В Кукморском районе Татарстана полицейского Фаниса Аскарова заподозрили в избиении местного жителя Рифката Хафизова на Сабантуе. Через несколько месяцев подозрения с него сняли, поскольку полицейский сам заявил о своей невиновности. Сейчас уголовное дело формально возбуждено на "неустановленных лиц". Советский райсуд Казани и Верховный суд республики не нашли нарушений при расследовании. Юрист правозащитной организации "Зона права" Игорь Шолохов, представляющий интересы Хафизова, обратился с жалобой в ЕСПЧ. "Idel.Реалии" разбирались в деле.
54-летний Рифкат Хафизов с женой Сюмбель, сыном и дочерью живут в селе Туембаш Кукморского района Татарстана. В нем всего около 170 домов. Хафизовы зарабатывают тем, что делают и продают валенки — на это и живут. Выходные они устраивают редко, в основном в праздники. В один из таких дней, 15 июля 2017 года, они поехали на Сабантуй в соседнее село Маскара.
Пробыв на Сабантуе некоторое время, жена и дети потеряли Рифката Хафизова в толпе. В районе полуночи, когда все уже разошлись, они нашли его лежащим в кустах за полицейским постом. Лицо у мужчины было в крови, а пульс не прощупывался.
Рифкат Хафизов лежал на расстоянии примерно десяти метров между постами дежуривших на Сабантуе полицейскими. Родственники Хафизова просили этих сотрудников — Ришата Гараева и Фаниса Аскарова — помочь найти главу семейства, но те говорили, что не видели его.
Его стали бить резиновыми, как ему показалось, дубинками два сотрудника полиции
После того, как мужчину нашли, члены его семьи поинтересовались у полицейских, почему те не заметили драку. В ответ Гараев и Аскаров на повышенных тонах и в грубой форме объяснили, что это не в их полномочиях. Также они отказались вызвать скорую. Свидетелем этого была знакомая семьи Рузалия Газизова.
СОТРЯСЕНИЕ, ЗАКРЫТЫЙ ПЕРЕЛОМ
Родственники Рифката Хафизова сами отвезли мужчину в больницу. Он пришел в себя только после помощи медиков. Через два дня мужчина рассказал сыну, что его избили те самые сотрудники полиции. Позже об этом узнала его жена.
В медицинском заключении (имеется в распоряжении редакции) говорится, что Рифката Хафизова госпитализировали с сотрясением головного мозга, закрытым переломом правой ключицы со смещением отломков, закрытым переломом внутренней лодыжки со смещением, ссадиной лобно-височной области справа, скуловой области слева с кровоподтёком в области правой и левой ушной раковины, в лопаточной области справа, в поясничной области слева, кровоподтёком на передней области правой голени, ссадиной на наружной поверхности правой стопы.
Эти повреждения, исходя из заключения, причинили мужчине вред средней тяжести. Экспертиза (имеется в распоряжении редакции) также подтвердила, что повреждения образовались от ударов "тупым твёрдым предметом с ограниченной травмирующей поверхностью".
19 июля 2017 года жена Хафизова обратилась к прокурору Кукморского района с заявлением о противоправных действиях полицейских. Аналогичный документ Рифкат Хафизов составил и от своего лица. Прокуратура в тот же день передала заявления в Управление СКР по РТ в Сабинском районе.
Через несколько часов следователи возбудили уголовное дело по ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия) и задержали полицейского Фаниса Аскарова. Во время допроса он заявил, что не избивал Рифката Хафизова и вовсе не видел его в тот день. Аналогичные показания в качестве свидетеля дал его коллега Ришат Гараев.
Уголовное дело находится в отделе полиции в Кукморе. Его отправили в тот же отдел, где работают эти два сотрудника
Третьего апреля этого года уголовное преследование Фаниса Аскарова прекратили. Расследование дела продолжилось уже в отношении неустановленных лиц. Поводом для прекращения дела Аскарова стали его же слова о собственной невиновности. По информации "Idel.Реалии", полицейский страдает неврологическим заболеванием, однако из органов уволен не был — он продолжает служить в селе Маскара.
Показания Хафизова и его семьи во внимание не приняли, "поскольку они косвенным образом заинтересованы в результатах расследования". Показания свидетелей и родственников Аскарова — напротив посчитали объективной истиной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ожог полового члена и удары током. Татарстанцы заявляют о пытках в полиции РТЕСПЧ
В тот же день, 3 апреля, дело из Следственного управления передали в ОМВД по Кукморскому району Татарстана. Представитель Хафизова, сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права" юрист Игорь Шолохов обжаловал постановление о прекращении уголовного преследования полицейского Аскарова. Восьмого июня Советский райсуд Казани отказал в удовлетворении жалобы. Позже, 31 июля, аналогичное решение принял и Верховный суд РТ.
— На сегодня уголовное дело находится в отделе полиции по Кукмору. Его отправили в тот же отдел, где работают эти два сотрудника (Фанис Аскаров и Ришат Гараев — прим.ред.). Мы считаем, что тем самым нарушено право на эффективные средства правовой защиты, поскольку расследованием занимается орган, зависимый от фигурантов уголовного дела. Они же там работают, их коллеги это дело и расследуют, — сообщил "Idel.Реалии" Игорь Шолохов.
"В промежуток времени с 22 до 23 часов 15 июля 2017 года, находясь на празднике Сабантуй, Хафизов со своим знакомым на двоих распил 250 граммов водки, после чего, возвращаясь к своей семье по лесной тропинке, почувствовал удар по ногам палкой сзади. От удара он упал. Его стали бить резиновыми, как ему показалось, дубинками два сотрудника полиции, одним из которых был Аскаров Фанис. О причинах избиения заявитель не знает. Об избиении он рассказал своей жене и сыну", — говорится в жалобе в ЕСПЧ.
Игорь Шолохов заявил о нарушении российскими властями двух статей Европейской конвенции по правам человека: ст.3 (запрещение пыток) и ст.13 (право на эффективное средство правовой защиты).
МЕСТЬ
Говорят, Аскаров в отместку нам собрался лишить прав всех водителей в деревне
Сам Рифкат Хафизов отказывается общаться с журналистами. По словам его жены, полицейский Фанис Аскаров после произошедшего начал мстить семье. Это отразилось и на других жителях села Туембаш (общая численность населения, по данным на 2017 год — 700 человек).
— Когда все началось, другой полицейский — Марс Хисматов — пришел ко мне и сказал: "Сюмбель апа, не трогайте Фаниса, я вам помогу, чем могу". Я сказала, что невиновных не трогаю; мне надо, чтобы наказали виновных. Только так. Потом, говорят, Аскаров в отместку нам собрался лишить прав всех водителей в деревне. Уже несколько человек потеряли права. Если изначально в деревне смотрели на нас с опаской из-за этих событий, то сейчас все нас поддерживают. Я им за это очень благодарна, очень, — рассказала Сюмбель Хафизова.
Ее зять Ильяс заверил, что после заседания Верховного суда сотрудники полиции и местной ГИБДД начали преследовать Рифката Хафизова. 18 сентября, по словам Ильяса, сотрудники ГИБДД остановили машину Хафизова — он ехал со своим сыном. Всех обстоятельств произошедшего Ильяс не знает.
Третьего сентября за ее мужем приехали полицейские: они скрутили его, силой посадили в машину и заставили подписать некий протокол
— Знаю, что один из сотрудников избил отца (Рифката Хафизова — прим.ред.) и пообещал сделать так, как будто за рулем был не он, а его сын. Причем не просто нарушил что-то, а как будто ехал пьяным. Наблюдал за этим Фанис Аскаров, — рассказал Ильяс.
Связаться с сыном Рифката Хафизова "Idel.Реалии" не удалось. Сюмбель Хафизова вспомнила, что третьего сентября за ее мужем приехали полицейские: они скрутили его, силой посадили в машину и заставили подписать некий протокол. По ее словам, в нем речь идет о лишении ее мужа водительских прав. Обстоятельств происшествия женщина не знает, отправить в редакцию копию протокола она не может. Известно лишь, что после этого случая в селе начали останавливать машины других местных жителей.
— Седьмого сентября, ночью, у нашего дома стояла белая машина. Внутри нее было трое людей. Они снимали на телефоны дом, ворота, окна. Света в это время в доме не было. Я попросила мужа выйти во двор и включить там свет. После этого машина уехала. Номера я не разглядела, было темно, — вспоминала Сюмбель Хафизова.
"Idel.Реалии" связались с защитником Рифката Хафизова (по делу о якобы лишении его водительских прав) Натальей Ватажниковой. Она отказалась рассказать об обстоятельствах произошедшего, сославшись на то, что не знакома с корреспондентом и не хочет сотрудничать.
Как удалось выяснить "Idel.Реалии", 5 октября в Кукморском районном суде Татарстана начнется разбирательство по ч.2 ст.12.3 КоАП РФ — управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им. Отметим, что по этому делу проходит не Рифкат Хафизов, а его сын Рафис — как и предсказывал зять главы семейства Ильяс.
- ОБНОВЛЕНО В 18:00
Фанис Аскаров отказался говорить с журналистом Радио Азатлык. "Я расскажу все на суде, вам это не нужно. Я не хочу, чтобы обо мне было напечатано или выложено аудио или видео, я не даю на это разрешение", — сказал Аскаров.
Сын Рифката Хафизова — Рафис — рассказал Радио Азатлык о событиях 18 сентября:
— Меня вытащили из машины, у папы отобрали документы. Я сказал им: "Я же пассажир, я не был за рулем". Меня увезли в Кукмор на медицинское освидетельствование, там медсестра, взглянув на Фаниса [Аскарова], спросила: "Что тебе написать?" Нам сказали, что на видеорегистраторе есть какое-то правонарушение, но нам не показали, — вспоминает Рафис Хафизов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.