Агентство по страхованию вкладов заподозрило АО "Зеленодольский завод им. Горького" в фальсификации документов. Об этом заявили во время заседания в Арбитражном суде РТ в среду, 23 января. Однако, как удалось выяснить "Idel.Реалии", завод уже подозревали в этом. Связь завода и банка проста: градообразующее предприятие Зеленодольска предоставляло миллиардные обеспечения по кредитам связанных с экс-главной ТФБ Робертом Мусиным компаний.
На прошлой неделе стало известно, что Агентство по страхованию вкладов — конкурсный управляющий Татфондбанка — заподозрило Зеленодольский завод им. Горького в фальсификации документов. Об этом представители госкорпорации заявили во время судебного процесса в Арбитражном суде РТ, где АСВ пытается оспорить операцию "Татэнергосбыта" по списанию с расчетного счета 1,6 млрд рублей.
АО "Зеленодольский завод им. М. Горького"
АО "Зеленодольский завод им. М. Горького" — судостроительное предприятие. Предприятие основано в 1895 году и является одним из ведущих судостроительных предприятий России. Основной профиль предприятия — постройка современных кораблей и судов различного назначения, их поставка на внутренний рынок и на экспорт. Завод принадлежит АО "Холдинговая Компания "АК Барс". Гендиректор — Александр Карпов.
В начале процесса стороны пришли к соглашению о проведении экспертизы финансового состояния ТФБ до введения моратория. Необходимо было установить, в какой день банк перестал быть платежеспособным. Эксперты заявили, что до 8 декабря 2016 года (мораторий ввели только 15 декабря) с банком все было нормально.
Представители АСВ усомнились в этом и попросили вызвать экспертов на заседание, чтобы задать им вопросы. Это было еще в декабре прошлого года. 23 января на очередном заседании гендиректор АО "Средне-Волжское экспертное бюро" (СВЭБ) Александр Фалалеев и эксперт компании Юлия Рослякова пришли в суд. Однако их так и не опросили — АСВ решило вызвать в качестве свидетелей бывшего и нынешнего замдиректора по финансам и экономике АО "Зеленодольский завод имени Максима Горького" — Алесю Зарипову и Константина Кузьменко и истребовать оригинал письма от 6 декабря 2016 года, где первый из них отзывает платежные требования на 122 и 100 млн рублей. То есть фактически просит вернуть деньги на депозиты, где они до этого находились.
Дело в том, что АСВ уверено — письмо сфальсифицировано. Как пояснил один из представителей госкорпорации Сергей Синько, у АСВ есть все доводы, чтобы утверждать об этом. Он заявил, что сами операции были совершены задним числом 13 декабря — за два дня до введения моратория, когда банк уже не был платежеспособным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарстан обещает в 2019 году выплатить всем кредиторам ТФБ по 500 тысяч рублейВ распоряжении "Idel.Реалии" оказались несколько документов, которые могут свидетельствовать о том, что это уже не первый подобный случай, когда АСВ сомневается в документах и операциях Зеленодольского завода. Так, корреспонденту редакции прислали отчет АСВ о финансовом состоянии ТФБ на дату отзыва лицензии за период с 1 по 12 декабря, заявление о преступлении от конца 2018 года и ответ из Следственного комитета на него.
26 декабря один из кредиторов Татфондбанка отправил в Следственный комитет России по Татарстану и Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ по РТ заявлени о преступлении. В нем говорится о других документах, которые, согласно заключению АСВ о финансовом положении Татфондбанка, могут быть сфальсифицированы Зеленодольский заводом.
Так, в период с 1 по 12 декабря 2016 года, незадолго до введения моратория в ТФБ, банком было выведено обеспечение, принятое в залог по кредитам 12 заемщиков: ООО "Ягодинская слобода", ООО "Грит Плюс", ООО "Дрожжановский элеватор", ООО "Метинвест", ООО Траверз компани", ООО "Автопаркинг", ООО "Торгбыт", ООО "Люксор", ООО "Весна", ООО "СК Альбатрос" и ООО "Умная электроника". Общая сумма — 18,8 млрд рублей.
Отметим, что все эти компании сейчас находятся в стадии ликвидации, а в Арбитражном суде РТ рассматриваются их банкротные дела. Но самое удивительное в том, что почти все они имели уставной капитал в 10 тысяч рублей, были тем или иным образом связаны с экс-главой Татфондбанка Робертом Мусиным и получали миллиардные кредиты в банке, которым он управлял. Более того, поручителями по их кредитам нередко выступали государственные компании Татарстана.
Так, кредиты ООО "Траверз компани" и ООО "Дрожжановский элеватор" на 2,02 и 1,7 млрд рублей соответственно обеспечивал именно АО "Зеленодольский завод им. Горького". Договоры поручительства по кредиту первой компании заключили 29 апреля 2016 года, а уже через несколько дней, 5 мая, их якобы расторгли. Однако, как пишет АСВ в своем заключении, 2 декабря 2016 года была завершена внеплановая проверка кредитного досье "Траверз компани", где отмечено, что никакого договора о расторжении просто нет. "Более того, в акте проверки было указано, что дополнительными соглашениями от 30 сентября 2016 года срок договора поручительства был продлен до 3 октября 2017 года", — сказано в заявлении кредитора в правоохранительные органы.
В самом же заключении АСВ отмечает, что "таким образом, можно предполагать, что соглашения о расторжении, заключенные ТФБ и заводом, фактически были составлены в декабре 2016 года".
Это еще не все. В заключении АСВ сказано, что, согласно списку сделок ТФБ до дня назначения временной администрации, между банком и Зеленодольским заводом 7 декабря 2016 года был расторгнут договор о гарантийном депозите на сумму 1,67 млрд рублей, заключенном для обеспечения обязательств ООО "Дрожжановский элеватор". Есть аналогичный документ и первой компании, но на 1,85 млрд рублей.
Итого, задолженность компании "Траверз компани" перед ТФБ составляет 2,7 млрд рублей, а "Дрожжановского элеватора" — 2,8 млрд рублей.
Еще год назад с запросом по этой ситуации кредиторы обращались в АСВ. Те, в свою очередь, заявили, что договор поручительства вовсе фиктивный. Дело в том, что он подписан замдиректора завода по финансам и экономике Алесей Зариповой, которая не имела таких прав по доверенности.
ТФБ
15 декабря 2016 года Центробанк ввел временную администрацию в Татфондбанке, возложив управление на Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Причина — неустойчивое финансовое положение банка и угроза интересам его кредиторов, сообщил регулятор. Также он наложил мораторий на удовлетворение требований кредиторов на три месяца. Такой же сценарий развернулся с другим банком — Интехбанком — уже через неделю. Мораторий был введен 23 декабря 2016 года.
3 марта 2017 года Банк России объявил об отзыве лицензий у банков. В апреле того же года Арбитражный суд Татарстана признал их банкротами. С декабря 2016 года в Татарстане не прекращаются протесты вкладчиков банков.
"Траверз компани" и Дрожжановский элеватор" находятся в стадии ликвидации и погашение долга перед ТФБ маловероятно, при этом договор поручительства с Зеленодольским заводом оказался фиктивным. Следовательно, в результате действий должностных лиц ТФБ и завода, причинен значительный ущерб кредиторам банка, так как невозможен возврат в конкурсную массу денег, выданных в виде кредитов этим компаниям", — сказано в заявлении кредитора в СК и МВД.
Он попросил правоохранителей рассмотреть заявление на наличие в действиях должностных лиц ТФБ и завода (в том числе Алеси Зариповой) признаков состава преступления и в случае, если они будут обнаружены, возбудить уголовное дело.
9 января этого года кредитору пришел ответ из Следственного комитета. Там заявили, что "по доводам, изложенным им в обращении, предварительное следствие не завершено, устанавливаются обстоятельства произошедшего, в том числе, следственными и оперативными методами". При этом следователи отказали в принятии заявления, так как "в обращении нет новых доводов о совершенном или готовящемся преступлении".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.