"Idel.Реалии" уже рассказывали о планах Демократического конгресса народов России оформиться юридически. Также мы писали о том, что структура зародилась как движение за языковые права. Рассматривая подобные кейсы, российские эксперты обычно смотрят только на Европу, мы же на этот раз решили обратить взоры читателя на то, как эти процессы проходили в Индии.
Как известно, Индия является федеративным государством. И этому есть свои причины. По территории она считается одной из крупнейших — седьмой, по населению — второй в мире после Китая. Индия является многонациональной и поликонфессиональной страной, поэтому логично, что страна состоит из 29 штатов и 7 союзных территорий. Часто административные границы проходят по этно-конфессиональному принципу. Только 5 союзных территорий управляются напрямую центральными властями, у всех остальных есть свои правительства. В стране помимо федеральных, существуют и региональные политические партии.
Хинди является родным лишь для 25% населения страны (если учесть тех, для кого так называемые диалекты хинди являются родными, то количество носителей этого языка достигает 42% населения Индии), поэтому в штатах имеются свои официальные языки. Хинди и английский используется прежде всего в политической сфере, но и тут имеются исключения — например, в парламенте можно выступать и на родном языке, если человек не владеет указанными двумя.
Применение различных языков в Индии сильно отличается от языковых реалий России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Борьба за федерализм: почему Татарстан оказался один в поле
Например, в штате Гоа единственным государственным языком является только конкани, при этом маратхи также используется широко в разных сферах. Носителей хинди в штате и вовсе менее 6%.
Дети в обязательном порядке сдают экзамен по английскому и местному языкам
В некоторых штатах судебные заседания проходят на местных языках, чего нет в России. По окончании 12-го класса дети в обязательном порядке сдают экзамен по английскому и местному языкам. Последним может быть не только хинди. Даже в частных школах дети должны учить английский, а также хинди или местный язык обязательны для всех. Но это не всегда было так. История территорий, которые впоследствии образовали Индию, Пакистан и Бангладеш, имеет сложный путь языковой борьбы. Причем не только между сторонниками английского и носителями хинди, но и между местными языками. Для более объективной картины лучше смотреть на языковые процессы в рамках не отдельной страны, а в разрезе всего Индостана.
БЕНГАЛЬСКИЙ vs УРДУ
В мире многие знают, что 21 февраля — Международный день родного языка. Он был установлен в честь митинговавших студентов в тогда еще пакистанской Дакке (ныне — столица Бангладеша), по которым полиция открыла огонь. Студенты протестовали против навязывания языка урду. Сейчас урду является официальным языком Пакистана наряду с английским. Несколько участников акции были убиты. Это стало отправной точкой для усиления бенгальской языковой идентичности и дальнейшей независимости. И это случилось спустя всего лишь шесть лет после голосования в регионе за то, чтобы остаться частью Пакистана. Всеобщая поддержка бенгальцами единства с Пакистаном основывалась на общности религии. Напомним, население обеих стран в подавляющем большинстве исповедует ислам. Борьба Бангладеш за независимость закончилась отделением региона в 1971 году. 21 февраля также является значимым днем для ряда народов Южной Азии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Слишком много русского языка в республиках России"
ХИНДИ vs УРДУ
Урду и хинди стали инструментами мобилизации мусульман и индусов в колониях Британии. В ходе этого процесса произошло значительное увеличение носителей хинди. Тогда ряд языков нынешней Индии, например, авадхи, бходжпури, раджастани и другие номинально стали именоваться "хинди" элитой этих народов. Это была такая политическая тактика. Теперь местные элиты перестали называть средства своей коммуникации "языками хинди", предпочитая единственное число — "язык хинди". Тактика оказалась успешной, так как заставила заволноваться британских колонизаторов. Всё это кончилось тем, что хинди стал официальным языком в регионе. До этого этим статусом уже обладал урду.
Мобилизация активистов за права хинди имела две важные причины. Во-первых, носители хинди были в дискриминируемом положении на рынке труда, где везде требовались специалисты со знанием официального языка — урду. Во-вторых, официальные документы судов лишали их возможности понимать содержание решений суда, если человек не владел урду. Как бы иронично не звучало, но после разделения по языковому принципу те, кто не владел хинди, получили в наследство все те же тяготы, которыми были обременены носители хинди в XIX веке.
ТАМИЛЬСКИЙ vs ХИНДИ
Правительство Индии не разрешало сдавать наиболее важные экзамены на языках меньшинств. При этом в Верховном суде города Аллахабада правительство Индии давало право рассматривать дела на хинди, который является одновременно и местным языком, зато не давало Верховному суду штата Мадрас проводить слушания на местном тамильском. Эти и другие дискриминационные меры привели к студенческим волнениям, а в 1969 году штат Мадрас был официально переименован в "землю тамилов" — "Тамилнад". Но этому предшествовала борьба, длившаяся около двух десятков лет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: По кому бьёт Владимир Путин?
Дело в том, что политические планы властей объявить хинди единственным официальным языком встретили протест. Это продолжалось довольно долго. В 1965 году иноязычный регион протестовал против языковой дискриминации. Но правительство попыталось силой подавить протест. Полицейские в ходе подавления убили одного студента. В ответ движение стало еще более массовым. Нью-Дели направило в Тамилнад армию и дополнительные части полиции. Силовики убили 63 протестующих. По неофициальным данным, число жертв доходило до нескольких сот. Но активисты добились своего. Официальным языком штата впоследствии был объявлен тамильский.
ДРУГИЕ КЕЙСЫ
В середине 1960-х носители языка телугу (распространён в индийских штатах Андхра-Прадеш и Телингана) активизировали свою борьбу за языковые права. А носители хиндустани (общее название хинди и урду) начали протесты против навязывания английского языка. Все эти события внесли коррективы в языковые планы властей.
Движения за языковые права на субконтитенте не могут быть сведены к ситуациям с противостояникм носителей хинди и урду или первых с носителями тамильского языка. В округе Качар (штат Ассам) с бенгалоязычным большинством протесты начались после законодательного навязывания ассамского языка в качестве единственного официального в штате. В 1961 году 19 мая во время протестов силовики убили 11 бенгальских активистов, включая одного 16-летнего подростка. Однако после протестов бенгальский был признан официальным языком округа Качар.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Группа депутатов внесла поправку к законопроекту о добровольном изучении родных языков
В Индии много движений за языковые права, каждое из них требует признания и чтобы власти перестали их считать за носителей хинди. Движения за бходжпури и раджастани находятся в авангарде. Ченнаиская декларация о языковых правах стала важным документом, объединяющим притесненные языковые сообщества. Движения за языковые права активно осваивают и гиперспространство. Хештег #StopHindiImposition (прекратите навязывание хинди) был довольно популярным в августе 2015 года во время выступления премьер-министра Нарендра Моди в делийском Ред Форте на хинди. Но за последние полвека в Индии исчезло 220 языков. В стране продолжают говорить на 780 языках.
Между переписями 1971 и 2001 гг. количество носителей бенгальского в стране незначительно, но снизилось с 8,17% до 8,11%, носителей телугу стало меньше почти на 1% (с 8,16% до 7,19%), количество тех, кто говорит на тамильском сократилось с 6,88% до 5,91%. Негативная тенденция наблюдается и по количеству носителей маратхи и урду. А вот с хинди все как раз наоборот — его носители увеличиваются в количестве. Напомним, в России между переписями 2002 и 2010 годов количество татароговорящих сократилось на 1 млн человек — это почти 20% от всего татарского населения федерации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.