"Они говорили, что если я не признаюсь, то поеду в Казань и вернусь овощем"

Андрей Климанов

Возбуждение уголовного дела в отношении бугульминского бизнесмена Евгения Деданина, который убил напавших на его семью налетчиков, побудило общественность встать на его защиту. Прокуратура отменила уголовное дело, однако Следком сдаваться не намерен. "Idel.Реалии" поговорили с единственным обвиняемым в нападении на дом предпринимателя Андреем Климановым, которому грозит до 15 лет колонии. Мужчина заявляет о своей невиновности, подчеркивает, что стал жертвой обстоятельств, а также жалуется на давление силовиков. Кем были нападавшие, откуда их знал Климанов и как он оказался на скамье подсудимых — в материале "Idel.Реалии".

НАПАДЕНИЕ

В семь утра 12 сентября двое жителей Самарской области —​ 38-летний Иван Нетроголов и 29-летний Владислав Колоярцев —​ забрались в дом бизнесмена Евгения Деданина в Бугульме. Они ждали его в гараже. Когда Дедадин пошел к машине, двое мужчин подошли к нему со спины, приставили к голове пистолет и связали. Далее Нетроголов и Колоярцев прошли с заложником в дом, где связали его жену Олесю и гостившего друга Эдуарда. После этого налетчики решили отключить видеокамеры: для этого им понадобился хозяин дома. Воспользовавшись моментом, Дедадин и его друг смогли освободить руки —​ между ними и налетчиками началась драка. Бизнесмен смог вырваться и схватить на кухне ножи.


— Все происходило в процессе драки. Они тянули меня на улицу — у меня там стройматериалы, вернее, инструменты — лом, лопаты. Сами понимаете, если бы у них лом в руках был — я бы, наверное, уже все… — вспоминал события того дня Деданин. — Когда он меня повалил, я, наверное, хаотично ударил его в спину, потому что ножи из рук я до последнего не выпускал. Понимаете, я боялся, что в гараже еще люди будут, потому что они напали на меня там, и я не видел всех людей. Мне завязали глаза, и у меня было мало информации. Я боялся, что из гаража еще кто-нибудь выйдет, и не знал, что будет дальше.

По словам бизнесмена, драка завязалась на кухне и продолжилась на улице. Один из нападавших скончался от ранений во дворе дома, а второй — в гараже. Последние удары, по данным следствия, Деданин нанес налетчикам со спины.

Евгений Деданин

В тот же день Следственное управление СКР по Татарстану возбудило два уголовных дела. Одно — по ст.162 УК РФ (разбой) против налетчиков, а второе — по ч.1 ст.108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны) против самого Евгения Деданина. Позже прокуратура республики отменила постановление о возбуждении дела, назвав бизнесмена невиновным. Сейчас Следком обжалует это решение.

Общественность крайне негативно отнеслась к возбуждению уголовного дела против бизнесмена. В защиту Евгения Деданина создали петицию, которая набрала уже более 15 тысяч подписей. Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой со словами "мой дом — моя крепость" предложил изменить или вовсе исключить статью 108 из Уголовного кодекса. Журналист Сергей Доренко осудил произошедшее в эфире радиостанции "Говорит Москва".

— Вот это глупость (извините, это моя оценка) нашего закона, она все еще не решена, эта глупость по-прежнему торжествует, — сказал Доренко.

ЗАДЕРЖАНИЕ

Около полудня (в день нападения) полицейские Бугульмы задержали третьего предполагаемого преступника — 47-летнего фитнес-тренера Андрея Климанова. По версии следствия, он был водителем налетчиков и планировал забрать их после нападения. Иван Нетроголов и Владислав Колоярцев были не только знакомы с Климановым, но и жили в пустующей квартире его отца после приезда в Бугульму.

Вместе с Климановым задержали его сожительницу Анжелику. Девушку отпустили спустя 12 часов, а фитнес-тренера суд 14 сентября отправил на два месяца в СИЗО.


ЗНАКОМСТВО В НУЛЕВЫЕ, ПРИЕЗД В БУГУЛЬМУ

"Idel.Реалии" связались с Андреем Климановым через его адвоката Вячеслава Астраханцева. По словам задержанного, он познакомился с Иваном Нетроголовым в нулевые через общих друзей в Самарской области, где на тот момент проживал. "Отношения у нас были обычные приятельские, близкими друзьями мы не были", — вспоминает Климанов. С Владиславом Колоярцевым, уточняет задержанный, его познакомил Нетроголов уже в Бугульме.

В июле он неожиданно позвонил мне и сказал, что приехал в Бугульму по делам

— В последний раз мы виделись с Нетроголовым в июне 2018 года, когда я по личным делам приезжал в Самарскую область. Встретились мы случайно, на дне рождения одного из общих знакомых. Тогда же мы обменялись номерами телефонов. При этом мы ни о чем не договаривались, Нетроголов не говорил о своем намерении приехать. В июле он неожиданно позвонил мне и сказал, что приехал в Бугульму по делам. По каким именно — не уточнил, — рассказывает Андрей Климанов.

Нетроголов, продолжает задержанный, попросил его помочь подыскать жилье. У Климанова в это время как раз пустовала квартира отца — он предложил знакомому ненадолго остановиться там. Нетроголов ответил, что будет "не один, а с товарищем". Им оказался Владислав Колоярцев.

Сожительница Андрея Климанова Анжелика рассказывает, что не знала ни о квартире, ни о поездке в Самарскую область, ни о внезапных гостях.

— Для меня наличие квартиры и эти друзья стали новостью. Я знаю, что он когда-то жил в Самаре, но не знаю, чем он там занимался. Про летнюю поездку я тоже была не в курсе. Я в это время была с мамой на лечении в Казани. У нее онкология, мы ездили на "химию", — говорит девушка.

Андрей Климанов не смог ответить на вопрос, для чего поселил у себя самарских знакомых и почему не спрашивал их о цели поездки. По словам мужчины, гости не поднимали эту тему, а сам он лишних вопросов не задавал.

Каких-либо взаимоотношений между мной и Деданиным никогда не было: ни приятельских, ни конфликтных

— По поводу того, что Нетроголов и Колоярцев собираются напасть на Евгения Деданина, я не знал, ровно как и не догадывался вообще о каких-либо их преступных намерениях. Когда они приехали, я им показал город, столовые и магазины, подвозил, так как они были без машины, — заверяет Климанов.

Он рассказывает, что был знаком с Евгением Деданиным, но косвенно. Три года назад Климанов работал менеджером отдела кадров в местной компании и закупал у бизнесмена сахар. Во время заседания суда по мере пресечения Климанов заявлял, что тренировался вместе с Деданиным.

— Каких-либо взаимоотношений между мной и Деданиным никогда не было: ни приятельских, ни конфликтных. Где именно проживал Деданин, мне точно неизвестно, но местонахождение его офиса я знал в связи с тем, что по работе туда приезжал однажды, — говорит Андрей Климанов.

УГРОЗЫ СИЛОВИКОВ И ОПАСЕНИЯ ПРОВОКАЦИЙ В СИЗО

Следствие убеждено, что нападение на дом Евгения Деданина было спланировано в сговоре с Андреем Климановым и с целью наживы. Якобы мужчины договорились ограбить бизнесмена и разделить добычу: "самарские знакомые" должны были сделать грязную работу, а бугульминский тренер — отвезти и забрать их.

— Вечером перед тем роковым днем я приехал в квартиру, так как Нетроголов не отвечал на звонки. Ранее он сказал мне, что они планируют съезжать, но не сообщил, когда именно. Мы встретились с ним в квартире, он подтвердил прошлые слова, но попросил меня отвезти их куда-то в город по делам. Нетроголов визуально показал мне дорогу и попросил оставить их в районе роддома, что я и сделал, — вспоминает Климанов.

На обратном пути мы заехали в магазин и уже на выходе нас с ней задержали полицейские в гражданской одежде

Мужчина был за рулем "Форд Эскэйп". Такая модель, по его словам, в городе одна — машина примечательная. Обвиняемый по делу уточняет, что после того, как подвез Нетроголова и Колоярцева, поехал таксовать практически на всю ночь.

— К утру я остановился у офиса "Окна Русь", который на другом конце города от того места, где я их оставил. Там позвонил своей матери и поехал к родителям покушать. Затем я вернулся домой, забрал свою сожительницу, и мы вместе с ней поехали на дачу. На обратном пути мы заехали в магазин и уже на выходе нас с ней задержали полицейские в гражданской одежде, — вспоминает Андрей Климанов.

В общей сложности погибшие налетчики прожили в квартире отца Климанова около недели. Сейчас, по словам задержанного, силовики убеждают его сознаться в преступном сговоре.

— Семь-восемь раз меня приводили к начальнику полиции и начальнику уголовного розыска, которые требовали, чтобы я признался в совершении преступления. Если дословно, они говорили, что если я не признаюсь, то поеду в Казань и "вернусь овощем". После судебного заседания, на котором меня арестовали, попытки склонить меня к признанию не прекратились, но стали более мягкими после вступления в дело моего адвоката, — говорит Андрей Климанов.

Они говорили о каких-то сведениях, что я причастна к преступлению, предлагали выбрать мне камеру

На угрозы жаловалась и его сожительница. По словам Анжелики, они поступали от правоохранителей во время обысков.

— Они говорили о каких-то сведениях, что я причастна к преступлению, предлагали выбрать мне камеру, говорили, что посадят. Постоянно спрашивали, знаю ли я его друзей, говорили, что дома были рации. Я никогда в глаза не видела никакие рации, ни о каких друзьях и не знала даже, — рассказывает сквозь слезы девушка.

Сам Климанов заверяет, что больше всего опасается провокаций в СИЗО. В остальном — мужчина уверен в своей невиновности и не считает себя причастным к нападению на семью Деданина. Такого же мнения его сожительница, друзья, соседи и знакомые в Бугульме. Все они в один голос оправдывают Климанова и не верят следствию. В его защиту также появилась петиция, которую подписали свыше двухсот человек.

Неизвестным остается, зачем Андрей Климанов летом ездил в Самарскую область (такие поездки, по словам адвоката, были не редкими), какие общие знакомые связывают его с налетчиками и почему он скрывал их визит от собственной девушки. На эти вопросы предстоит ответить следствию. Климанову по ч.4 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору) грозит до 15 лет колонии.

  • ОБНОВЛЕНО

    Уже после публикации материала стало известно, что прокурор Татарстана Илдус Нафиков не согласился с протестом Следкома и признал законным решение прокуратуры об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Евгения Деданина. Нафиков подчеркнул, что "решение нижестоящего прокурора является законным и обоснованным, а доводы следствия — несостоятельными".

    "Ходатайство следователя об отмене решения нижестоящего прокурора признано необоснованным и отклонено. Материалы направлены в следственный орган для организации дополнительной проверки и принятия законного процессуального решения. Ход дополнительной проверки находится на особом контроле прокуратуры республики", — говорится в сообщении прокуратуры Татарстана.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.