"Этот режим не может быть вечным"

В республиканском отделении движения "Открытая Россия" не так давно сменилось руководство — новым координатором отделения была выбрана известный в республике юрист Зульфия Гайсина. В конце мая было объявлено, что активисты движения намерены баллотироваться в депутаты Госсобрания Башкортостана по нескольким одномандатным округам. "Idel.Реалии" поговорили с Зульфией Гайсиной о произошедших в отделении изменениях, о проходящих в республике акциях "Открытой России" и о ее стратегии на ближайшее будущее.

— Давайте, вспомним — почему и как произошла смена руководства в местном отделении "Открытой России"?

— Практически через год после учреждения "Открытой России" в Республике Башкортостан отделение лишилось координатора — Андрей Потылицын решил сложить с себя полномочия и выйти из движения. Причины и основания такого решения мне не известны, могу лишь сказать, что для нас всех это было шоком, так как мы с большим уважением относились и относимся к нему, и видели именно в нем лидера местного движения как с медийной точки зрения, так и с точки зрения личных, профессиональных качеств.

Через месяц после объявления Андреем о своем решении встал вопрос о расформировании отделения, что привело бы обнулению всего того, что мы успели сделать за год, и что только сейчас начало приносить результат. Поэтому мы провели очередную региональную конференцию, где избрали новый состав регионального совета, который в свою очередь утвердил мою кандидатуру на должность координатора движения в регионе. Выбор состава Совета и утверждение координатора проходили достаточно нелегко, были долгие дискуссии и споры по кандидатам в члены Совета, по форме проведения конференции, по порядку голосования. Но мы смогли прийти к единому мнению и соблюсти положения нашего устава по всем пунктам. Однако, мы понесли и потери — двое из кандидатов в региональный совет, входившие в прежний состав не набрали достаточное количество голосов и в настоящее время, к сожалению, практически утратили связь с движением.

— Чем местное отделение "Открытой России" занималось в последние месяцы?

— Сразу же после утверждения меня координатором в качестве первоочередной задачи встало расширение численного состава отделения, чем я и занялась и продолжаю заниматься.

После кемеровской трагедии мы организовали рейды по торговым центрам республики. О выявленных там нарушениях были направлены обращения в контрольные органы. Но на этом мы не остановились и активисты движения продолжили инспектировать места массового скопления людей на предмет пожарной безопасности.


Мы по-прежнему плотно занимаемся проблемой точечных застроек в Уфе, участвуем в бесконечных судах с застройщиками, которые с попустительства местных властей безнаказанно нарушают права и законные интересы жителей многоквартирных домов, застраивая дворы и придомовую территорию высотками. Недавно по нашей инициативе в республике было учреждено "Республиканское общественное движение собственников жилых помещений в многоквартирных домах "Дворы НАШИ" — оно будет помогать гражданам оформлять в собственность придомовые территории, что бы на них не смел уже залезть ни один наглый застройщик. Еще раньше при нашей помощи было создано республиканское движение обманутых дольщиков "Лишние люди", объединившее многие инициативные группы граждан, пострадавших от нечистоплотных застройщиков. Сейчас это движение успешно действует и с ним уже считаются во всех органах власти в республике и в муниципалитетах. Мы продолжаем оказывать всем этим группам юридическую помощь.

С конца мая мы начали проводить протестные акции против безудержного роста цен на бензин и намерены их продолжать.

Наконец, в рамках нашего проекта "Открытое право" мы защищаем в судах граждан, которых подвергли неправомерным штрафам, арестам и другим административным наказаниям из-за их участия в публичных мероприятиях, которые незаконно не согласовали власти. В их защиту мы также проводим пикеты и митинги.

— Насколько активно местное отделение "Открытой России" принимало участие в выборах 18 марта? Какая в целом у него была позиция по отношению к выборам и отдельным кандидатам?

— Активисты движения приняли участие в работе участковых избирательных комиссий республики в качестве наблюдателей и членов УИК. Нами были выявлены существенные нарушения на выборах со стороны комиссий; эти нарушения были обжалованы в судах и избирательных комиссиях более высокого уровня.

Определенной же, единой позиции по отношению к кандидатам на должность президента не было — каждый из участников движения должен сам определять такую позицию для себя. Естественно, кандидатура Путина в этом смысле не рассматривалась. У движения была единая позиция в отношении Алексея Навального — мы считали и считаем, что он должен был быть зарегистрирован кандидатом в президенты и принять участие в выборах. Вопрос же участия в объявленном им бойкоте выборов остался на усмотрение каждого.

— Не наблюдалось ли некоторой деморализации у вас непосредственно после выборов? Помню ваш первый, очень короткий пост после 18 марта — "Будущего нет"…

— Было такое ощущение, но оно быстро прошло. Растворилось в работе. Вскоре после выборов в Вильнюсе состоялась конференция "Открытой России"; там мы дали все оценки прошедшим событиям. Выборы 18 марта мы не признали и не признаем легитимными. Но мы по-прежнему придерживаемся позиции, что во всех выборах участвовать нужно, игнорирование их недопустимо. Нужно участвовать через личное голосование, через наблюдение, через непосредственное выдвижение, через работу в избирательных комиссиях.

— То есть, спор с активистами движения Навального о целесообразности бойкота продолжился

— Мы с самого начала отнюдь не собирались противопоставлять свою позицию позиции Навального, тем более что у нас примерно половина активистов поддерживают одновременно и его движение, и даже в целом ряде случаев являются координаторами штабов Навального в регионах.

— Есть ли у движения единая позиция по актуальным политическим вопросам, которые волнуют общественность в Башкортостане — обязательности изучения башкирского языка, вопросам федерализма, экологии?

— Единую позицию по этим вопросам мы не вырабатывали, опять же, повторюсь, это сугубо личное дело каждого из участников движения. Этим мы и отличаемся от многих других политических сообществ, поскольку не пропагандируем никакую идеологию, кроме как идеологию формирования гражданского общества, способного самостоятельно принимать решения и брать ответственность за эти решения на себя. Моя личная позиция по многим этим вопросам известна – я принимала участие в акциях, направленных на защиту башкирского языка, вместе с другими нашими активистами участвовала в "Кольце жизни" вокруг горы-шихана Торатау.

— Насколько активно члены "Открытой России" будут принимать участие в предстоящих выборах в Госсобрание Башкортостана? Многие ли намерены выдвинуться кандидатами? Будут ли активисты движения осуществлять наблюдение в день голосования?

— Мы будем и выдвигаться кандидатами, и осуществлять наблюдение. В мае у нас в Уфе прошла великолепная обучающая школа для будущих кандидатов — нас учили, как проводить агитацию, как привлекать сторонников и необходимые ресурсы, как выстроить свою программу и построить управление всей компанией, как юридически защитить все ее этапы. Школа была рассчитана, прежде всего, на независимых кандидатов, не связанных с властью, и в ней приняли участие не только наши активисты, но и волонтеры штаба Навального, различных гражданских организаций и партий, например, Либертарианской и "Партии ветеранов". Насколько я наблюдала раньше за различными избирательными кампаниями в республике, никто из кандидатов так системно и грамотно не работал.

Школа для будущих кандидатов

После этой школы у меня появилось четкое ощущение, что я смогу выиграть выборы — даже несмотря на то, что мандаты в будущем парламенте уже наверняка распределены властью между своими креатурами и на выборах, скорее всего, вновь будут фальсификации и другие нарушения избирательного законодательства. Сама я определенно собираюсь баллотироваться в нынешнем году в Госсобрание по Центральному избирательному округу № 10 в Уфе, о чем не так давно объявила публично. Еще три-четыре прошедших школу слушателя также будет баллотироваться в республиканский парламент, — как и я, путем самовыдвижения, — и около десятка собираются избираться на следующих выборах в Уфимский городской Совет.

— Последний вопрос — радикальная оппозиция нередко упрекает "Открытую Россию" в "черепашьей" стратегии борьбы с режимом, которая никогда не приведет к успеху… Чем, по-вашему, можно парировать такое утверждение?

— Мы свою стратегию считаем наиболее верной. На прошедшей недавно конференции движения в Вильнюсе мы решили сосредоточиться на тех главных направлениях деятельности — на поддержке независимых СМИ, на правозащите и поддержке групп граждан, борющихся за свои права, и на образовательных проектах, в том числе и политических.

Режиму, который установился у нас в стране, все равно, рано или поздно придет конец. Он не может быть вечным. И если мы окажемся в этот момент без подготовленных политиков, общественных деятелей, то мы опять вернемся к тому же самому, — власть захватят те же самые люди, только в другой конфигурации, в другой обертке.

Как долго придется ждать падения этого режима, не знает никто. На одном из недавних семинаров, в Варшаве мы беседовали с поляками, которые в свое время были активными деятелями движения "Солидарность". Они говорили нам — мы тоже не верили, что когда-то сможем победить. Казалось невозможным, что коммунистический строй в Польше когда-то падет, но это время наступило. Поэтому не отчаивайтесь, не падайте духом — вы делаете большое дело для России, и однажды оно увенчается победой.

Читайте также: Экс-координатор "Открытой России" в Чувашии опровергает информацию о том, что он бежал из России

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​