В Поволжье и не только там продолжается дискуссия о том, как спасти родные языки. Принятые в прошлом году поправки в федеральный закон "Об образовании" как будто стали толчком для усилий по написанию стратегий развития тех или иных народов. В этих документах уже на этапе обсуждения вопрос языков поднимается довольно активно. Параллельно с этим идет работа по популяризации культур разных народов. Речь не о том, что делается в чиновничьих кабинетах, а об активности творческой молодежи. "Idel.Реалии" решили сделать обзор необычных популярных этнопроектов, которые заочно принимают участие в процессе развития языков и культур.
В 11 РАЗ БОЛЬШЕ САМИХ ЭРЗЯ
Примером популяризации музыкального продукта на языке малочисленного народа может служить работа "Vaya" коллектива "OYME" ("душа" — в переводе с эрзянского).
Напомним, по переписи населения 2010 года, число владевщих эрзянским языком составляло всего 36 726 человек, при этом "мордовский" родным назвали чуть более 390 тыс. человек. А упомянутая музыкальная композиция в Youtube уже набрала больше просмотров, чем число всех носителей "мордовского" языка и в 11 раз больше просмотров количества тех, кто в ходе последней переписи определил своим родным эрзянский.
Очевидно, что среди любителей "OYME" есть не только эрзяне и не только финно-угры, но и представители других этнических групп.
Коллектив создал видеоролик, рассказывающий о том, что из себя представляет проект.
КЛУБНАЯ ЭТНОКУЛЬТУРА
Существуют в регионах Идель-Урала и проекты, где степная культура стала основой и движущей силой творчества. Коллектив "ZAINETDIN", состоящий из популярного башкирского исполнителя-мультиинструменталиста Загира Зайнетдинова и шоу-балета, в своих композициях делает основной акцент на башкирской и тюркской культурах в целом. Проект в прошлом году провел свой дебютный сольный концерт в столице Башкортостана. Его позиционировали как этношоу.
В выступлениях проекта "ZAINETDIN" много разного и необычного для молодежной клубной жизни — от горлового пения до хореографических номеров на основе этнических танцев. При этом часто в композициях доминирует ритм именно клубной музыки.
Проект уже был замечен и за пределами России. На протяжении двух недель прошлой весны коллектив гастролировал по городам Турции и Балканским странам вместе с артистами из других стран.
— В рамках своего выступления я играл на курае, кубызе, рассказывал фрагмент башкирского народного эпоса "Урал батыр", показывал приемы узляу, делал трюки, — признавался Зайнетдинов по итогам поездки.
ОТВЕТ "БУРАНОВСКИМ БАБУШКАМ"
Удмуртам тоже есть, что сказать и показать. Например, "Post-dukes" — новая удмуртская электронная музыка, анти-проект зарекомендовавшей себя фолк-группы "Дьюкс". Молодого удмуртского художника и музыканта Чудью Жени называет сердцем обоих проектов. До недавнего времени его звали Евгением Бикузиным, но потом он сменил имя на удмуртский лад. Чудья — название родовой группы, из которой происходит автор проектов "Дьюкс" и "Post-dukes" и многочисленного удмуртского поп и стрит-арта.
Проект "Post-dukes" Чудья реализует один. В вокальных композициях иногда звучит голос коллеги по "Дьюксу" Лилии Леонтьевой, а иногда другой девушки, имя которой пока не раскрывается.
В основе концепции двух проектов лежит противоположность двух частей единого целого.
"Дьюкс" и "Post-dukes" олицетворяют парные группы внутри удмуртов, как сами ватка и калмез (две главные родоплеменные деления) у удмуртов, как в конечном итоге традиционное оппозиции человеческой культуры: своё — чужое, живое — мёртвое, сырое — варёное.
— "Post-dukes" появился из-за моего увлечения электронной музыкой и благодаря любви к андеграунду и традиционной удмуртской музыке. Думаю, что удмуртские мотивы как деталь, как часть целого должны присутствовать в современной музыке. Хочется расширить и разнообразить удмуртскую музыкальную культуру, — делится в СМИ сам автор проекта.
КУЛЬТУРНАЯ БОРЬБА ЧУВАШСКИХ ДИПЛОМАТОВ
Чувашский коллектив "Тарай" в сети пока не такой популярный как эрзянский "OYME", но проект заслуживает внимания.
— Мы путешественники, которые везем дух чувашской пентатоники на новые земли. Мы дипломаты, чья музыка является мостом между Востоком и Западом. Мы воины, ведущие борьбу за уникальный язык и культуру, находящиеся под угрозой, — говорится в описании группы в soundcloud.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эстонский "Тарай" звучит по-чувашскиГруппа состоит из Александра Айдарова (исполнитель и гитарист), Эйнара Муони (басист) и Андреа Патрона (барабанщик). Члены коллектива проживают в Таллине (Эстония).
О группе также известно, что они сами пишут слова на чувашском, при этом консультируются у современных чувашских поэтов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Огонь "Татарки" затмил всю национальную эстрадуУпомянутые проекты сильно отличаются от работ Ирины Смелой, которая выступает под творческим псевдонимом "Татарка". Напомним, на одном из каналов соцсети за год ее работу "Алтын" просмотрели почти 31 млн раз. Но "Татарку" вряд ли можно назвать этнокультурным проектом, но он определенно татароязычный.
Все эти проекты значительно отличаются от того, как власти себе представляют "правильное" продвижение этнических культур. Летом 2017 года в Париже прошел Сабантуй, участниками которого были в основном казанские чиновники. Выступления певцов татарской эстрады (пели на татарском и французском) массовую аудиторию возле сцены собрать не смогли. В то же время видеоклип эрзянской группы "OYME" посмотрело около полумиллиона зрителей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Чувашия-Татарстан – это коннект"
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.