Российский писатель и публицист Александр Проханов провёл в Марий Эл четыре дня. Он приехал в республику для того, чтобы снять второй из серии фильмов о русской мечте. Проханов заинтересовался марийским язычеством и охотно поделился впечатлениями от посещения молений на горе Чумбылата с республиканскими чиновниками и общественниками, приглашёнными на встречу с ним. "Idel.Реалии" публикует выдержки из высказываний Проханова — кроме прочих, он ответил и на вопросы об изменениях в принципах преподавания родных языков в национальных республиках.
О РУССКОЙ МЕЧТЕ
— Некоторое время назад меня осенила одна мысль, задача: сформулировать русскую мечту. Что такое русская мечта. Все народы — мечтатели. Те народы, которые не были мечтателями, они исчезли. Народы-мечтатели, благодаря этой своей мечте выживают среди войн, потрясений. Русская мечта должна быть сформулирована, хотя русские народ не торопился её формулировать. Американская мечта выражена, как мы знаем: великая Америка насыпала огромный холм величия, выстроила крепость, бастион, град. И смотрит, как ведут себя другие народы. Если они ведут себя не по-американски, то они посылают туда стрелы или крылатые ракеты. Китайцы внесли в категорию "китайская мечта" партийный документ КПК. Это восстановление достоинства страны, попираемой многие годы европейцами. Китайская мечта носит такой реваншистский характер.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Моления в Дубовой роще. Приглашают всех
А что такое русская мечта? Такое понятие отсутствовало в нашей философии, литературе, политологии. Но мечта-то есть. Потому, что это есть состояние народа, родившегося для какой-то своей цели. Пережившего в течение столетий борьбу с недугами, напастями, врагами, своим несовершенством.
Я попытался узнать, что чувствовали наши люди со времён язычества, о чём они мечтали. Наши волшебные сказки, они есть у всех народов, у русских, марийцев, ненцев: их герои мечтали о молодильных яблоках. Если сорвёшь плод, то победишь хворь, недуги, старость, может быть обретёшь бессмертие. Мечта наших людей была связана с победой с самой величайшей в мире несправедливостью, над смертью.
Наши далёкие языческие предки мечтали, чтобы у них над головой был кров: изба, хижина, пещера. Тогда возникли сказки об этом чудодейственном ларце, когда ставят град, дворец. Чем не путинская программа ликвидации ветхого жилья.
Мы всегда хотели, чтобы мы сами и наши дети всегда были сыты. Времена были голодные, вся жизнь человечества — борьба за пропитание. Тогда появились в сказках скатерть-самобранка, горшочек, который как начнёт варить кашу, так он этой кашей зальёт всё мироздание.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Председатель СПЧ Федотов: Есть артефакты и есть здание. Нужно их соединить вместе
Мы мечтали о техническом прорыве, технической цивилизации, гиперзвуковых самолётах, об истребителях пятого поколения, господстве в воздухе. Такой самолёт способен стремительно переносить нас на большие расстояния. Его не сбить ничем, ни берцовой костью, ни заклинанием. Он — господин пространства.
Старец Филофей сформулировал концепцию "Москва — третий Рим". Он писал письма своему правителю Василию III. Эту концепцию, как идею империи, крепости, величия неверно толкуют по сей день. Прямо противоположно тому, что заложено. Филофей писал Василию: "Ты князь правишь государством, где солнце не заходит никогда. Но смысл твоего правления, не в том, чтобы стяжать казну, создать могучую армию, увеличить территорию. Не в этом задача. А в том, чтобы сберечь веру православную, все ценности. Люди должны быть как братья, общество должно быть справедливым. Не должно быть насилия, стяжательства". Вот в чём его манифест. Скажите Александру Александровичу (Евстифееву, главе Марий Эл), что его задача — строить здесь царство небесное.
Все наши мыслители говорили на разном языке об одном, о том, что мечта русского человека — создание возвышенного, гармоничного, вселенского, справедливого общества. Общества, в основе которого лежит божественная справедливость. Эта мечта о благом обществе живёт в нашем народе. А поскольку русский народ и Россия — это соединение огромного количества народов, колоссального количества ценностей, духовных состояний, культур, языков, верований, я попытался понять, как эта общерусская мечта складывается из мечтаний отдельных земель. Есть русская мечта, моя задача сформулировать, есть брянская мечта, где родились Пересвет (герой битвы на Куликовом поле) и Тютчев, там было партизанская целая империя во время войны. Я только что вернулся с Ямала. Там поздняя весна, берег океана, где строится суперзавод по сжижению газа. Стоят ледоколы, ждут своей большой работы. Газ будет отправляться танкерами на запад и восток. У них, конечно, ямальская мечта: о великих трудах, об удальстве, о преодолении занудства, скуки, создании цивилизации Полярной звезды. Они, создавая нефтяную империю, обретают новое человеческое состояние. Они Россию, которая во многом полна уныния, воспоминаний о катастрофе 1991 года, питают новой энергией.
О МАРИЙСКОЙ МЕЧТЕ
— И вот — марийская мечта. Боже мой, какая драгоценность, что в составе российских народов существует марийский народ. Ведь он знает и умеет то, что другие народы, в частности, русские, не умеют, забыли. Я вчера был на молениях. Меня допустили в священную рощу, меня приняли, мне показали эту мистерию. Я пережил состояние откровения. Мы стояли в этой священной роще, которая была храмом под открытым небом. Там пели птицы, благоухали цветы. К двадцатой минуте моления я почувствовал, как начинают благоухать деревья, как пахнет хвоя и берёза.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему РПЦ считает чувашское язычество сепаратизмом?
Во-первых, я скажу, откуда Путин ведёт Россию. Он ведёт страну из чёрной дыры русской истории.Александр Проханов
Я говорил с картами и с простыми людьми, спрашивал: в чём ваша мечта. И они мне сказали — мечта марийца, чтобы не утратить связь с природой, мирозданием, солнцем, водой, дуновением ветра, цветком. Но не только. Мечта марийца, мне сказали, ещё и в том, чтобы транслировать состояние единства с природой другим народам, поделиться этими знаниями.
Русская природа, она изнасилована. Мы срубили леса, построили наши уродливые пятиэтажные города среди цветущих лугов. Люди, которые живут на природе, они, конечно, охотятся, добывают пушнину, но они никогда не уничтожат ту ветку, на которой сидят.
"Он советский человек, комитетчик"
— Вы близкий человек к Путину, скажите, куда он ведёт Россию, — попросил Проханова главный редактор газеты "Марий Эл" Александр Абдулов. — Вроде бы он и за справедливость, но в то же время его министр финансов получает больше всех. А в регионах народ выживает на 15 тысяч рублей.
— Во-первых, я скажу, откуда Путин ведёт Россию. Он ведёт страну из чёрной дыры русской истории. Он ведёт Россию из того, во что она превратилась после 1991 года, когда разрушилась великая красная империя. Мы в это время потеряли государственность. Нас рассыпали. Десять лет с 1991 года в России не было государства. Путин возник как некое чудо. Путин не предполагался, его не должно было быть. Случился какой-то таинственный толчок (как всегда было в русской истории). И вот он на протяжении этих своих четырёх сроков вытаскивает Россию из чёрной дыры. Как он её вытаскивает? Понимаете, сотворение государства из праха, пепла и тьмы — процесс не одного дня. Он прекратил этот чудовищный, рассекающий Россию разброд суверенитетов, он прекратил кавказские войны. Дорогой ценой, правда. Создав суверенную Чечню. Он восстановил оборонные заводы, создал монастыри. Он отбросил внешнее управление Россией в области внешней политики. Он изгнал Козырева (Андрей Козырев, министр иностранных дел России в 1990-1996 годах, то есть до начала президентства Владимира Путина; Козырев действительно предпринял попытку взаимодействия со странами Запада на союзнической основе), заставил считаться с русскими интересами. Что бы мы ни говорили, он внутренне советский человек, как комитетчик, кгбшник. И он мучительно переживал распад этой территории, распад народа. Он вернул Россию в самый стратегический в мировой политике регион — на Ближний Восток. И он осуществляет сейчас два гигантских проекта: арктический и южный, крымский, севастопольский, средиземноморский. Вот это делает Путин. Чего он не делает? По-прежнему, в России господствует либеральный экономический блок: Набиуллина, Силуанов, вся эта братия, которая является кудринско-гайдаровской. Которая предложила России экономическую повестку, мешающую нашему развитию. Деньги выводятся за границу, вкладываются в американские облигации. Они не обеспечивают экономического рывка. Кстати, эти деньги, которые мы в них вкладываем, они же идут на военный космос, американский, на строительство авианосцев.
Как сменить эту элиту на гвардию развития, готовую создать новую русскую цивилизацию? Он туда ведёт Россию. Доведёт или нет, я не знаю, но вектор сегодняшней русской истории направлен туда. Пройдя несколько очень мощных фаз, мы должны построить общество нового типа. Общество, которое одухотворяла бы марийская идея гармонии с природой.
О КОНФЛИКТАХ МЕЧТ
Директор МарНИИ языка, литературы и истории им. В. Васильева Евгений Кузьмин поинтересовался у Александра Проханова о том, не возникнет ли со временем конфликт между марийской, чувашской, татарской и другими национальными мечтами народов России, которые писатель пытается сформулировать.
Говорят, вот в царское время были губернии. Ну и что, царская империя сохранилась, что ли? Она рассыпалась, как стеклянная ваза.Александр Проханов
— Во-первых, они и теперь сталкиваются. Поезжайте в Татарстан, Башкирию и поймёте, как они бузят друг с другом. Но если эту формулу вывести за пределы политики, на метафизический, религиозный уровень… Это не разделение, а соединение. Я дружу с бывшим президентом Ирана Ахмадинеджадом. И я спросил его, в чём смысл иранцев. Он ответил, чтобы в человечестве, в каждом народе увеличилась человечность. Через заповеди, мифы, предания. Когда народы будут увеличивать эту человечность, они будут сближаться. В царстве небесном сойдутся все народы и превратятся в один народ.
Говорят, у марийцев силён национализм. Это не национализм, они хотят найти свой путь, по которому будут двигаться к божественному, бесконечности. Вы же будете приходить и просить у них частицу этого божественного.
"Пусть верховный правитель империи использует красоту"
Представитель регионального духовного управления мусульман Марий Эл, советник муфтия Сария Сафина спросила о том, как Проханов относится к идее отказа от национальных республик и создания губерний.
— Вообще, я жириновщину не люблю. Говорят, вот в царское время были губернии. Ну и что, царская империя сохранилась, что ли? Она рассыпалась, как стеклянная ваза. Задача сегодняшнего государства — не делить на губернии или республики, а бороться со зверем в человеке. А когда этот зверь будет изгнан, преодолён, не будет никакого опасения, что якуты или марийцы сохраняют свою автономию. Это же нужно. Я не видел, чтобы марийцы хотели, чтобы исчезла автономия и возникла, не знаю, Казанская губерния, в которую входили бы и Башкирия, и Казань, и чуваши. Я против этого. Не страстно, с кулаками. Мне кажется, что нации, составляющие нашу идею — это сила наша, драгоценность, небывалая красота. Пусть верховный правитель нашей империи использует эту красоту. Пусть он эти культурные тайны, верования, языки таким образом сочетает, чтобы возник букет, а не веник. Это задача правителя, мудреца.
НЕТ ЯЗЫКА — НЕТ НАРОДА
Член правления общественной организации "Марий Ушем" Василий Петров попросил писателя поделиться мнением о законопроекте о поправках к закону об образовании, которые касаются принципов изучения родных языков в национальных республиках.
— Я боюсь всех этих реформ, которые у нас непрерывно проводятся, — начал ответ Проханов. — некоторые, наверное, необходимы. Наверное, необходима реформа образования. А вот эти тонкости: обязательно, ненасильственно, добровольно… Мне кажется, чем меньше насилия, тем лучше. Чем больше свободы в вероисповедании, в творчестве, в изучении языков, в культуре, тем лучше всем, в том числе и имперскому центру. Я не изучал этот вопрос глубоко. Ребята, а вы сами как к этому относитесь?
— Язык, это душа народа, государственные языки должны изучаться обязательно: нет языка — нет народа, — сказал Василий Петров. — Я за цивилизованную площадку, за цивилизованный мир. В Швейцарии пять государственных языков. Никто не возражает, все учат. Ребёнок до семи лет должен знать три языка. Это способствует общему развитию, языки должны изучаться. И другая позиция: я считаю, что русский язык не является вышестоящим языком по отношению к марийскому, чеченскому, татарскому.
— Он не является языком общения? — спросил Проханов.
— Он не является вышестоящим языком, — ещё раз уточнил Петров.
— Это сложно. Вся украинская трагедия — это вопрос о языке, — отреагировал писатель. — Все прибалтийские эти беды — тоже вопрос о языке. Надо к этой сфере относиться осторожно. Нельзя сразу внести в законодательство, конституцию, нужно обсуждение. Если ваша точка зрения такова…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что еще можно делать своим языком, кроме как клеить конверты?
— И самое ключевое — моноязычный мир — это путь к созданию однополярного мира, против чего мы сегодня в России боремся, — высказал своё мнение представитель "Марий Ушем".
— Ваши взгляды разделяет множество людей. Ваша точка зрения должна быть выслушана, учтена и проверена, обсуждена на общем вече, форуме, чем и является Государственная дума, — подвёл итог Александр Проханов. — А кто эти депутаты, они же так далеки от нас…
— Я мари, я думаю на марийском языке, — сказал Василий Петров. — Если уберут мой родной язык, какой смысл мне дальше жить, я не понимаю. Пусть мне определят какую-нибудь площадку, я уеду или улечу, куда-нибудь — на Луну, я не знаю…
Сопредседатель "Марий Ушем" Владимир Козлов обратил внимание Александра Проханова на то, что перевод родных языков в статус факультативно изучаемых — уже практически предопределён:
— Давайте пофилософствуем: как марийские учителя будут факультативно или добровольно преподавать марийский язык, а марийские дети изучать его? Ведь не будет условий. Только этот законопроект заработает, многие и многие отойдут от своего языка и не будет того многоцветья, о котором вы говорите.
Your browser doesn’t support HTML5
— Вопрос о языке, это вопрос о вере, это не вопрос о грамотности. Его надо решать так, чтобы не повредить божественное, — ответил Проханов. — Целили в лингвистику, а попали в божество. У меня нет ответа, как это делать: факультативно, в качестве предмета. Язык должен быть сохранён, на языке люди должны думать, говорить и сны должны видеть на марийском языке.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.