История уничтожения Октябрьского городка (Арских казарм) свидетельствует о том, что Казани необходимо независимое градозащитное движение, требующее сохранения исторической среды и прозрачного принятия решений в интересах горожан.
Много критических замечаний в связи со сносом в начале марта этого года первого из трёх последних зданий городка (Октябрьский городок, 1/15) было высказано в социальных сетях в адрес Олеси Балтусовой, помощника президента Татарстана, занимающейся вопросами культурного и исторического наследия. Между тем помощник президента вместе с татарстанским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) пыталась сберечь уцелевшие здания Арских казарм. В начале 2015 года ТРО ВООПИиК запустило сбор подписей под петицией, обращённой к президенту Татарстана с призывом сохранить первую линию Октябрьского городка.
В ответе аппарата президента сообщалось, что с частной строительной компанией, которой территория Октябрьского городка была "передана на редевелопмент" — компанией "Унистрой" — достигнута договорённость о сохранении фасадной части двух корпусов по первой линии. 13 марта 2017 года министерство культуры Татарстана признало эти два здания — детского сада и магазина (Октябрьский городок, 1/11 и 1/16) — исторически ценными градоформирующими объектами и предметом охраны исторического поселения города Казани (приказ № 218 од).
Но в январе 2018 года оба здания были снесены: по версии компании-застройщика, демонтированы "для последующего воссоздания". На паспорте сносимых объектов была ссылка на протокол Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях от 4 июля 2017 года. Возглавляет эту комиссию президент Татарстана Рустам Минниханов.
Три краснокирпичных здания (Октябрьский городок, 1/2, 1/13 и 1/15) татарстанское министерство культуры планировало включить в предмет охраны, однако сообщение об этом вызвало возмущение у большинства жителей этих домов на публичных слушаниях по проекту планировки территории "Октябрьский городок" в августе 2016 года. Жители требовали не сохранения зданий, а предоставления им благоустроенного жилья. В итоге защищать здания оказалось некому – у ТРО ВООПИиК не было возможностей настаивать на варианте "и расселить, и сохранить", поскольку городком владел "Унистрой", а статуса объектов культурного наследия у зданий не было.
Ответственность за это несут те, кто тогда возглавлял республику, министерство культуры и мэрию
Очевидно, что судьба Октябрьского городка, как и судьба многих исторических зданий Казани, решалась кулуарно. Архитектор Сергей Саначин ещё в конце прошлого десятилетия передал министерству культуры Татарстана и городскому управлению архитектуры и градостроительства свои предложения по включению множества зданий в перечень объектов культурного наследия, включая здания Октябрьского городка. Эти предложения не были приняты. Интересы и влияние собственников и застройщиков и выигрыш чиновников оказались значительнее ценности исторического наследия. Ответственность за это несут те, кто тогда возглавлял республику, министерство культуры и мэрию: Минтимер Шаймиев, Зиля Валеева и Ильсур Метшин.
Если здание не имеет статуса объекта культурного наследия, добиться его сохранения вопреки желанию собственника снести объект очень трудно. Именно такая ситуация сложилась с Октябрьским городком. Шансы на его сохранение значительно сократились, когда чиновники отклонили предложения по включению зданий городка в перечень объектов наследия. Компания-застройщик успешно продавливала свои интересы во властных структурах, включая межведомственную комиссию по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях.
В связи с этим решающими обстоятельствами в сохранении исторической среды являются отчётливо выраженная позиция и действия значительного числа граждан, требующих сберечь наследие, и прозрачность органов власти, включая органы охраны объектов культурного наследия, министерство культуры и межведомственную комиссию по вопросам градостроительной деятельности.
На первый взгляд, действия недавно созданного комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который возглавляет Иван Гущин, являются открытыми. На сайте комитета есть раздел, где размещаются акты государственной историко-культурной экспертизы. В настоящее время в этом разделе можно ознакомиться с актом экспертизы Фариды Забировой — обоснованием отнесения выявленного объекта "Дом владельца фабрики Комарова" в Кукморе к объектам культурного наследия. Однако акты предыдущих экспертиз на сайте комитета недоступны, вместо них висят лишь сводки предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения заключений, с одним и тем же содержанием: предложения не поступали.
Вызывает вопросы и состав общественного совета при комитете, сформированного самим комитетом вместе с общественной палатой Татарстана. В совет вошли функционеры общественной палаты, образовательных учреждений, музеев и контролируемых властями СМИ. Людей, известных своей независимой позицией по вопросам исторического наследия, в совете нет. Например, в нём нет ни Сергея Саначина, ни краеведа Леонида Абрамова, ни журналистов, занимающихся проблематикой, ни активных участников ТРО ВООПИиК, за исключением Фариды Забировой.
Очень важно, чтобы граждане знали, кто проводит исследование исторической ценности зданий
"Пробным камнем", который покажет прозрачность или непрозрачность действий комитета и соответствие этих действий интересам сохранения культурного наследия, станет ситуация с оставшимися зданиями Октябрьского городка. 6 марта комитет направил застройщику предписание приостановить работы на последних трёх зданиях до 20 мая 2019 года в связи с тем, что эти дома по заявлению инициативной группы внесены в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. В течение трёх месяцев комитет проведёт работы по установлению историко-культурной ценности зданий и примет решение об их включении или невключении в список выявленных объектов культурного наследия. На мой взгляд, очень важно, чтобы граждане знали, кто проводит исследование исторической ценности зданий, и имели доступ к обоснованному заключению по его результатам.
Что касается Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях, то все заседания этой комиссии должны транслироваться в Интернете, а полные видеозаписи должны быть доступны гражданам. К настоящему времени публикуются лишь краткие новости о заседаниях, и даже одноминутные видеорепортажи подчас размещаются без звука, как в случае с заседанием комиссии 4 июля 2017 года, на протокол которого ссылался застройщик Октябрьского городка при "демонтаже" исторических зданий первой линии (детского сада и магазина).
В настоящее время осталось совсем небольшое "окно возможностей" для сохранения последних зданий Арских казарм. В этом случае, как и всегда, всё будет зависеть от действий горожан, журналистов, краеведов и независимых специалистов. Нам следует, на мой взгляд, использовать все возможности для того, чтобы выразить своё отношение к происходящему с Октябрьским городком и добиться открытого обсуждения и принятия решений.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.