В пресс-центре ИА "Росбалт" прошел круглый стол "Национальная политика Москвы отметает федеративное устройство страны. Чем это грозит?". Участниками дискуссии стали члены Демократического конгресса народов России (ДКНР) — Максим Шевченко, Руслан Айсин и Платон Шамаев, также шеф-редактор издания "Кавказская политика" Беслан Успанов.
Мероприятие открыл Руслан Айсин. Он начал свое выступление с объяснения того, почему в некоторых республиках довольно пассивно реагировали на решения Москвы сделать государственные языки национальных регионов необязательными.
Он считает, что некоторые республики "обезглавлены и превращены в политических инвалидов", этим объясняется слабый уровень сопротивляемости федеральному центру в вопросах языковых прав.
Методы федерального центра в республиках, по его словам, привели ко всеобщей боязни что-либо делать. Айсин считает, что учителя в национальных республиках запуганы. По его мнению, эта атмосфера царит уже не только в школах, но и в детсадах.
— В Татарстане некие анонимные люди пишут жалобы в правоохранительные органы, что приводит к страху заведующих детсадов, так как последние не хотят иметь дело с проверками прокуратуры, — заметил Айсин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сообщество анонимных родителей: войну татарскому объявила тайная организацияПо словам Айсина давление на Татарстан отразится не только на этой республике, но и на всех татарах, 70% которых проживает вне республики. Он отмечает, что Татарстан теперь может перестать быть тем центром татарской культуры, из которого татары других регионов могли получать учебники и другую учебную литературу.
В целом по стране, по мнению политолога, создаются всевозможные препоны, чтобы люди не учили местные языки.
— Если так пойдет и дальше, выражаясь советским языком, мы получим безродных космополитов-смартфонщиков, — подытожил свое выступление эксперт.
Своего коллегу поддержал и журналист Беслан Успанов, который посетовал на то, что за последнее время активизировались анонимные родители, пишущие жалобы в правоохранительные органы в связи с тем, что их детей заставляют учить осетинский в Северной Осетии.
Шевченко считает, что русские должны поддержать этнические группы России в борьбе последних за самосохранение
При этом Успанов отметил, что сам учился в североосетинском Моздоке, и единственным предметом, который был связан с регионом в учебной программе его школы была дисциплина "Культура и традиции осетин".
Он надеялся, что в ходе вчерашней пресс-конференции президента России Владимира Путина журналисты поднимут вопрос региональных языков. Как признался он, это нужно было даже не для получения ответа, а ради усиления интереса к этой теме. Но, как известно, этот вопрос никем не поднимался.
Говоря в целом о стране, Успанов отметил, что национальной политики сегодня в России нет.
— Я ее не вижу, — заявил он.
В свою очередь, журналист объяснил, почему на Северном Кавказе относительно вяло реагировали на решение Москвы отменить обязательность государственных языков республик.
Он считает, что в регионе не решены даже базовые вещи.
— На Северном Кавказе до сих пор есть школы с трехсменным режимом обучения, — отметил он.
По его мнению, в некоторых республиках низкий уровень протеста связан еще и с тем, что мало кто заметил того, что произошло с языками.
— Особенно в тех регионах, где титульное население численно доминирует, — добавил шеф-редактор издания "Кавказская политика".
Адвокат Платон Шамаев, представлявший ДКНР, дал свою оценку происходящему в национальной политике страны.
У республик в настоящее время, как он считает, сложилась катастрофическая ситуация с родными языками. При этом он возложил ответственность за происходящее на государственную власть.
— Государство ведет неправильную языковую политику, — констатировал он. В качестве примера Шамаев привел отсутствие возможности сдавать ОГЭ и ЕГЭ на региональных языках.
По его словам, система выстроена так, что выгодно не учить региональные языки. В Якутске, как отмечает Шамаев, из 50 только 5 национальных школ.
— Поэтому родители вынуждены отдавать детей в русские школы, — говорит он.
Он информировал, что общественность пытается исправить ситуацию. Например, активисты просили властей проводить Всероссийскую проверочную работу (ВПР), в том числе на языках народов России, но власти отказали и в этом.
Будучи юристом, он считает, что проблемы надо решать через суды, а если российские суды не удовлетворяют своими решениями, обращаться в международные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека и структуры ООН.
Последним спикером дискуссии был Максим Шевченко. Он отметил, что он покинул два совета при президенте России в знак протеста против путинской политики.
Шевченко заявил, что не понимает, как члены Совета при президенте России по межнациональным отношениям, будучи представителями различных народов, соглашаются с тезисом о доминирующей роли русского народа. Напомним, в недавних поправках в Стратегию госнацполитики России закреплен именно такой акцент.
Your browser doesn’t support HTML5
Шевченко считает, что русские должны поддержать этнические группы России в борьбе последних за самосохранение. При этом он констатирует, что нынешняя власть не заинтересована в сохранении этнического разнообразия.
— Им нужны не граждане, им нужны наемники, — сказал эксперт.
В отличие от своих коллег, которые высказались в ключе отсутствия государственной национальной политики, Шевченко считает, что она есть и представляет собой процесс нивелирования и ассимиляции народов России.
Он считает, что ассимиляция происходит не случайно, а проводится целенаправленно. В подтверждение своей позиции журналист сослался на то, что в Совет при президенте по межнациональным отношениям входят три экс-министра по делам национальностей России.
— Сложно заподозрить членов Совета в непонимании того, что они делают, ведь там три бывших министра по делам национальностей России, — отметил он.
Общественник призвал смотреть на вопрос языковых прав шире.
— Уничтожение национального самосознания — это уничтожение свободы, — заявил Шевченко.
По мнению члена ДКНР, экс-министр по делам национальностей РОссии Валерий Тишков, входящий в состав Совета при президенте России, неоднократно выступал против принципа построения государства на основе союза российских народов. Он идет на поводу того, что ему указывают сверху, считает журналист.
При этом Максим Шевченко резко осудил добровольность изучения региональных языков.
— Дай волю ребенку, он бы ходил только на физическую культуру и на пение, — резюмировал политик, объясняя, по его мнению, нелогичность добровольного изучения языков в школе.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.