18 ноября, в здании IT-парка Казани прошла конференция "Обучение родному языку в новых условиях". Организатором выступило объединение татароязычных родителей, которые объединились вместе на волне языкового конфликта, разразившемся в Татарстане в 2017 году. На мероприятие собралось около 250-300 человек. Были гости из Башкортостана, Москвы и Крыма. Из РБ приехали как представители татарских организаций, так и представители родительского комитета при Всемирном курултае башкир, с которыми у их коллег из Татарстана налажено хорошее, конструктивное взаимодействие.
Вопросы отстаивания интересов татарского народа полностью лежат на плечах гражданских активистов, а официальные органы Татарстана ничего кроме пышных Сабантуев и малозначимых фестивалей предложить не в состоянии
Первоначально намечалось, что мероприятие будет проводиться совместно со Всемирным конгрессом татар, однако последний, что называется, "умыл руки" буквально накануне. В кулуарах ходили слухи, что подобные "ценные указания" главной татарской организации поступили из Аппарата президента Татарстана. Так это или нет — остается только гадать, т.к. официальных объяснений по этому поводу нет. Поэтому организация мероприятия, как и связанные с этим финансовые вопросы, полностью легли на плечи самих родителей. Что, впрочем, было вполне ожидаемо: вопросы отстаивания интересов татарского народа, можно сказать, целиком и полностью лежат на плечах гражданских активистов, а официальные органы Татарстана ничего кроме пышных Сабантуев и малозначимых фестивалей предложить не в состоянии.
Сама конференция прошла в формате научно-практического семинара. Озвучивались не только проблемы в образовании, но всё, что сделала общественность и энтузиасты, пока государственные мужи сдавали в области национального образования одну позицию за другой.
Отметим наиболее интересные выступления.
Марат Лотфуллин,заведовавший отделом образования в казанской администрации в 1990-е годы и знакомый с этими проблемами, что называется, изнутри, рассказал о сути изменений, которые произошли год назад.
Your browser doesn’t support HTML5
По его словам, многие ругают министерство образования и отдельных чиновников в том, что нарушаются конституционные права учеников, права народов на получение образования на родном языке. Однако "Государство перед ними [чиновниками] таких задач не ставило. У нас был пример, когда бывший министр образования Татарстана Энгель Фаттахов на свой страх и риск попытался отстаивать эти интересы. Чем это всё закончилось для него и особенно для его заместителя, вы все прекрасно знаете. В общем, государство пока не даст задания, эти люди не начнут шевелиться" — резюмировал Лотфуллин.
Сохранение родного языка нынче требует от татар не просто их согласия, оно требует от них храбрости, настойчивости
Многое, по его словам, зависит и от самих родителей. "Школа собирает подписи по вопросам изучения родного языка. Этот вопрос определяют родители. Сохранение родного языка нынче требует от татар не просто их согласия, оно требует от них храбрости, настойчивости. В этих условиях нам придется каждому подключаться к этому важному делу. Иначе никак".
По словам Лотфуллина, существует и прямая связь между статусом языка и политическим положением нации-носителя этого языка. "Раньше в системе образования города Казани татар практически не было, они составляли всего лишь 2% от работников этой сферы (отделы образования, директора школ, детских садов и т.д.). С поднятием статуса татарского языка в конце 1980-х гг. мы смогли выправить эту ситуацию — сейчас татары составляют 50% работников в сфере образования Казани. Но с потерей реального статуса татарского языка мы неибежно потеряем эти завоевания".
Марат Лотфуллин считает, что не существует "ненационального" образования: "Нейтрального образования нет. Если у языка нет полной системы образования, он превращается в "кухонный язык". Люди не будут знать терминов, норм языка. Иначе бы и русскому языку, к примеру, не обучали бы по 6-7 часов в неделю. И на родных языках можно без проблем преподавать ту же математику, реальной проблемы здесь нет, т.к. в этом предмете нет ни одного слова на русском языке — всё взято из греческого, английского и т.д."
На родных языках можно без проблем преподавать ту же математику, реальной проблемы здесь нет, т.к. в этом предмете нет ни одного слова на русском языке — всё взято из греческого, английского и т.д.
Юрист Рашит Зарипов описал, при каких условиях можно добиться открытия групп по изучению родных языков. Согласно федеральным нормам, для открытия класса по изучению родного языка необходимо собрать группу — для сельских школ норма составляет 8 человек на класс, для районного центра норма составляет 18 человек и для городской школы 25 человек на класс. Однако "помимо федерального финансирования есть и бюджет республики. И в его рамках можно пытаться добиться открытия классов при меньшем наборе детей".
Гость из Уфы, имам-хатыйб мечети "Ихлас" Мухаммад-хазрат Галлямов, призывая сохранять родные языки, говорил, что это обязанность предписана Всевышним: "Знание языка важно тем, что только знающий свой родной язык будет бороться за его будущее. Оно и понятно, т.к. не владея чем-то, ты не будешь понимать ценность этого".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В новогодние каникулы в Татарском театре кукол не будет ни одного спектакля на татарскомАйрат Файзрахманов (заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи) ознакомил участников конференции с результатами коллективного исследования и разработанной на его основе проектом-программой, по которой на практике можно реализовать модель успешной национальной школы. Исследование опиралось, в частности, на анализ результатов национального образования в Стране Басков (Испания) и Уэльсе (Соединенное Корлевство), где благодаря умелой политике государства за 20 лет смогли кардинально выправить ситуацию, в результате чего языки этих народов не только сохраняются, но и успешно развиваются.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему коренные народы должны требовать у государства компенсации за лингвицидПрофессор КХТИ, член-корреспондент Академи наук Татарстана Исмагиль Хуснутдинов презентовал свой проект Татарского национального университета в формате открытого университета в партнерстве с остальными вузами Казани и соседних регионов Поволжья, где компактно проживает татарское население. Формат Открытого университета, кстати говоря, успешно применяется во всем мире. Данный формат, по словам И.Хуснутдинова, не только позволит сделать Национальный университет с минимальными финансовыми затратами, но и позволит его студентам получать сразу несколько специальностей.
Согласно проекту, Открытый университет планирует охватить от 0,5% в начальный период до 26% (около 40 тысяч человек) при полном запуске программы студентов, обучающихся в Татарстане. Причем, доля студентов с неродным татарским языком может составить в случае реализации проекта до 14% от числа всех обучающихся в этом университете. Опыт самого КХТИ, когда там еще работали программы получения высшего образования на татарском языке, показал, что таких желающих в реальности немало.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "РоСТ" пожаловался в прокуратуру на количество детсадов в Казани только с русским языком обученияДамир Исхаков (доктор исторических наук, главный редактор краеведческого журнала "Туган җир") в своем выступлении акцентировал внимание на том, какие проблемы придется решать организации татароязычных родителей и на что следует обратить особое внимание. В частности, необходимо будет выложить все существующие методические материалы (книги, видео и аудиофайлы) на сайте организации, чтобы хоть как-то решить проблему их острого дефицита. Также в своем выступлении он поднял вопрос о ежегодно выделяемых республикой на различные программы в сфере национальной политики грантах, общая сумма которых, по его данным, составляет около 200 млн рублей в год. Сумма не столь внушительная, на первый взгляд, но тем не менее нет никаких открытых данных отчетов, куда они идут и каким образом осваиваются эти средства. По его мнению, татарская общественность также должна поднять вопрос о прозрачности и эффективности расходования государственных средств в этой сфере.
Интересным было выступление и гостя из Всемирного курултая башкир (ВКБ) Рустама Биктимирова. Он рассказал о том, как они начали деятельность своей организации с проведения конференции 3 марта 2018 года в Уфе, после чего аналогичные мероприятия прошли в ряде городов и районов Башкортостана. По их результатам была сформирована специальная комиссия башкироязычных родителей внутри Всемирного Курултая башкир. По его словам, они одновременно работают по двум направлениям: с родителями и с органами республиканской (то есть министерства образования) и муниципальной власти. Из выступления уфимского гостя стало ясно, что в Башкортостане работа по отстаиванию интересов башкирского народа в сфере образования поставлена на системную основу. Поэтому инициативная группа не только пользуется поддержкой Всемирного курултая башкир, но и, самое главное, органы власти так или иначе сотрудничают с ними.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лидер "Башкорта" потребовал присутствия на суде переводчика с башкирскогоВ Татарстане татарскую общественность предпочитают игнорировать
Стоит отметить, что помимо данной коммисии существует также Ассоциация учителей башкирского и родного языков (о создании которой министерство образования Татарстана и не помышляет), учредителями которой также выступает Курултай башкир, а также Институт развития образования Минобра РБ. Башкирский язык и башкирская общественность, несмотря на все последние негативные изменения, всё же получают поддержку со стороны властей, министерства образования и официозного Курултая башкир. В аналогичном случае в Татарстане татарскую общественность предпочитают игнорировать, ссылаясь на всякие отговорки. Это при том, что национальных проблем, а значит "головной боли" у чиновников в соседнем Башкортостане намного больше. В этой связи татарской общественности в Татарстане и организации татароязычных родителей остается только позавидовать белой завистью своим башкирским коллегам.
По результатам конференции была принята резолюция, окончательный вариант которой будет представлен общественности в ближайшее время. Однако по итогам конференции стало ясно: энтузиасты, способные бороться за сохранение татарского языка в Татарстане, есть. Пока еще остались и соответствующие специалисты (ключевое слово — "пока"), нет только одного — желания соответсвующих госорганов начать шевелиться в нужном направлении, не ища себе оправданий для своего бездействия.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.