Судья ищет где лучше. Начальству

Информация на сайте Верховного суда РТ под нейтральным названием "объявление Квалификационной коллегии судей", появившаяся под занавес рабочей недели, вызвала такой ажиотаж, что страница то и дело выдавала "ошибку 503", не справляясь с наплывом посетителей. ККС объявила, что 22 августа она намерена прекратить полномочия сразу девяти из 138 судей ВС РТ.

Речь идет, говорится в объявлении, об отставке по собственному желанию пяти судей коллегии по уголовным делам (Ильгиза Загидуллина, Рустама Ибатуллова, Азата Набиуллина, Александра Никифорова и Геннадия Сергеева), троих — гражданской коллегии (Ильгиза Багаутдинова, Нины Лукояновой и Эльмиры Садыковой) и судьи коллегии по административным делам Рифа Набиева.

К счастью для престижа судебной системы в республике, на этот раз явление скоропостижного прощания с судейской мантией (и в принципе-то почти небывалое, а тут еще и небывало массовое) не связано с компрометирующими обстоятельствами. А именно в таких обстоятельствах татарстанская Фемида в последнее время оказывалась не раз.

Галина Андреянова правильно уловила сигнал и поспешила уйти в отставку добровольно

В этом году ККС РТ уже пришлось рассматривать два представления главы СКР Александра Бастрыкина о даче согласия на возбуждение уголовных дел по статье "посредничество во взяточничестве в крупном размере" в отношении двух судей республики. Согласие на привлечение мировой судьи из Казани Эльмиры Зиганшиной квалифколлегия дала, а в случае известной судьи Вахитовского райсуда Казани поступили тоньше: в согласии на возбуждение в отношении Галины Андреяновой уголовного дела было отказано, но она правильно уловила сигнал и поспешила уйти в отставку добровольно...

А в прошлом году неприятность случилась в самом Верховном суде Татарстана. Официальное сообщение прокуратуры РТ было глухим и невнятным: возбуждено, мол, уголовное дело (по той же корпоративной статье о посредничестве в даче взятки), в котором фигурировала и сотрудница аппарата судебных органов, но последняя прямо в ходе предварительного следствия была освобождена от ответственности, так как "активно способствовала раскрытию и расследованию преступлений" — и всё.

Между тем осведомленные члены юридического сообщества республики утверждали, что речь шла не более и не менее как о начальнице отдела госслужбы, кадров и организации работы по противодействию коррупции (!) (она после возбуждения дела уволилась). И что активная помощь "раскрытию и расследованию преступлений", за которую чиновница получила индульгенцию, заключалась, мол, в том, что она давала показания не более и не менее как на самих судей Верховного суда Татарстана...

Нынешняя эпидемия отставок в ВС РТ по видимости никак с этой темной историей не связана. Истоки ее — в утвержденных Владимиром Путиным в конце июля изменениях Федерального конституционного закона "О судебной системе". Согласно этим новациям, к осени 2019 года в России появятся отдельные апелляционные и кассационные суды. Первым будут переданы полномочия по рассмотрению апелляций по тем делам, для которых первая инстанция — суды субъектов РФ (в частности, Верховный суд Татарстана). Это, например, уголовные дела о наиболее тяжелых преступлениях... или те же дела о нарушениях в ходе выборов республиканского уровня...

В чем новизна судов кассационных? Сегодня на решения, вынесенные райсудами субъекта РФ и прошедшие без изменений через апелляцию в главном суде того же субъекта РФ, приходится подавать кассационную жалобу в тот же главный суд того же субъекта РФ... Отдельный же кассационный суд, особенно если он расположен в другой области или республике, через эту экстерриториальность даст, как предполагается, больше надежды на беспристрастность разбирательства.

Этой точки зрения придерживается, в частности, экс-министр юстиции РТ, а ныне адвокат Мидхат Курманов:

Судья ВС РТ, рассматривающий дело после того, как решение по нему утвердила апелляционная инстанция того же ВС РТ, существенных нарушений в работе своих коллег не усматривает

— В апелляционной инстанции решения, вынесенные по первой инстанции Верховным судом РТ и сейчас отменяют не так редко. Причина — жалобы на эти решения в настоящее время рассматривает Верховный суд России. По этой реформе эта функция перейдет к апелляционному суду в Нижнем Новгороде, а ВС РФ для таких дел будет кассационной инстанцией. Это неплохо: добавление еще одной инстанции увеличивает шансы людей на пересмотр дела... Но что до существующей кассационной практики Верховного суда Татарстана по тому абсолютному большинству дел, для которых первой инстанцией являются райсуды, — здесь изменения решений практически не бывает. Судья ВС РТ, рассматривающий дело после того, как решение по нему утвердила апелляционная инстанция того же ВС РТ, существенных нарушений в работе своих коллег не усматривает...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Фанис Мусин умеет дружить

Но что публике — надежда, то судейскому сообществу — сугубая тревога. Во-первых, действующие главные суды, которые теряют значительную часть функций, уже велено сокращать. Поэтому-то в ВС РТ нынче и расстаются с судьями. Гуманно: уходящие успели достичь пенсионного возраста до того, как его повысят, а потому остаток жизни будут получать 80 процентов своего немаленького должностного оклада, да еще одноразовую выплату миллиона в 3-4.

Но во-вторых (и в-главных!), стабильность судебных решений, чем всегда был славен Татарстан — под угрозой! Ведь апелляции на решения судей ВС Татарстана станут рассматриваться в Нижнем. А кассационный суд для всего Поволжья, который власти республики крепко рассчитывали заполучить в Казань, федеральный центр решил разместить в Самаре...

(Кстати, о стабильности. "Утверждаемость" (доля дел, решения по которым, принятые районным или городским судом, устояли в ВС РТ без каких-либо, даже малейших изменений) в республике стабильно высокая, причем по уголовным делам она еще и растет. Для примера взглянем на апелляционную практику ВС РТ по решениям рай- и горсудов Татарстана. Понятно, что новые апелляционные суды — это более высокий уровень, однако общее представление о том, что значит, когда разные судебные инстанции находятся на одной территории — получить можно.

По данным Управления судебного департамента РТ, за 2016 год (последняя официально опубликованная им статистика) в гражданском судопроизводстве "утверждаемость" у нас достигла 78,7 процента, в уголовном — 83,9 процента. А как сообщил зампред ВС РТ Максим Беляев на республиканской конференции судей в начале 2018-го,за 2017 Верховный суд Татарстана "засилил" без всяких изменений уже 85 процентов приговоров, вынесенных судами первой инстанции.

Разумеется, такая высокая "утверждаемость" может свидетельствовать всего-навсего о чрезвычайно высоком профессиональном и человеческом уровне судей рай- и горсудов. Ну могут же они быть столь совершенны, что хоть нарочно захоти старшие товарищи придраться к их решениям, а не к чему: всесторонне образованные, как Михайло Ломоносов, бескорыстные, как доктор Гааз, беспристрастные, как сама слепая Фемида!..

Но, как известно, боги (раз уж речь зашла о Фемиде) иногда являют наивной части человечества чудеса, показывающие, что в этом мире не всё объясняется обычной логикой. Пример такого удивительного явления привел тот же г-н Беляев. В Алексеевском райсуде, рассказал он, еще в 2016-м была судья, у которой "утверждаемость" составляла круглый ноль: все без исключения ее приговоры, которые осужденные не поленились обжаловать, следующей инстанцией были отменены... И что же случилось с беднягой? Руководствуясь обычной бескрылой логикой, мы с вами предположили бы, что ничего хорошего — вплоть до срывания судейской мантии под барабанный бой на главной площади райцентра... И радикально ошиблись бы. Ибо в 2017-м у этой судьи устояли без всяких изменений 100 процентов приговоров! Вот и не верь после этого в чудеса самообразования и налаживания деловых связей по судейской вертикали, умещающейся в пределах одной республики...)

Однако вернемся к новациям, тревожащим судейское сообщество Татарстана и — шире — власти республики. В околосудебных кругах уверенно прогнозируют, что нынешний уход "пенсионной девятки" из Верховного суда РТ — только начало серии отставок в этом органе. Очередь за более молодыми судьями.

По информации из осведомленного источника, в настоящее время руководство ВС РТ весьма упорно убеждает ряд судей, занимающихся там сейчас кассацией, уходить по собственному желанию... Чтобы подавать заявление на должность судей нового кассационного суда в Самаре и быть там "глазами и руками" татарстанской Фемиды.

Риск, конечно. Так ведь можно нынешней мантии лишиться, а новой так и не получить... Но что поделаешь, если родина зовет, а начальство указывает, куда!

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.