Гимн на границе Чувашии и Нижегородской области или чему можно поучиться у марийцев

Группа чувашских краеведов, историков и этнологов совершила экскурсию в устье Суры. Инициатор и организатор поездки — президент общественной организации "Чувашская национальная академия наук и искусств" (ЧНАНИ), этнограф, педагог, общественный деятель Евгений Ерагин. Кому нужны эти поездки и чему там можно научиться?

В 15-16 веках по Суре проходила условная граница между окраиной Казанского ханства и восточными пределами усиливавшегося Великого княжества Московского, расширявшего свои границы. В этом месте сходились и сталкивались интересы коренных жителей и завоевателей: марийцев, эрзи, буртасов, волжских болгаро-(булгаро)-чувашей, мишар, русских, средневековых государств.

На западном левом берегу Суры ещё в 14 веке появился пограничный опорный город Московии Курмыш. В 16 веке (1523) в устье Суры на правом берегу Волги — при московском великом князе Василии Третьем основан Васильсурск. В 1552 году на левом берегу Суры основана русская крепость Алатырь. Позже после завоевания Иваном Грозным в 1552 году Казани, ниже по Волге — Козьмодемьянск, Чебоксары. На левом берегу Суры основаны город Ядрин и село Порецкое.


Здесь по Суре до 13 века располагались западные земли Волжско-Камской Болгарии (Булгарии), разгромленной монгольским нашествием под руководством хана Батыя в 1236 году.

ЗАЧЕМ ЕХАТЬ

Как выглядят эти земли? Живут ли здесь сейчас чуваши западнее Суры? Эти вопросы представляют интерес не только для географов, этнологов, историков, филологов, но и для педагогов и краеведов, менеджеров туризма, людей других профессий, интересующихся подобными вопросами. Ранее сюда организовывались научные и студенческие фольклорные экспедиции Историко-филологического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова под руководством доктора филологических наук Геннадия Корнилова.

— Мы, чуваши, должны посещать эти земли. Они связаны с чувашской историей. Здесь расположены и чувашские поселения. Мы должны, в том числе, тут себя позиционировать, — считает Ерагин.

Лучше один раз увидеть, чем много раз слышать и читать. Именно поэтому группа энтузиастов отправилась на экскурсию по историческим местам.


На протяжении всего маршрута наш гид Ерагин, живущий в Моргаушском районе Чувашии, граничащем с Горномарийским районом Республики Марий Эл, хорошо знающий эти места, увлеченно рассказывал о достопримечательностях.

При подъезде к современной административной границе между Чувашской Республикой и Нижегородской областью все единодушно запели государственный гимн ЧР "Таван сершыв" (Родина). Следом — гимн Чувашского национального конгресса "Алран кайми".

В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В Воротынском районе на левом берегу Суры сохранились чувашские селА. Один из них — Лысая Гора, защищённый дамбой от поднявшегося уровня Суры после заполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС в 1980-1981 годов.

— Отсюда родом муж чувашской поэтессы Альбины Любимовой-Юрату, - вспомнил один краевед из Чебоксар. Наш руководитель показал дом, связанный с посещением поселения профессором Казанского университета, известным учёным, основателем в 1906 году первой чувашской газеты "Хыпар" (Весть) Николаем Никольским.

Вообще, устье Суры — место довольно живописное и оставляет яркие впечатления. На пароме до Васильсурска Ерагин продолжал рассказывать о пребывании в Васильсурске и окрестностях российских художников Исаака Левитана и Ивана Шишкина. Как потом выяснилось в библиотеке Васильсурска, наш руководитель ЧНАНИ даже издал книгу об этих местах.

ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ: Что такое Традиционная религия мари, и как проходят загадочные языческие моления

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: От "бисмилля" до "аминь". "Истинные чуваши" в современном мире

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ: Земля пивоваров

Мы обменивались впечатлениями, знакомились с местными жителями, работниками столовой, магазина, библиотеки, музея и отдыхающими на этом климатическом курорте нижегородцами и даже учащейся чебоксарского техникума. Народ здесь оказался доброжелательный и приветливый. В библиотеке сотрудницы сетовали, что как в городе до революции 1917 года, так и в нынешнем посёлке, где живёт только тысяча с небольшим жителей, до сих пор нет парикмахерской…

В историческом повествовании о городе библиотекарь и сотрудница музея рассказывали также о том, как в прежние времена местные жители ловили в лесу медвежат и приручали их для народных представлений. Ещё о том, как местные рыбаки выпускали обратно в Волгу попадавшую в сети мелкую стерлядь, оставляя только крупную…

Ловили прежде стерлядь и чебоксарцы. Но, как известно, каскад плотин волжских ГЭС перекрыл пути для нереста рыб. Что-то в последние десятилетия не видно и не слышно информации о стерляди в наших краях.

В ГОРНОМАРИЙСКОМ РАЙОНЕ

Много интересных впечатлений осталось от экскурсии в Горномарийском районе Республики Марий Эл, которую вела методист районного Дома культуры, член ЧНАНИ Тамара Петрова.

Мы сравнивали внимательное и бережное отношение к своей национальной истории и культуре и её памятным объектам со стороны местных руководителей района и Республики Марий Эл (РМЭ) с отношением к этому властей в Чувашии. Краеведы констатировали, что с этим лучше в РМЭ. Например, в Чувашии нет памятников, посвящённым историческим деятелям Волжско-Камской Булгарии и Чувашии, воспитывающих национальную гордость и патриотизм. А у марийцев есть. Величественный памятник национальному герою горных мари 16 века — Акпарсу на развилке дороги Козмодемьянск — Большой Сундырь. Рядом памятный камень с текстом о любви к родине.

Другое сравнение. Марийцы чтят свою Традиционную религию. На старом "языческом" кладбище установлены информационные щиты с текстами об Акпарсе и народных верованиях. В Чувашии положение совсем другое. Чувашских активистов национальной культуры могут назвать "националистами" и "язычниками".

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.