Совет Федерации 22 ноября провёл "Открытый диалог" с министром транспорта России Евгением Дитрихом. На встрече обсуждались перспективы развития транспортной инфраструктуры в стране на период до 2024 года. Представляющий Марий Эл сенатор Константин Косачёв поднял тему транспортной доступности республики. По его мнению, от этого зависит инвестиционная привлекательность региона. О чём договорились чиновники правительства и сенаторы, и что из себя представляет транспортная инфраструктура Марий Эл — в обзоре "Idel.Реалии".
"ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ"
Стенограмма "Открытого диалога сенаторов и министра транспорта Евгения Дитриха размещена на сайте Минтранса России. Разговору о проблемах транспортной инфраструктуры в Марий Эл посвящено восемь страниц текста из 47. Беседу инициировал Константин Косачёв, представляющий республику в верхней палате парламента с 2015 года. Он сказал, что не припомнит "в Европейской части России другого, столь обделенного транспортной инфраструктурой региона":
"Аэропорта нет, он с советских времен закрыт, не функционирует. Железная дорога доходит до города Йошкар-Ола и обрывается. Это тупиковая ветка и при этом она не электрифицирована. Автотрасса идет ниже Волги от Нижнего Новгорода до Казани и от нее ответвление тоже до Йошкар-Олы. Дублера прямого Нижний Новгород — Йошкар-Ола нет. На участке Волги, который проходит через республику, нет ни одного современного порта — ни пассажирского, ни грузового. Космодромов тоже у нас нет", — пошутил в конце Косачёв.
Сенатор пожаловался на то, что Министерство транспорта запрашивает данные о пассажирском грузообороте всякий раз, когда республика обращается за поддержкой в развитии того или иного направления. Он назвал такую реакцию справедливой. Но при этом именно отсутствие нормальной транспортной инфрастурктуры останавливает потенциальных инвесторов, считает Константин Косачёв.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Валентина Матвиенко об отсутствии аэропорта в Марий Эл: "Что вы издеваетесь над территорией?"Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отреагировала на слова Косачёва первой: "Такое впечатление, что мы в прошлом веке или позапрошлом застыли".
Министр транспорта Евгений Дитрих рассказал о разных уровнях транспортной доступности для разных регионов. На первом уровне жители могут в течение дня выехать в любом направлении, на втором это возможно в течение трёх дней, а на третьем — раз в неделю. Он привёл в пример ситуацию с автомобильными дорогами в республике.
"Республика Марий Эл действительно, к сожалению, осталась в этом смысле исторически в том состоянии, в котором есть", — отметил министр. Он сказал, что по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" нормативному состоянию соответствует 1 процент всех дорог.
"Нам надо дотянуть до 50 процентов, мы недотягиваем их до 50 процентов", — констатировал Дитрих. После замечания Константина Косачёва, что "профинансировано 36 процентов, но обязательства не выполнены", министр транспорта сказал, что "если все заводы страны будут работать на эту задачу, мы дойдём до 36 процентов". По его словам, сделать больше не получится, потому, что нет соответствующих производственных мощностей.
Валентина Матвиенко посоветовала Константину Косачёву разработать стратегию транспортного развития Марий Эл:
"Может быть, так. Но вообще, конечно, Константин Иосифович, если бы я была губернатором (мне это тоже, к счастью, не угрожает)… Ну, пригласите институт профессиональный транспортный, закажите ему стратегию транспортного развития Марий Эл, и когда уже появятся, появятся предложения, тогда можно идти в Минэкономразвития, в Минтранс. Ну, под лежачий камень вода не течет! Понимаете? Вешать эту проблему только на Минтранс — это тоже неправильно. Надо самим проявить инициативу и разработать стратегию транспортного развития территории — и дальше ее продвигать", — заявила она.
Итогом обсуждения транспортных проблем Марий Эл станет поручение республике разработать стратегию транспортного развития, по этому поводу в начале декабря Совет Федерации примет соответствующее постановление.
АЭРОПОРТ ИМЕНИ КОСАЧЕВА
Во второй части "Открытого разговора" сенаторы вернулись к теме транспортной доступности Марий Эл. Началось это во время диалога министра транспорта с сенатором от Татарстана Ильдусом Ахметзяновым. Евгений Дитрих посоветовал Ахметзянову построить транспортный обход Нижнекамска и Набережных Челнов за счёт бюджета республики ("Ну, есть у вас деньги. Ну, пожалуйста").
Сенатор от Сахалинской области Дмитрий Мезенцев после этого предложил присвоить имя Константина Косачёва аэропорту Йошкар-Олы
"Или придётся вас в Марий Эл переселить, чтобы почувствовали", — вспомнила о главной проблемной теме Валентина Матвиенко. Она призналась, что её задела ситуация в республике:
"Ну не может регион быть без аэропорта… У вас же когда-то был аэропорт".
Константин Косачёв сказал, что аэропорт был в советское время, а закрыли его из-за устаревшей взлётно-посадочной полосы.
Исполняющий обязанности первого заместителя председателя правительства Марий Эл Александр Сальников сообщил, что в ответе на заявку на реконструкцию аэропорта была информация о том, что объект включат в план после 2024 года. По словам Сальникова (он занимал должность министра транспорта и дорожного хозяйства республики с ноября 2017 по октябрь 2018 года, а до этого времени был депутатом Государственного собрания Марий Эл, руководил госорганизацией "Марийскавтодор") переписка по поводу аэропорта Йошкар-Олы с Росавиацией длится с 2008 года. По данным ведомства, реконструкция взлётной полосы может стоить 800 млн руб.
Валентина Матвиенко предложила найти инвестора, поскольку "800 миллионов, не такие большие деньги". Она вспомнила, что Совет Федерации помог также восстановить аэропорт в Волгограде. Спикер Совфеда попросила чиновников Росавиации помочь восстановить аэропорт Йошкар-Олы, "а то министр вас туда откомандирует на некоторое время, чтобы вы там пожили".
Сенатор от Сахалинской области Дмитрий Мезенцев после этого предложил присвоить имя Константина Косачёва аэропорту Йошкар-Олы. Матвиенко отреагировала: по её мнению, Косачёв "не заслужил ещё, не попал в рейтинг славных имён. И потом, конкурс уже заканчивается".
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАРИЙ ЭЛ
Аэропорт Йошкар-Олы возобновил авиасообщение в 2008 году после почти девяти лет простоя. Самолёты из столицы Марий Эл летали главным образом в Москву. Был небольшой период, когда существовало авиасообщение с Уфой и Самарой. С 2008 по 2015 год возникали перерывы в работе аэропорта, они связаны с уходом авиаперевозчиков и поиском властями новых компаний. С декабря 2015 года аэропорт Йошкар-Олы не принимает самолёты. В апреле 2017 года приехавший в Марий Эл в ранге врио Александр Евстифеев заявил о своём намерении добиться возобновления работы аэропорта.
Ну, есть у вас деньги. Ну, пожалуйста
Ближайшие к столице Марий Эл аэропорты находятся в Казани и Чебоксарах. Однако, Йошкар-Ола до последнего времени была слабо связана со столицей Татарстана: отсутствовало пассажирское автобусное сообщение. Рейсы с автовокзала столицы Марий Эл до Казани возобновились лишь с ноября. В аэропорт соседнего региона дважды в сутки ходит заказной микроавтобус.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: С ноября открылся автобусный рейс Йошкар-Ола — Казань с автовокзала столицы Марий ЭлЙошкар-Ола до сих пор остаётся железнодорожным тупиком. В столицу республики ежедневно ходит поезд из Москвы, летом запускаются "электрички выходного дня" для туристов из Казани. Железнодорожная ветка из Йошкар-Олы доходит до города Яранск (Кировская область). Однако железнодорожное сообщение между городами отсутствует уже несколько лет. Периодически обсуждается проект продления существующего пути до крупного железнодорожного узла Котельнич (140 км от Яранска). В этом случае Йошкар-Ола могла бы получить выход на северную ветку Транссиба.
В Марий Эл ещё в 1990-е годы существовали несколько портов и причалов для туристических судов на Волге. Однако сейчас речная транспортная инфраструктура практически никак не задействована в экономике региона.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.