В минувшие выходные в Москве прошли Дни татарстанского кино. Московские зрители посмотрели фильмы-победители Казанского международного фестиваля мусульманского кино и пообщались с режиссерами. Среди них были "Мулла", в котором снялся популярный российский актер Марат Башаров, "Ласковое безразличие мира", получивший Гран-при фестиваля и "Халима", отмеченная престижной Премией Гильдии киноведов и кинокритиков России "Белый слон", а также призом в номинации "Лучший фильм о религии" на фестивале в Калькутте.
Это кино про девушку, которая стала новой ученицей в элитной казанской школе. История сама по себе непростая, все знают, как относятся к новеньким в школе. Халима непохожа на современных подростков: она ходит в хиджабе, читает религиозные книги, сама делает уроки без помощи учителей и интернета. Девушка сразу становится белой вороной и объектом для насмешек и нападок со стороны одноклассников. Героиня фильма приходит в тот момент, когда в школе объявляется конкурс на лучший доклад, победитель которого поедет на стажировку в Совет по правам человека ООН в Женеву. Всем старшеклассникам помогают учителя и даже директор школы, а Халима пишет доклад сама и в итоге выигрывает этот конкурс. Этого ей уже никто не может простить: ни ученики, ни взрослые. И только один из одноклассников понимает всю несправедливость и жестокость происходящего и встает на защиту девочки, которая, как выясняется, потеряла при пожаре всю семью, а сама чудом спаслась, и воспитывается в семье муллы. "Idel.Реалии" поговорили с режиссером фильма Юлией Захаровой.
— Юлия, история Халимы — это реальный случай из жизни?
— Это скорее собирательный образ, не было какой-то конкретной девочки, конкретной школы. Подобных случаев было много. Я слышала, например, директор одной из казанских школ поставил условие маме девочки, которая носила традиционную мусульманскую одежду: либо ее дочка носит обычную школьную форму, либо ее отчислят.
Фильм уже не новый. Сценарий был написан три года назад. Сейчас может быть это не особо актуально, но раньше такие случаи бывали. Например, исполнительница роли Халимы — Хадижа Юнусова не только в кино, но и в обычной жизни носит хиджаб, это ее привычная одежда. Она тоже сталкивалась с подобным отношением. Я вот тоже, например, сейчас в мусульманском платье казанского дизайнера.
— Почему вас заинтересовала история девочки в хиджабе?
— Тут дело вот в чем. Это ведь не история о том, что девочка носит хиджаб. Есть такое понятие — буллинг. Это школьная травля. Психологи очень много проводят исследований на эту тему. Вспомните фильм "Чучело". Коллективная агрессия среди подростков непредсказуема, поэтому фильм больше всего про это.
— Халима — благовоспитанная девушка, мыслит и одевается по канонам ислама, при этом она грубит отцу, когда он настаивает на том, чтобы она осталась в этой школе и научилась противостоять испытаниям. Как такое возможно, ведь у нее отец мулла, ее воспитывали по-другому?
— Характер персонажа не может быть плоским. Это такой возраст, поэтому отец и говорит, что нельзя бежать, скрываться от мира, не стоит уходит в иллюзии, он предлагает ей принимать решения осмысленно, ведь подростки подвержены крайностям. Отец боится, что она станет фанатичкой. Фанатизм — страшная вещь.
— Важное место в фильме занимает религия. Главная героиня и ее друг Саша все время обсуждают жизнь в парадигме ислама. На протяжении всей картины звучат изречения из Корана? Какое у вас отношение к исламу?
— Я сама не мусульманка. Я не рассматриваю тут ислам как религию. Для меня — это скорее философия, образ мышления, потому что, если почитать Библию, Тору, Веды, то видно, что у всех правда своя, а истина одна. Важно найти истину.
— Фильмы "Мулла" и "Байгал" — на татарском языке, а ваш на русском. Как вы решили, что он будет на русском?
— Есть татарское кино, есть татарстанское кино. Этот фильм получил премию "Белый слон" от гильдии киноведов и кинокритиков российской федерации. Это высшее признание в России, кроме меня в Татарстане больше ни у кого нет такой премии. Этот фильм выиграл в Берлине, Бельгии, Калькутте и других странах мира. В кино особый язык, это киноязык. Какая разница на каком языке. Этот фильм наднациональный. Разве с беженцами из Сирии, которые живут в Германии, не может быть такой ситуации, когда девочка приходит в школу в хиджабе. Когда фильм только на национальную публику, то это очень узкие рамки. Мне интересно, чтобы этот фильм посмотрели во всем мире, а не только в Татарстане.
— На кого прежде всего рассчитан фильм, кто ваша аудитория?
— Аудитория 12+, скорее всего для подростков, потому что взрослые начинают копать там, где не надо. А подростки, молодежь сразу понимают главную мысль, у них вопросов не возникает, потому что ситуация травли им знакома.
— В фильме вы показали травлю не только со стороны детей, но и со стороны родителей, учителей. Почему взрослые так себя ведут, не защищают девочку?
— Потому что дети — наше отражение. Подросток впитывает поведение своих родителей. Если родители позволяют так себя вести, то и у детей такой же выхлоп агрессии. Хотя есть разные случаи. Иногда непонятно, откуда возникает эта агрессивная стая, толпа. Возможно, от недостатка внимания со стороны близких. У этих детей есть няни, водители, а где их родители?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Колумбайн" по-российски: в чем причины и как с этим бытьСреди зрителей фильма было много молодых людей и подростков. Корреспондент "Idel.Реалии" узнал об их впечатлениях от фильма "Халима".
Саберова Лейсан работает учителем в школе.
— Тема детской жестокости — очень знакома мне. Дети особенно в этом возрасте, в 9-11 классах жестоки к друг другу. Если есть какой-то изъян, либо внешний вид, либо психологическое что-то, они обязательно об этом скажут, посмеются.
— В этом фильме родители, учителя не объясняют детям, что они поступают неправильно, они тоже присоединяются к травле Халимы. Почему так происходит?
— Действительно, взрослые часто на это закрывают глаза. Они думают, что дети в этом возрасте сами могут это преодолеть. То есть не считают это проблемой. Они уже забыли, что испытывали в этом возрасте, и просто не обращают внимание.
— А вы как учитель, как вы поступаете в подобной ситуации?
— Я стараюсь пресекать такие моменты, потому что были такие случаи даже в начальной школе, когда дети смеялись, что нет отца у ребенка. Это очень жестоко. Сейчас есть пропаганда толерантности, но мне кажется это все поверхностно. Хоть о ней и говорят везде, но на самом деле ничего не решается. Просто видимость создается, что все дружат, что все хорошо, но на самом деле это не так.
Еще одна гостья фестиваля татарстанского кино Булатова Рушания вспомнила о своих школьных годах и как она подвергалась травле.
— Я была единственной татаркой среди русских в школе. И одноклассники неправильно поняли историю про монголо-татарское иго и на меня, можно сказать, спускали всех собак. Учителя не особо в это вмешивались, были как-то в стороне от этого, отрабатывали свои уроки и все. Очень редко было, чтобы учителя как-то старались помочь, встать на защиту, объяснить другим ученикам, что они не правы. Хорошо, что такая тема поднимается.
15-летний подросток Самир Булатов после просмотра фильма "Халима" рассказал в интервью "Idel.Реалии", что у них в классе тоже есть ученик, над которым все смеются.
— У нас есть мальчик, он немного странный. Ведет себя не так, как все. Например, во время урока, он может начать резко крутить головой. Это немного странно выглядит. Учится он хорошо, много читает, много всего знает и всегда старается показать свои знания, а еще просит нас, чтобы мы не сквернословили. Когда вот такое происходит, то бывает, мы смеемся над ним. Но такой травли нет, как в этом фильме. Учителя этого не видят, это обычно происходит на перемене. И вообще учителям все равно. Друзей у этого мальчика нет в классе, с ним никто не общается.
Больше 30 лет разделяет фильм "Халима" от фильма "Чучело" про травлю в советской школе. С тех пор совсем ничего не изменилось, разве что называть это явление стали модным словом "буллинг". Пожалуй, ситуация стала еще хуже. Теперь в школах устраивают травлю еще и по политическим мотивам, если подростки ходят на оппозиционные митинги и акции протеста. А учителя вместо того, чтобы защищать детей, сами становятся инициаторами буллинга.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Активист самарского движения "Бессрочный протест" — о давлении в университетеПодписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.