"Лекарств нет, крутитесь как-нибудь"

Инсулин. Архивное фото

Около 11 тысяч больных сахарным диабетом в Ульяновской области не получают должного медикаментозного обеспечения инсулином и другими сопутствующими лекарственными препаратами. Свои права пациенты в спорах с врачами вынуждены защищать в суде. В ходе одного из последних таких заседаний из показаний врача-эндокринолога Ульяновской поликлиники №2 стало известно, что доктор намеренно не выписывал рецепты, как это рекомендовал Минздрав. В противном случае, врачу угрожали дисциплинарной ответственностью, вплоть до увольнения. Признания медика были внесены в протокол судебного заседания и были отражены в решении. Почему министерство здравоохранения Ульяновской области действует не в интересах больных, разбирался корреспондент "Idel.Реалии".

Искусственно созданный дефицит лекарственных препаратов, по наблюдению общественников, стал возникать примерно около четырех лет назад. Юрист Дмитрий Старчиков защищает права больных сахарным диабетом по своей воле бесплатно. Сам он тоже состоит на учете у эндокринолога и столкнулся с тем, что вот уже на протяжении нескольких месяцев ему вообще не выписывают рецептов. Приходится покупать за свой счет в аптеке и обращаться с иском в суд, говорит Дмитрий Старчиков. По его словам, статистика в Ульяновской области такова: не более 1% больных сахарным диабетом идут в суд за защитой своих прав, причем в большинстве случаев суд вставал на сторону пациентов, а не Минздрава.

Любого врача, кто решался выписывать положенные по закону больному сахарным диабетом тест-полоски, министерство рекомендует привлекать к дисциплинарной ответственности через главного врача медицинского учреждения

— Эта история начинается, в частности, с медицинской организации, осуществляющей закупки лекарственных препаратов — ОАО "Ульяновскфармация". Организация очень непонятная, как непонятно и то, кто является там конечным бенефициаром. Из разных источников поступает информация, что за фирмой стоит губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и вся эта история в конечном счете завязана на нем. То есть, министерство здравоохранения закупает какие-то лекарства, в том числе через ОАО "Ульяновскфармация", у которой свои аптеки, свои склады (можно их даже считать монополистами на рынке лекарственных препаратов в области), но почему-то в аптеки все равно лекарственные препараты не поступают. А дальше Минздрав пускает разнарядки по всем районным поликлиникам с единственной целью — не выписать людям лекарства. В Ульяновской области около 11 тысяч диабетиков, которым под разными предлогами лекарства по бесплатному рецепту не выписываются, — комментирует Дмитрий Старчиков.

На прошлой неделе Старчиков опубликовал в своем Telegram-канале решение Ленинского районного суда. В ходе одного из последних споров с поликлиникой №2 Ульяновска эндокринолог больницы пояснил, почему пациенты не получают в должном количестве необходимые льготные лекарственные препараты. Согласно "политике Минздрава" — любого врача, кто решался выписывать положенные по закону больному сахарным диабетом тест-полоски, министерство рекомендует привлекать к дисциплинарной ответственности через главного врача медицинского учреждения.

В решении Ленинского районного суда Ульяновска говорится следующее: "Лечащий врач Озеров Г.Н. в судебном заседании показал, что действительно пациент Маркелова Е.М. нуждается в измерении уровня сахара в крови не менее 4-х раза в день, а с учетом ее эмоционального состояния она должна измерять сахар в крови более 4-х раз в день. Однако, когда он выписывает Маркеловой Е.М. льготные рецепты на получение тест-полосок в необходимом ей количестве, Министерство здравоохранения рекомендует главному врачу привлечь его к дисциплинарной ответственности."

Впоследствии суд все-таки обязал выдать пациентке Маркеловой, обратившейся в суд, рецепт на должное количество медикаментов. Но споры не прекращаются. Тест-полоски по-прежнему в ограниченном количестве, и, соответственно, людям приходится закупать на свои деньги.

ЧТО ГОВОРЯТ ПАЦИЕНТЫ

Елена Маркелова, одна из немногих пациенток, которая уже с 2016 года "спорит" в судах за необходимое для нее количество тест-полосок.

— До 2016 года у нас было всё терпимо: были, правда, небольшие сбои в выдаче медикаментов, но это не критично, — комментирует она. — В один из дней мне врач просто сказал, что не сможет выписывать необходимое количество тест-полосок, якобы есть такой указ с министерства, но который они и в глаза не видели. Так и сказали: лекарств нет, крутитесь как-нибудь. Пришлось обращаться в суд, потому что жалобы в генпрокуратуру и Минздрав России не принесли своего результата.

Причина в совокупности факторов: нехватка бюджетного финансирования и банальное воровство на закупках лекарств

Елена Маркелова вспоминает, что в 2009 году она обращалась с подобной ситуацией к Татьяне Голиковой [на тот момент министр здравоохранения России].

— Тогда Голикова прислала короткий ответ — чтобы мне немедленно выдали тест-полоски. Мне их выдали с этим ответом в этот же день. Сейчас же мои письма к Чайке [Юрий Чайка —​ главный прокурор России) и Скворцовой [Вероника Скворцова — министр здравоохранения России] отсылаются в областные ведомства, где про них удачно забывают, — добавила пациентка Елена Маркелова.

ЧТОБЫ НЕ ВЫДАВАТЬ

Юрист Дмитрий Старчиков на вопрос, почему Минздрав области служит не в интересах пациентов, пояснил, что причина в совокупности факторов: нехватка бюджетного финансирования и банальное воровство на закупках лекарств — одни из них. Он рассказал о бюрократической схеме, которая помогает не выдавать бесплатно необходимое количество медикаментов для больных сахарных диабетом. В 2016 году программисты министерства здравоохранения разработали РМИС (региональная медицинская информационная система) — по своей сути, это программа, которая запрещает врачу выписывать рецепты, если лекарство отсутствует на складе.

Врач может выписать бесплатный рецепт на тест-полоски пациенту с сахарным диабетом без всякого "согласования с начальством", но им попросту запретили это делать

— Хотя по закону в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования всех диабетиков обязаны обеспечивать инсулином, тест-полосками, иглами, спиртом и сопутствующими изделиями. Другими словами, программа РМИС работает с 2016 года в нарушение закона. В 2016 году в министерстве здравоохранения Павел Дегтярь (на тот момент глава ведомства) нам объяснил, что был сбой в программе и проблема будет решена. Впоследствии история с РМИС как-то "стихла" и дальше Минздрав придумал новую схему, — рассказывает Дмитрий Старчиков.

Согласно нормативам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) больных сахарным диабетом нужно обеспечивать тест-полосками в количестве 150 штук в месяц.

— На сегодняшний день Минздрав Ульяновской области максимум, что готов обеспечивать — это ничего и 50 штук для людей, которые пойдут в суды, будут жаловаться и создавать какое-то волнение. Есть поликлиника №2 в Засвияжском районе, где обслуживается 2500 диабетиков. Это большой район, к нему приписана почти четверть больных сахарным диабетом на территории области. Так вот из Минздрава приходит туда разнарядка заведующей поликлинике Светлане Андреевой с указанием запретить выписывать людям тест-полоски под угрозой увольнения персонала, который будет это делать, — комментирует юрист Дмитрий Старчиков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Димитровграде фиксируется искусственный дефицит на инсулин
Из разных источников поступает информация, что за фирмой стоит губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и вся эта история в конечном счете завязана на нем

Старчиков поясняет: для того, чтобы лишить больных сахарным диабетом бесплатных тест-полосок, на примере поликлиники №2 Засвияжского района решили создать специальную врачебную комиссию, которая бы отказывала в выписке рецептов. Возглавляла эту комиссию заведующая терапевтическим отделением Галина Урядова. Дело в том, как отмечает юрист, что деятельность данной комиссии нельзя назвать законной. Так как территориальная программа ОМС предусматривает строго ограниченный перечень препаратов, который назначается по решению врачебной комиссии, но тест-полосок для больных сахарных диабетом в этом списке нет.

— Врач может выписать бесплатный рецепт на тест-полоски пациенту с сахарным диабетом без всякого "согласования с начальством", но им попросту запретили это делать. Именно благодаря такой беспардонной схеме несколько тысяч пациентов с диабетом, прикрепленных к поликлинике №2, на протяжении нескольких лет были лишены бесплатных тест-полосок, — подытожил общественный деятель и юрист из Ульяновска Дмитрий Старчиков.

В поликлинике сложившуюся ситуацию комментировать корреспонденту "Idel.Реалии" отказались.

ВОРОВСТВО

Депутат Госдумы от Ульяновской области, врач-хирург Алексей Куринный считает, что дефицит инсулина и сопутствующих медикаментов создается для того, чтобы "уложиться в спущенные сверху лимиты".

— Дефицит программы ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) около 50%, дефицит региональной программы лекарственного обеспечения около 60%, — комментирует Куринный. — Ранее Минздраву хоть как-то удавалось обеспечивать хотя бы самых нуждающихся (сахарный диабет, бронхиальная астма и др.). Остальные не получали практически ничего и постепенно выходили из системы с деньгами. В результате в системе остались самые нуждающиеся, а денег стало меньше. Поэтому все эти ограничения — попытка Минздрава уложиться в имеющиеся деньги, вместо того, чтобы жестко требовать нормального финансирования. Кроме этого в нашей области на фоне тотальной нищеты здравоохранения ещё умудряются и воровать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Более 50 млрд рублей федеральных денег планирует получить Ульяновская область

Напомним, в 2018 году в Ульяновской области прогремел медицинский скандал. Фигурантами уголовного дела о мошенничестве в ОАО "Ульяновскфармация" (с которой, по мнению юриста Дмитрия Старчикова, началась история с искусственным дефицитом на инсулин) стали бывший депутат Заксобрания Ульяновской области Игорь Тихонов, два экс-министра здравоохранения области Рашид Абдулов и Павел Дегтярь и два топ-менеджера "Ульяновсфармации" — Ольга Кузнецова и Евгений Коган.

По данным Счетной палаты, нарушения в ведении бухгалтерской отчетности составили около полумиллиарда рублей

По версии следствия, пользуясь своим монопольным положением, компания участвовала в централизованных закупках медикаментов без снижения цены, а деньги топ-менеджеры выводили через подставные фирмы. Напомним, ОАО "Ульяновскфармация" является главным поставщиком лекарственных препаратов в области. Фирма заявила о своем банкротстве в ноябре. Аптечная сеть имеет задолженность в размере 1 млрд 49 млн рублей. По данным Счетной палаты, нарушения в ведении бухгалтерской отчетности составили около полумиллиарда рублей.

Сейчас, как сообщает юрист Дмитрий Старчиков, судебные процессы с Минздравом по поводу ограничения больных сахарным диабетом необходимыми лекарствами продолжаются. В частности, обжалованы действия руководства поликлиники №2 по созданию незаконной врачебной комиссии.

"Idel.Реалии" продолжит следить за событиями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.