Олег Шеин — о повышении пенсионного возраста и законе о языках

Your browser doesn’t support HTML5

В рамках проекта Реальные люди 2.0 мы беседуем с гостями о важнейших событиях, которые влияют на нашу с вами жизнь. Гостем сегодняшнего выпуска стал депутат Госдумы от "Справедливой России", вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин, который накануне приехал в Казань на митинг против пенсионной реформы. Парламентарий рассказал "Idel.Реалии" о повышении пенсионного возраста и законе о языках.

О ПОВЫШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

— Все их демографические и бюджетные аргументы не выдерживают критики. Если мы говорим о демографии, то здесь нет нужды принимать поспешные решения. В соответствии с прогнозами Росстата, в ближайшие 20 лет соотношение между работающими и неработающими людьми (это не только пенсионеры, но и дети, подростки, инвалиды) практически не изменится. В 2018 году доля работающих людей в России составляет 55%, спустя 20 лет эта доля будет составлять 54%. То есть разницы практически нет. Мы хорошо знаем, что не сильно выросла и продолжительность жизни. По сравнению с Союзом — на три года, однако при этом предлагается поднять пенсионный возраст на 5 и 8 лет.

Экономическая ситуация также не может говорить о том, что пенсии непосильны для национальной экономики. В России расходы на Пенсионный фонд составляют порядка семи с половиной триллионов рублей при валовом внутреннем продукте в 100 триллионов, то есть 7,5%. А в Польше, Португалии и Франции — 14%, в Италии — 16%. То есть нагрузка на выплаты пенсий в этих странах существенно выше, чем в России. Причины в том, что российское правительство, руководствуясь неолиберальной идеологией (это не ругательство, а определенная система взглядов и ценностей), исходит из логики дешевого государства. По их мнению, крупный бизнес должен как можно меньше иметь налоговой нагрузки, проблем с трудовым и экологическим законодательством — и тогда по логике правительства крупный капитал будет вкладывать деньги в экономику, она будет расти, и всем от этого будет большое счастье. У нас есть компании, имеющие налоговое освобождение до 2095 года! На прошлой неделе было принято решение о создании внутренних офшоров. Сейчас по всему миру душат офшорные зоны, потому что национальные правительства стремятся к тому, чтобы получить налоги. Но российские компании, испытывая проблемы, пролоббировали создание внутренних офшоров, где можно не платить налоги — это остров Русский и Калининград. Но если налоги не забирать, в бюджете не будет денег, и придется жертвовать. Чем? Пенсионная нагрузка — это ключевой фактор.

О ТОМ, ПОЧЕМУ ПЕНСИОННУЮ РЕФОРМУ ХОТЯТ ПРОВЕСТИ ИМЕННО СЕЙЧАС

— До ближайшего цикла больших выборов много лет. Есть некая странная логика, что все это забудется. Есть логика, что летом никогда не бывает больших волнений, митингов. Плюс, конечно же, Чемпионат мира по футболу. Но вышла ошибка — по стране прошло порядка 250 митингов. Количество участников пока не столь высоко — более ста тысяч человек, но впереди осень, и будет новая волна. Мы видим, что реакция общества оказалась очень чувствительная — люди строили определенные жизненные стратегии, а теперь на них поставили жирный крест.

О ПРЕДЛОЖЕНИИ "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"

— У нас доля налогов с малого бизнеса в консолидированном бюджете страны всего два процента. То есть малых предпринимателей много, но с точки зрения пополнения бюджета это не существенная величина. Соответственно, крупный бизнес должен платить налоги. В Европе налоговая нагрузка на крупный капитал составляет порядка 45 процентов. В Китае — 36%, у нас — 32%, причем по планам правительства идет тенденция к отметке 28% — на уровень стран Африки.

Оперативное решение, которое могло бы позволить стабилизировать ситуацию в Пенсионном фонде и индексировать пенсии в более динамичном формате, — это введение плоской шкалы отчислений в Пенсионный фонд. (Плоская шкала налогообложения означает налог, взимаемый по единой ставке при любом уровне дохода — единая ставка подоходного налога — ред.). Сегодня если заработная плата человека в России менее 85 тысяч рублей в месяц, то отчисления составляют 22%. Если более 85 тысяч — отчисления 10%. Людей, имеющих высокую заработную плату, в России не так много, но на них приходится значительная доля общего фонда оплаты труда. Поэтому если ввести плоскую шкалу, то Пенсионный фонд будет в год получать на 600 миллиардов больше. Это ровно в два раза больше, чем правительство собирается выиграть в следующем году за счет повышения пенсионного возраста. Вместо того, чтобы повышать пенсионный возраст, можно ввести плоскую школу и таким образом обеспечить индексацию пенсий в динамичном размере.

Кроме того, важнейший вопрос — это легализация занятости. Главная проблема Пенсионного фонда заключается в том, что в России произошла "балканизация" труда. Нелегальный труд есть везде — в Нидерландах, Бельгии, Германии, Швеции — но доля неофициальной занятости в этих странах около 8-9 процентов. На Балканах — 40% . Так же как и в России. Из 80 миллионов российских работников средства в Пенсионный фонд регулярно отчисляют только 43 миллиона. Остальные люди — это десятки миллионов — работают в неофициальном сегменте. И доля самозанятых среди них не очень высока. В первую очередь, это рабочий класс, работники наемного труда. Их надо выводить из тени в свет. Мы предложили достаточно простой законопроект: если компания использует неофициальный труд, то она не должна иметь налоговых льгот, должна быть отсечена от государственных подрядов и заказов.

Я убежден, что референдума по вопросу повышения пенсионного возраста не будет. Если Центральная избирательная комиссия публично скажет, что у них нет замечаний и вопросов, естественно, мы поддержим эту инициативу КПРФ.

ПРО ЗАКОН О ЯЗЫКАХ

— Я за то, чтобы русские дети и взрослые изучали в Татарстане татарский язык, в Башкортостане — на выбор татарский или башкирский и тд. Когда было первое чтение законопроекта, я публично в Думе сказал, что изучение языков не должно быть переведено на факультатив. Ко второму чтению мои товарищи из национальных республик — специалисты в этой теме сказали мне, что в законопроект были внесены корректировки, предполагающие, что будет введена государственная программа, в рамках которой республиканские власти смогут делать республиканские языки обязательными для изучения. Более того, будут это делать на федеральные деньги.

Я считаю, что язык должен быть обязательным к изучению. Если федеральная программа будет буксовать, то я готов внести законопроект иного характера. Мои товарищи сказали, что ко второму чтению было принято принципиально важное решение о введении федеральных стандартов, позволяющих региональным органам власти делать языки соответствующей территории обязательным к изучению. Но я готов это перепроверить.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и узнавайте, кто будет следующим гостем проекта Реальные люди 2.0, и многое другое.