Адвокат Ольги Зиятдиновой: "Я говорил ей, что проще было сознаться"

В Казани Ново-Савиновский районный суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении активистки Ольги Зиятдиновой. Сегодня суд прекратил дело за оскорбляющий татар комментарий в социальной сети из-за частичной декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса. Адвокат Зиятдиновой Михаил Клюшкин рассказал "Idel.Реалии", что дело необходимо вернуть следствию, поскольку оно не предоставило ему возможность полностью с ним ознакомиться. Кроме того, он заявил, что обвинение в части насильственных действий сексуального характера в отношении мужа его клиентки является лишь "домашним хулиганством". Муж Зиятдиновой сообщил нашему изданию, что потерпевшим себя не считает, а первоначальные показания дал под давлением.

Сегодня, 24 января, в Казани стартовал судебный процесс по делу активистки Ольги Зиятдиновой. Женщину обвиняют по четырем статьям Уголовного кодекса России — ст.132 (насильственные действия сексуального характера), ст.135 (развратные действия), ст.150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), а также ст.282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Поддержать Зиятдинову в Ново-Савиновский районный суд Казани сегодня пришли родственники и соратники по борьбе с коррупцией в сфере ЖКХ. Процесс должен был стартовать в 10 утра — с опозданием в 20 минут Зиятдинову повели по коридору в зал суда. Впереди нее шел полицейский с собакой, женщину, пристегнутую к сотруднику наручниками, сопровождали двое полицейских. Пришедшие пытались поддержать Зиятдинову — она шла с забинтованной правой рукой и со слезами на глазах.

— Она что, президента убила, с собакой ведете, — выражали недовольство собравшиеся.

— Террориста ***** нашли, с собакой…, — прокомментировал молодой человек.

— Сволочи! Пусть меня сажают вместо нее, — прокричала мать Ольги Зиятдиновой.


Через несколько минут из зала суда вышел пристав и сообщил пришедшим, что процесс ожидаемо будет закрытым. В зал пустили лишь мужа Зиятдиновой и двух сыновей.

Одна из присутствующих рассказала журналисту "Idel.Реалии", что собрала 17 подписей с просьбой вызвать хотя бы нескольких человек в качестве свидетелей. Женщина в суде намерена заявить, что Зиятдинову преследуют из-за ее активной деятельности в сфере ЖКХ. По словам группы поддержки, Зиятдинова обнаружила многомиллионные махинации в нескольких управляющих компаниях, за что и пострадала.

Напомним, Советский районный суд Казани арестовал Ольгу Зиятдинову 25 апреля прошлого года. Источник газеты "КоммерсантЪ-Казань" сообщал, что в ходе проведенного у активистки обыска у нее были изъяты различные мобильные устройства, на которых следователи обнаружили видеозаписи интимных сцен с участием подозреваемой и ее мужа в присутствии несовершеннолетнего сына. Что касается обвинения в экстремизме, то женщине ставили в вину комментарий в соцсети "ВКонтакте", оскорбляющий татар. Ранее "Idel.Реалии" сообщали, что лингвистическая экспертиза обнаружила в сообщении активистки межнациональную рознь. Сама Ольга Зиятдинова рассказывала нашему изданию, что комментарий во "ВКонтакте" опубликовал ее сын.

Если бы не было дыма, не было бы и огня. Ольга боролась с хищениями денежных средств.

Перед началом судебного заседания свою позицию относительно обвинения "Idel.Реалии" представил адвокат Зиятдиновой Михаил Клюшкин, в советские времена работавший следователем военной прокуратуры СССР.

— Если бы не было дыма, не было бы и огня. Ольга боролась с хищениями денежных средств. Ее предупреждали, ей что-то предлагали, чтобы она отказалась участвовать в этой борьбе, но она не послушалась — и это кончилось очень плохо, — рассказал Михаил Клюшкин. — Появился комментарий в интернете, вслед за этим прошел обыск: из квартиры изъяли некоторые вещи, которые впоследствии пропали, в том числе доказательства — аудиозаписи, на которых рассказывалось о хищениях. Если бы речь не шла о больших деньгах, я бы никогда не поверил, что можно влезть в чужой компьютер и разместить от какого-то имени сообщение. Но в данном случае, когда разного рода хакеры могут за эти деньги написать сообщение, то я вполне этому доверяю. Речь идет о больших деньгах.

Клюшкин пояснил "Idel.Реалии", в чем конкретно обвиняют Зиятдинову. По его словам, во время обыска у его клиентки был изъят компьютер, на котором следователи обнаружили видеозапись.

— На ней изображена, мягко говоря, семейная разборка, — продолжил адвокат. — Скорее всего, это домашнее хулиганство. Но оно совершено женщиной, которая отчаялась призвать к порядку мужа, который злоупотреблял спиртным. Поэтому она совершила некоторые действия в отношении мужа, чтобы он перестал пить. Эта история была заснята на видео для того, чтобы супруг понимал: если он будет продолжать пить, то запись может стать достоянием общественности. Следователи пытаются это трактовать как нечто сексуальное. Но это хулиганство, которое совершила отчаявшаяся от беспробудного пьянства мужа женщина. О том, что это не было сексуальным насилием, говорят два эксперта. Тем не менее следствие придерживается точки зрения, что это было насилие.

Эта история была заснята на видео для того, чтобы супруг понимал: если он будет продолжать пить, то запись может стать достоянием общественности

Клюшкин также напомнил, что по словам Зиятдиновой, во время обыска ее адвоката "удалили за пределы квартиры". Защитник также посетовал на то, что несовершеннолетнего сына женщины постоянно "допрашивали без представителя органа опеки и попечительства и адвоката".

— Несовершеннолетний не имел доступ ни к представителю органа опеки и попечительства, ни к адвокату. Потерпевшего, как говорит Ольга, насильно доставили в следственные органы, требовали дать показания против членов семьи (однако он отказался привлекать супругу к уголовной ответственности) — мне это тоже не нравится — у него не было адвоката, — констатировал Клюшкин.

Муж Ольги Зиятдиновой — Андрей — подтвердил "Idel.Реалии", что не считает себя потерпевшим по этому делу. По его словам в следственном комитете ему начали задавать вопросы — он от показаний отказался, сославшись на 51 статью Конституции России (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).

Мне заявили, что покажут видео людям в камере, и меня на самом деле уже изнасилуют, так что сказали признаваться

— Мне включили видео, показали. Я сказал, что это было наиграно — я сильно пил и не прав в этом плане. Из-за этого мы с женой сильно ругались. В очередной раз, после пьянки, она это сделала показательно — там ничего не было такого. Жена сказала, что если я буду употреблять алкоголь, то покажет видео моим ребятам, чтобы мне было стыдно. Мне заявили, что покажут видео людям в камере, и меня на самом деле уже изнасилуют, так что сказали признаваться. В конце декабря я обратился к следователю и заявил, что не признаю себя потерпевшим. Сексуального насилия на этом видео не было. Это было показательно, но ничего на самом деле не произошло. В суде я об этом заявлю, — рассказал Андрей Зиятдинов.

Адвокат Михаил Клюшкин в беседе с журналистом "Idel.Реалии" обвинил следствие в том, что его "полностью не ознакомили с материалами уголовного дела", однако заместитель прокурора РТ подписал обвинительное заключение. После этого адвокат написал жалобу прокурору Татарстана Илдусу Нафикову — ответ, по словам защитника, до сих пор не поступил.

— [Во время обыска] были изъяты электронные носители: с частью из них я ознакомился и обнаружил несоответствия бумажных записей электронным. Я имею в виду расшифровку. С частью электронных носителей следователь отказался меня ознакомить. Он сказал, что у него нет шнуров, поэтому я ознакомиться с ними не могу, — рассказал адвокат.

Формально две женщины друг друга оскорбляли. Их тексты очень похожи друг на друга.

Он также прокомментировал уголовное дело по ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). По словам защитника, "начало этой истории представляет собой базарную склоку".

— Формально две женщины друг друга оскорбляли. Их тексты очень похожи друг на друга. По сути дела, с моей точки зрения, оба сообщения были написаны одним человеком. Я с утра читал РИА "Новости" — там утверждают, что можно будет составить текст, загнать его на чужой компьютер и приписать его другому лицу. Моя клиентка как только узнала, что от ее имени размещен этот комментарий, извинилась и заявила, что не размещала его. Она сказала, что разместил кто-то другой — возможно, члены семьи, — уточнил Клюшкин.

Напомним, в октябре прошлого года стало известно, что в отношении Ольги Зиятдиновой возбудили второе дело по ст.282 УК РФ — женщина, будучи в СИЗО, якобы "неоднократно оскорбляла представителей татарской национальности, возбуждая тем самым межнациональную рознь". В январе стало известно, что следствие прекратило это уголовное дело. По словам Михаила Клюшкина, — "за отсутствием состава преступления". Вместе с тем адвокат заявил, что по просьбе Зиятдиновой он не намерен ходатайствовать о прекращении "экстремистского" дела за оскорбляющие татар комментарии в социальной сети "ВКонтакте" после частичной декриминализации статьи 282 УК РФ.

По словам адвоката, Ольга Зиятдинова, будучи в СИЗО №2, хотела покончить с собой из-за условий содержания и давления надзирателей

— Зиятдинова с этим категорически не согласна, а я как адвокат обязан поддерживать эту позицию, — констатировал Клюшкин. — Она настаивает, что не размещала эти комментарии, что это было сделано каким-то иным путем. Обязанность доказывать вину лежит на тех лицах, которые осуществляют обвинение. Я могу сказать, что и первое дело по ст.282 УК РФ, и второе основаны на недостоверных сведениях. Мы будем требовать прекратить дело по ст.282 УК РФ в связи с недоказанностью обвинения. Ольга говорит, что во время появления комментария в интернете была в магазине — у нее есть соответствующие чеки.

По словам адвоката, Ольга Зиятдинова, будучи в СИЗО №2, хотела покончить с собой из-за условий содержания и давления надзирателей. "Я не могу с ней сидеть в тюрьме, не могу контролировать ни начальника СИЗО, ни следователя, ни прокурора", — подчеркнул Михаил Клюшкин. Он также рассказал, что просил суд рассмотреть дело с участием присяжных заседателей, однако тот отказал, сославшись на то, что уголовные дела по предъявленным Зиятдиновой статьям присяжные не рассматривают. "Нам сказали, что мы такой чести не заслуживаем. Но суд должен учитывать конкретные обстоятельства дела, общественную значимость события — народ должен участвовать в контроле за этими событиями", — сказал Клюшкин.

Это дело расследовалось неполно и необъективно

Он также напомнил, что Ольга Зиятдинова неоднократно просила обследовать ее состояние здоровья, поскольку, по словам адвоката, "у нее есть болезни, подпадающие под семь пунктов постановления правительства, с которыми Ольга не должна находиться в СИЗО".

— Сколько ни просили следствие и суд, но ее так и не обследовали. Отношение было необъективным. Это дело расследовалось неполно и необъективно, — поделился мнением защитник Зиятдиновой.

По словам адвоката, его "предупреждали" о том, что он "должен бежать подальше от этого дела", однако, уточнил Клюшкин, "кто-то же должен с этими вопросами разбираться".

— Я требую, чтобы меня полностью ознакомили с материалами дела! Уголовное дело должно быть возвращено обратно следствию. Я ничего хорошего от дела не жду. Я говорил Ольге, что проще было сознаться, признать все, раскаяться, но она говорит "нет". Стало быть, и я говорю "нет", — подчеркнул Клюшкин.

Судебное заседание сегодня длилось несколько часов. Михаил Клюшкин по его итогам рассказал "Idel.Реалии", что суд прекратил уголовное дело в отношении Ольги Зиятдиновой по ст.282 УК РФ — за оскорбляющий татар комментарий в социальной сети "ВКонтакте". По словам адвоката, суд принял такое решение из-за частичной декриминализации ст.282 УК РФ.

Кроме того, сегодня представитель прокуратуры зачитал обвинительное заключение. Суд также допросил супруга обвиняемой — Андрея Зиятдинова. Он, по словам Михаила Клюшкина, заявил, что не считает себя потерпевшим по этому делу, а первоначальные показания дал под давлением. В ответ на это суду продемонстрировали видеозапись с допроса Зиятдинова.

Заседание было отложено на 6 февраля.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.