как "инициирование процедуры уголовного преследования". В свою очередь, СК Чувашии отмечает, что обращение Клешнева не содержит каких-либо сведений о совершении преступления.
Анатолий Клешнев написал около 40 подобных обращений и жалоб в различные инстанции.
8 февраля 2019 года мать одного из фигурантов уголовного дела о "сбыте и хранении наркотических препаратов" — Рашида Галямова — выступила с заявлением. Она рассказала о пытках в СИЗО №2 города Цивильска (Чувашия) и том, что ее сына заставляют дать показания против Анатолия Клешнева.
— Рашид Галямов — мой сын, — рассказывает Мадина Галямова. — Его задержали 9 июня 2018 года вместе с Романом Емельяновым, у которого на квартире якобы нашли наркотики. Но я знаю, что мой сын не виновен. На протяжении восьми месяцев каждое судебное заседание я слышу, как следователь говорит судье, что на Галямова нет доказательств, только признания. Но тогда почему он за решеткой? 8 февраля 2019 года я была на свидании у сына в тюрьме, где заметила, что он хромает на обе ноги. Ранее замечала, что в июне у него была разбита губа, также были царапины и синяки на руках. Я спросила у него, что случилось. Долго он мне ничего не говорил и просил никому не рассказывать. Но молчать уже просто нельзя. Сын рассказал мне, что его снова начали вынуждать давать показания по уголовному делу, и он сделал всё, что от него требовали. Мне известно, что его просили дать показания против Клешнева.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Военком Татарстана о ЧВК: "Это дело личное каждого человека"Группа Вагнера — неофициальное вооружённое формирование, называемое в СМИ "российской частной военной компанией". Действовала на территории Украины, а с 2014 года и в Сирии. Группа не значится в силовых ведомствах и в реестре юридических лиц, её бойцы отсутствуют в формулярных списках личного состава. РБК сообщало, что негласное курирование группы Вагнера осуществляет Главное управление Генерального штаба Вооружённых сил РФ. По мнению некоторых российских и западных экспертов, "Группа Вагнера" является подразделением в структуре Минобороны России, которая, в конечном счёте, подчиняется правительству РФ.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.