В "Книгу памяти" жертв политических репрессий в Марий Эл включены имена около 10 тысяч жителей республики. Несколько раз в году — в том числе и 30 октября, в День памяти жертв репрессий — их родственники посещают место массовых расстрелов и мемориал в Йошкар-Оле. "Idel. Реалии" публикуют короткие истории людей, чьи останки покоятся на Мендурском кладбище.
"АРЕСТОВАЛИ ЗА ТО, ЧТО БЫЛ СЕРЕДНЯК"
Фаина Степановна Москвичёва:
"Фамилия дедушки (Лямин Емельян Савватеевич) есть в списке на Мендурском кладбище. Он жил в деревне Ягодка Оршанского района. Крестьянин-середняк, занимался смолокурением. Семья была семь человек. Арестовали его за то, что он был не бедняк, а середняк. По тем временам, видимо, считался богатым. Ему было, наверное, около шестидесяти лет. После смерти Сталина дедушку реабилитировали. Кроме него в моей семье был репрессирован дядя — на Урале".
По данным "Книги памяти" (т.1, стр. 302), Емельян Савватеевич Лямин 1874 года рождения, уроженец деревни Васенёво Оршанского района МАССР, русский, без определённых занятий (такая информация была указана в материалах его уголовного дела), был репрессирован 4 августа 1937 года, расстрелян. Его имя — в списке 160 установленных точно имён из раскопанных в 1989 году рвов на Мендурском полигоне (находится в нескольких километрах к югу от Йошкар-Олы). Этот список размещён на Мендурском мемориальном кладбище.
"ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ ТАМ"
Галина Владимировна Стрешнева:
"Папа (Владимир Николаевич Быстряков) был председатель исполкома советов Марийской автономной республики. Я была ещё ребёнком, мне тогда исполнилось 14 лет. Жили прекрасно, всё было хорошо. Папа ушёл на работу и не вернулся. Это было в 1937 году. Мама — ленинградка, они все уехали в Ленинград: старшая сестра, мама и брат, он моложе меня на пять лет. Все они умерли там. Я была секретарём комсомольской организации, была смелая, пошла и узнала, что с отцом".
По данным «Книги памяти» (т.3, стр.89), Владимир Николаевич Быстряков, 1900 года рождения, уроженец деревни Энегерсола Ронгинского района МАССР, мари, прокурор (в 1937году был прокурором Марийской автономной республики) репрессирован 20 мая 1938 года, расстрелян 27 сентября 1938.
"Я СЧИТАЮ, ЕГО РАССТРЕЛЯЛИ ЗДЕСЬ"
Галина Константиновна Миняйло:
"У меня репрессирован дедушка (Гаранин Михаил Васильевич). Я собрала о нём все сведения, сделала специальный альбом. Родился он в 1882 году. Воевал в первую мировую войну. Жил в деревне Актаюж Килемарского района. Был псаломщиком, сторожем церкви. В семье было трое детей. В 1931 году его раскулачили, забрали весь скот — лошадь, корову, пять овец и двух свиней. Тогда же его отправили на три года в ссылку на Урал. Был расстрелян в октябре 1938 года за участие в "угрофинской националистической организации и проведение контрреволюционной деятельности". Я считаю, что его расстреляли на Мендурском кладбище. На второй (братской) могиле указан месяц захоронения и год — 1938. В 1957 году дедушку реабилитировали".
По данным "Книги памяти" (т.1, стр. 125), уроженец деревни Актаюж Килемарского района Марийской АССР Михаил Васильевич Гаранин, мари, рабочий, был осуждён в октябре 1931 года на три года ссылки.
"ОБА ДЕДА РАССТРЕЛЯНЫ В ОДИН ДЕНЬ"
Сергей Юрьевич Чавайн
Мы были удивлены, когда открывали памятник моему деду Сергею Григорьевичу Чавайну (писателю, основоположнику марийской литературы), что на нём была указана дата смерти — 1942 год. Семья Чавайна знала, что он был расстрелян в 1937 году. Мы лишь не знали точной даты. В девяностые эту дату нам сообщило ФСБ: он был расстрелян 9 ноября 1937 года. Нам отдали копии части документов. Всю информацию мы не знаем, к примеру — на основании чьих доносов он был арестован. В этот же день, 9 ноября, был расстрелян и второй мой дед: председатель радиокомитета Гаврил Фёдорович Смирнов. Где расстреляли — не было известно. Но вот сын Сергея Григорьевича Анатолий Сергеевич всё время ездил поминать его на Мендурское кладбище. А бабушка — жена Чавайна, показывала мне в детство место в Сосновой роще, где, по её словам, он был расстрелян. Я никому не говорил, где это место.
В "Книге памяти" (т.2, стр. 284) написано, что уроженец деревни Малый Карамас Моркинского района марийский писатель Сергей Чавайн расстрелян 10 ноября 1937 года.
Во втором томе (стр.176) есть информация и о Гавриле Фёдоровиче Смирнове, уроженце деревни Семисола Новоторъяльского района, председателе радиокомитета Марийской АССР. Дата расстрела: 10 ноября 1937 года.
ПАМЯТНИКИ МЕНДУРСКОГО КЛАДБИЩА
На Мендурском кладбище обустроены две братские могилы. Одна с почти полностью установленным списком расстрелянных в августе 1937 года: указаны имена 160 человек, при раскопках были обнаружены останки 164 расстрелянных. По словам историков, этот список был составлен на основе архивов ФСБ.
Исследователь темы репрессий Ксенофонт Сануков в июле рассказал корреспонденту "Idel. Реалии", что среди останков захороненных во рву людей была обнаружена пряжка от ремня с нацарапанными на ней ФИО. По данным архивов КГБ, человек с такими инициалами был расстрелян 5 августа 1937 года. Так определили имена всех остальных расстрелянных вместе с этим человеком. Очевидно, речь идёт о полном списке расстрелянных в этот день.
Поисковики говорят о том, что родственников этих людей найти сложно или невозможно
Примерно в сотне метров от первой братской могилы расположена вторая. Раскопки здесь не проводились, однако известно, что на этом месте расположено ещё одно массовое захоронение расстрелянных. Рядом с большим поклонным крестом установлены несколько металлических крестов обычного размера, на них указаны имена и фамилии людей, которых нет в списке первого захоронения. Поисковики говорят о том, что родственников этих людей найти сложно или невозможно. Почти во всех случаях имена, написанные на крестах, совпадают с данными из "Книги памяти":
Иерей Алексей Владимирович Турентинов, по данным короткой биографической справки, из списка репрессированных, был уроженцем села Цибикнур Йошкар-Олинского района, священнослужителем. Его расстреляли 13 августа 1937 года в 44-летнем возрасте. В списке "Книги памяти" упоминается священнослужитель Владимир Гаврилович Турентинов, он на 27 лет старше Алексея Владимировича и в 1932 году был осуждён на три года лишения свободы.
Расстрелянный 11 октября 1938 года Михаил Петрович Путилов был извозчиком сельсовета села Кумья Горномарийского района. Ему было 40 лет.
Инспектор конторы Госбанка, уроженец Вологодской области Александр Иванович Ордин был приговорён к высшей мере 7 октября 1938 года. Ему было 52.
36-летнего крестьянина деревни Энык-Сола Куженерского района Антона Ивановича Иванова расстреляли 14 августа 1937 года.
Заведующего отделением Маркомбанка уроженца деревни Петъялы Сотнурского района Михаила Андреевича Сидорова (39 лет) приговорили к расстрелу 10 октября 1938 года.
31-летний крестьянин из деревни Шурга Новоторъяльского района Алексей Васильевич Наумов в 1930 году был осуждён на два года заключения. 30 августа 1937 — расстрелян.
48-летний крестьянин из деревни Старый Торъял Новоторъяльского района Иван Васильевич Прозоров был расстрелян 25 сентября 1938 года.
На единственном памятном знаке указаны инициалы жителя республики, имени которого нет ни в одном из томов «Книги памяти». Часть его фамилии написана нечётко, можно лишь разобрать первые три и последнюю букву: «Гар…н Яков Филиппович, д. Кюр-Сола. Г. Рождения: 1901. Расстрелян: 1938 г.»
О "КНИГЕ ПАМЯТИ"
Первый том издания "Трагедия народа. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл" вышел в 1996 году. В нём в алфавитном порядке указаны краткие сведения: фамилия, имя и отчество, год рождения и дата постановления о расстреле или данные о лишении свободы, место рождения, род занятий. Издателями книги стали Министерство безопасности республики Марий Эл и Марийская организация общества "Мемориал".
В 1997 году вышел второй том. В списке издателей появилась комиссия по реабилитации жертв политических репрессий при президенте Марий Эл. Последний, третий том, издали в 2004 году. Из списка причастных к выходу организаций и учреждений исключили общество "Мемориал" и добавили в него администрацию президента Марий Эл.
В Марий Эл в годы репрессий могли быть расстреляны около 15 тыс. человек
Во всех трёх томах опубликованы фамилии примерно 10 тысяч репрессированных жителей республики. Почётный председатель марийского "Мемориала", доктор исторических наук Ксенофонт Сануков считает, что в Марий Эл в годы репрессий могли быть расстреляны около 15 тысяч человек.
Известный археолог, профессор Марийского госуниверситета Валерий Патрушев проводил раскопки на Мендурском кладбище в 1989 году. Во время заседания в Йошкар-Оле с участием председателя СПЧ Михаила Федотова он рассказал, что кроме единственной раскопанной тридцать лет назад ямы, были проведены исследования ещё 15 похожих захоронений (ямы, накрытые сверху прогнившими жердями), в которых также были обнаружены человеческие останки. Раскопки этих захоронений не проводились. Патрушев говорит о том, что в районе Мендурского полигона, если основываться на данных аэрофотосъёмки, расположены около 200 однотипных углублений, напоминающих ямы с закопанными останками расстрелянных. Археолог предполагает, что можно говорить об останках примерно 20 тысяч человек, расстрелянных в этом месте.
Вопрос о доступе к архивам ФСБ для публикации списков обсуждался на йошкар-олинском заседании с участием Михаила Федотова. Однако, существуют ли такие списки и будут ли они обнародованы до конца, до сих пор непонятно.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.