15 ноября в Уфе сотрудники полиции задержали председателя национальной организации "Башкорт" Фаиля Алсынова. За несколько дней до этого корреспондент Радио Азатлык поговорил с ним о том, что сейчас происходит в Башкортостане — в частности, о причинах стихийных сходов башкирской молодежи. Почему самосознание башкирского народа началось именно сейчас? Толчок дал комик Руслан Белый, а причины — социальные и экономические.
— Сходы башкир состоялись уже почти в десяти районах и одном городе. У народа просыпается национальное самосознание, люди сами звонят из районов и проявляют инициативу. На сходах собирается от 300 до 600 человек. Мы собираем мужчин. До этого они были как-то в стороне от внимания общественности. Считаем, что в нынешнее тяжелое время нужно разбудить дух, самосознание наших мужчин.
— Что волнует людей, которые собираются на эти сходы? В разных районах разные проблемы или же есть какие-то общие вопросы?
— Наблюдаются схожие социальные проблемы. В деревнях очень часто продают контрафактный алкоголь. Многие мужчины отравляются, умирают, есть случаи самоубийств, много семей распадается, молодежи негде работать.
Вторая проблема — вопрос земли. У нашего народа есть выделенные ему земельные паи. Но этими землями сам народ воспользоваться не может, эти участки возделывают какие-то левые люди, приехавшие с Оренбуржья и других областей. А деревенским жителям даже сена негде набрать и скот негде пасти.
Деревенским жителям даже сена негде набрать и скот негде пасти
Третья проблема — леса и карьеры. После того, как мы подняли этот вопрос, в одном Баймакском районе были прекращены работы на 40 карьерах. В других районах схожая ситуация. Но вот проблема леса для народа, который всегда жил рядом с лесом, остается очень острой. Люди не могут пользоваться дарами леса, их дали в аренду каким-то чужакам, леса вырубают.
Руководство на местах, главы районов не слышат свой народ — это тоже большой вопрос. Мы стараемся донести до них, что проблемы нужно решать сообща с населением.
— Радий Хабиров приостановил выдачу лицензий на разработку карьеров природного камня. Думаете, это результат вашей деятельности?
— Да, неспроста же он проехался по тем районам, где мы организовали сходы. Он поговорил с нашими ребятами, согласился, что такие сходы нужны, но сказал, что мы должны действовать в рамках законодательства.
— Считаете ли вы, что с приходом Радия Хабирова ситуация в Башкортостане как-то изменится?
Хабиров поговорил с нашими ребятами, согласился, что такие сходы нужны
— Об этом пока рано судить. Не могу анализировать, он же работает всего несколько недель. Я бы сказал, он ведет активную, правильную деятельность. Как только занял пост, встретился с бывшим президентом Муртазой Рахимовым — тем самым завоевал народные симпатии. Поменял неэффективных руководителей — это тоже ему в плюс. Свою работу он начал верно, однако мы будем следить за тем, как он будет продолжать, и делать свои выводы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конец "хамитовской оттепели". Будут ли "хабировские заморозки"?— А как вы организуете сходы? Через интернет? Как собираете людей?
— Связываемся с активистами из районов, назначаем время и место схода. В соцсети "ВКонтакте" работает наша группа "Башкорт", в ней состоит около 45 тысяч человек. Многие получают информацию оттуда. Парни в Учалинском районе, например, даже расклеивали листовки.
— В чем смысл этих сходов — просто собраться и поговорить? Что на них решается и как работа продолжается после?
Всемирный курултай башкир, можно сказать, уже исчез
— Нельзя ожидать, что результат будет мгновенным. Поступаем по-разному. Например, в одном магазине в Абзелиловском районе мы купили нелицензированные коньяк и водку, вызвали полицию и составили протокол. В Белорецком районе парни проводят аналогичные рейды.
В декабре в Уфе планируем провести большой курултай башкирского народа, куда приедут представители районных сходов.
— Предлагаете альтернативу Всемирному курултаю башкир?
Народ вынужден продавать свои земельные паи москвичам за копейки
— Всемирный курултай башкир, можно сказать, уже исчез. Кто-то считает, что эта организация занимается интересами башкирского народа, но это не так. Руководитель курултая Амир Ишемгулов показал свою сущность, когда начались нападки на башкирский язык. Он по телевидению заявил, что башкирский язык нельзя преподавать в обязательном порядке. Когда ликвидировали звание президента республики, этот курултай обеими руками был "за". Мы постоянно говорим народу, чтобы люди не верили этому курултаю. Он же получает госфинансирование, у них есть ресурсы — они могли бы ездить по районам и столько всего делать! Мы больше них работаем на благо нации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Башkорт юлы" в Уфе: шествие башкирских активистов состоялось— Ваша деятельность может не понравиться местным властям. Чувствуете давление?
— Конечно, чувствуем. У ребят, которые 6 октября участвовали в сходе в Баймакском районе, потребовали написать объяснительные на работе. В полиции, оказывается, есть некий список из 70 фамилий. Когда мы позвонили полицейским и потребовали объяснений, с нами попросту не захотели разговаривать.
— А как появилась идея проводить подобные сходы в каждом районе?
— После того, как в деревне Темясово Баймакского района произошел громкий инцидент (массовая драка с участием местных жителей и выходцев из Чечни — прим. ред.), там состоялся большой сход. Собралось более более тысячи человек. Кто-то предложил проводить подобные сходы и в других районах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Башкирская Кондопога" или "бытовой конфликт"?Между тем, один из активистов, бизнесмен Ильнар Галин считает, что пробуждение национального самосознания башкир началось еще до событий в Темясово.
— Шутка комика Руслана Белого над национальным героем башкирского народа Салаватом Юлаевым разбудила башкир. Это было еще весной. События в Темясово тоже внесли свою лепту. Сейчас башкиры сообща в каждом районе проводят подобные сходы.
На селе нет денег. Народ вынужден продавать свои земельные паи москвичам за копейки. Покупают не только земли, но и леса. Лет через 10-15 по лесу и прогуляться не сможем.
— Эти сходы как-то влияют на ситуацию в районах?
Шутка комика Руслана Белого над национальным героем башкирского народа Салаватом Юлаевым разбудила башкир
— После схода в Баймакском районе парни начали объединяться. В одном селе был открыт спортзал. Есть те, кто бросил пить. Нельзя надеяться на то, что что-то произойдет быстро. Народ еще спит, его разбудить — дело нелегкое. Пока планируем провести первенство по волейболу — это в Баймакском районе. Молодежь сможет познакомиться друг с другом, общение завяжется.
— Каким образом власти препятствуют вашим сходам?
— Мне лично говорили, что, наверное, лучше собираться не стоит. Против нас пишут в интернете и в газетах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как представители разных народов РФ требовали извинений за оскорбление их нацииДоктор исторических наук Марат Кульшарипов считает, что не надо сравнивать нынешние сходы с древними сходами башкирского народа.
"Сходства с древними сходами очень мало. Царское правительство запретило их в 1736 году. После этого сходов очень долгое время не было. Несмотря на запрет в некоторых местах соседние деревни проводили такие сходы в лесах. Главным был вопрос земли, также критиковали царскую власть — за жестокое отношение к народу. Информации о таких тайных сходах нет — они же были тайными. После февральской революции 1917 года башкиры снова стали собираться, такие сходы отныне именовались курултаем. Перед тем, как образовалась Первая башкирская республика, в июле в Оренбурге состоялся первый курултай, в августе в Уфе прошел второй, а в декабре опять в Оренбурге собрали третий курултай. В советское время курултаи не проводили. Перед крахом СССР, перед принятием Декларации о суверенитете Башкортостана башкирские курултаи снова стали проводиться.
Теперь вот молодые башкиры стали проводить сходы на юго-востоке РБ. Там ситуация действительно очень сложная. Я одобряю эти сходы. Народ не понимает, что происходит, ему нужно разъяснить. Речь идет о сохранении земли, природных богатств. Сейчас потихоньку вырубают леса. Уже нашу хорошую землю, почву стали вывозить на машинах! Идет дикий грабеж наших природных богатств. События в Темясово четко показали проблему безработицы. На карьерах работают приезжие, а местное население вынуждено уезжать на заработки в другие регионы. Ну, а те, кто приезжают к нам, подкупают местных чиновников. Думаю, ежемесячно какая-то часть дохода идет в чиновничий карман. Поэтому местная власть и не спешит передать карьеры или лесные угодья коренному населению, т.к. от них им никакой пользы не будет", — считает Кульшарипов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Башкортостан — это Поволжье или Урал? Разбираем экономику и демографию РБОригинал материала: Радио Азатлык
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.