Атака клонов: версии Генплана Казани множатся, как грибы после дождя

Четвертый день в Казани идут публичные обсуждения концепции нового генплана. Народу собирается всё больше, страсти раскаляются всё жарче, а проект — если верить авторам — каждый день претерпевает изменения. Во всяком случае, разобраться в том, какой из многочисленных представленных публике вариантов генплана актуален (и актуален ли вообще какой-то), становится всё сложнее.

Накануне проект генплана Казани обсуждали в здании администрации Советского района Казани. Публике его представляли целиком. Так же, как и на всех остальных слушаниях. Но обсуждение свелось преимущественно к проблемам Советского района. Здесь, на востоке Казани, сосредоточены многочисленные поселки (или, если выражаться казенным языком, жилые массивы), которые документ ставит под удар: поверх одних домов нарисованы будущие магистрали, другие попали в "защитные зоны" производств и технических объектов.

Модератор слушаний — советник мэра Казани и экс-руководитель управления архитектуры и градостроительства (УАИГ) Владимир Фомин — сообщил: зарегистрировались более 500 человек, заявки на выступление подали более 100. Это больше, чем на первых слушаниях в Авиастроительном районе Казани. Еще больше ожидается на слушаниях 4 июня в УАиГ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Транспорт невезения: Казанский метрополитен зря строили

— Доброе утро, Новая Сосновка, Салмачи, Вознесенское, Вишневка, — приветствовал собравшихся первый замдиректора Института генплана Москвы Олег Григорьев (эта организация разрабатывает новый генплан Казани).

Григорьев здоровался потому, что представители инициативных групп поселков посещают каждые слушания. И каждый раз задают вопросы. И выступают. И даже одеваются так, чтобы продемонстрировать принадлежность к своей "команде". Например, жители Вознесенского сегодня надели зеленые футболки, а Новой Сосновки — повязали красные шарфики.

Далее Григорьев рассказал анекдот про Ходжу Насретдина и Коран. Под Священной книгой подразумевалось детище института, с которым, как предположил оратор, слушатели знакомы так же хорошо, как собеседники Ходжи с Кораном. Увы, создать столь же благостную атмосферу, как на проповеди Ходжи, не получилось. После Григорьева на трибуну поднялся содокладчик, казанский архитектор Герман Бакулин. На первых слушаниях содокладчика не было. К счастью для устроителей слушаний.

Бакулин принялся пространно, но весьма абстрактно рассказывать, насколько хорош новый генплан. Пришедшие с конкретными проблемами люди минут через 10 потеряли терпение, и архитектора "захлопали".

— Начало обещает быть бурным, — констатировал Фомин и не ошибся.

"НАРОД ПОСЛУШАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!"

Первый раз (не считая поражения Бакулина) страсти закипели, когда к микрофону вышла Карина Арутюнян с казанской "Кубы", где в овраге, окруженном пятиэтажками и в действующем генплане обозначенном как рекреационная зона, развернулось строительство жилого комплекса Green City.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Девелопер проигнорировал запрет: Казанскую "Кубу" застраивают несмотря на решение суда

В проекте нового генплана назначение зоны сохранилось. Но, как признались авторы документа на первых слушаниях, они допустили техническую ошибку: вместо рекреации здесь будет зона многоэтажной застройки.

Зеленый уголок у жителей отняли, втиснув туда ЖК из 4 многоэтажек

Арутюнян напомнила Григорьеву, как он неоднократно уже декларировал необходимость обеспечения уже сложившихся зон жилой застройки всей сопутствующей инфраструктуры. Прежде всего — детских садов, школ, дорог и рекреаций. Куба же застроена настолько плотно, что строить школы и детские сады там негде. А небольшой зеленый уголок у жителей отняли, втиснув туда жилой комплекс из 4 многоэтажных домов.

— Там будет транспортный коллапс. Школа будет перегружена. Детсады тоже. Каким образом зеленую зону отдали под строительство жилых домов? Вы видели, как там строят дома? Сваи проваливаются, потому что под землей вода! — возмутилась Арутюнян.

Девушка попросила уточнить, действительно ли речь идет о технической ошибке. Или всё-таки изначально авторы генплана предполагали сохранить зеленую зону, а потом кто-то из депутатов Госсовета Татарстана попросил пересмотреть решение (Green City строит компания "РС Инвестмент", принадлежащая депутату Госсовета Татарстана и главе холдинга Татнефтепродукт Рустаму Сабирову и его сыновьям).

Зал приветствовал вопрос Арутюнян аплодисментами.

— Помогите мне, пожалуйста, напомните. Когда было решение Казгордумы о переводе этой зоны в зону Ж4 (зона многоэтажной застройки — Idel.Реалии)? — попросил Фомин.

— Вы мне этот вопрос задаете? — удивилась девушка.

В зале стали смеяться.

— Ничего смешного, — заметил Фомин.

Если утвердят новый генплан, товарищ Сабиров будет ликовать

— Строительство идет до сих пор. Почему это происходит? Я понимаю, если утвердят новый генплан, товарищ Сабиров будет ликовать. Вы этого хотите? Я понимаю, вы дружите. Но народ послушайте, пожалуйста! — продолжала Карина Арутюнян.

Снова аплодисменты.

Как решить вопрос с возросшей нагрузкой на инфраструктуру, настаивала Арутюнян.

— Постараюсь быть в отличие от вас предельно корректным, — начал Фомин (кто-то свистнул).

— Я себя сдерживаю, — уточнила девушка и напомнила авторам генплана их рассказ о том, как, работая над проектом, пеклись о комфорте горожан.

— У нас в домах щели. У нас дома, хрущевки, разваливаются. Нам некомфортно!

Фомин напомнил, что Казгордума приняла решение о переводе оврага из рекреационной в зону жилой застройки (вспомнить, когда это произошло, он, правда, там и не смог). А генплан, мол, закрепляет решение народных избранников.

Это экологи и инженеры допустили строительство многоэтажных домов на этой территории, или решение принимали исключительно депутаты, и как быть с нагрузкой на инфраструктуру, допытывалась Арутюнян.

— Я не слышу ответа на свой вопрос, — настаивала девушка.

В президиуме молчали.

— Готовьтесь лучше! — посоветовали из зала.

— Ответ я знаю прекрасно. Я не собираюсь вступать в полемику. По регламенту. Ждем 28 человек в очереди, — сообщил Фомин.

Карина Арутюнян при одобрении зала повторила вопрос.

В президиуме молчали.

— Может, вы снесете хрущевки? — предложил кто-то в зале.

— А нас — в Осиново! — поддержали другие предложение.

Молчание президиума, всё больше заполняемое гулом зала, затягивалось.

— На такое обилие вопросов… Хватит перекрикивать! У меня микрофон, я могу громче кричать, но я этого не делаю! — наконец, вступил в диалог помощник мэра.

— А вы не отвечаете, — указали ему из зала.

— Чтобы мне, отвечая, не ошибиться, на ваши вопросы ответ будет письменно представлен, — пообещал Фомин (к этой тактике он прибегнет еще не раз).

"БУДЕТ ПАДАТЬ НЕУПРАВЛЯЕМАЯ СУБСТАНЦИЯ"

Представители Новой Сосновки снова напомнили о зоне 430, в которую, согласно новому генплану, попадает часть их жилого массива (около 200 домов). Это территория отведена под зону аварийной посадки самолетов, собираемых на Казанском авиазаводе (с 2020 года КАЗ намерен начать серийный выпуск стратегических бомбардировщиков Ту-160).

— Зона эта предназначена, чтобы направить неисправный самолет при катапультировании пилота. Будет падать неуправляемая субстанция, — констатировала представительница Новой Сосновки.

Более того, дружно указывали выступающие, под удар попадает не только их жилой массив: восточная часть Казани активно застраивается, и это строительство предусмотрено проектом генплана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Новая Сосновка: сотни казанцев в заложниках генплана

Что сделал муниципалитет для выноса этой площадки за черту Казани?

— Не так давно Казань была потрясена трагедиями. "Булгария", "Адмирал". Рядом с Новой Сосновкой расположена зона экстренной посадки самолетов. То есть это площадка падения самолетов. В генплане она закреплена. В связи с активной застройкой Восточной дуги площадка падения самолетов оказывается в зоне плотной застройки. Гарантии, что неисправный самолетов не упадет на школу, детский сад, нет никаких. Площадка падения самолетов внутри Казани мина замедленного действия, — констатировал представитель инициативной группы Андрей Синдеев. — Площадка оказалась в городе в 2008 году. Что сделал муниципалитет для выноса этой площадки за черту Казани?

— Выход только один: выносить завод за пределы города, как это было когда-то, когда он был за пределами города, — предложил Григорьев, посетовав, что завод в центре города это — "заноза". Но, предусмотрительно уточнил он, вопрос выноса предприятия за черту города (в Новой Сосновке настаивают только на выносе аварийной зоны), находится в компетенции российских властей.

Правда, как выяснилось позже, Фомин и Григорьев несколько "плавают" в том, какая именно могущественная инстанция решает вопрос о границах аварийной посадки (а данные на картах города и самого завода пока основательно расходятся). И не могут ни вспомнить номер документа, в котором речь идет об указанной в генплане зоне, ни рассказать, как его найти.

В какой-то момент оппонентке помощника мэра и вовсе отключили микрофон

Назвать номер документа и сообщить, как его найти, настоятельно просила одна из представительниц Новой Сосновки. Она же указала Фомину на его досадную ошибку: сначала он сообщил, что вопросы, связанные с авиазаводом, находятся в ведении Росавиации, а потом оказалось, что Минпромторга. Фомин прибег к уже испытанному приему: пообещал ответить письменно. В какой-то момент оппонентке помощника мэра и вовсе отключили микрофон. Потом всё-таки включили. Но конструктивно завершить дискуссию не удалось.

— Я не могу ответить на сложный вопрос. Ваше время истекло, — отрезал Фомин.

ПРОЕКТ ГЕНПЛАНА ЗАПУТАЛСЯ В ВЕРСИЯХ

В следующий раз микрофон отключили представительнице инициативной группы жителей Октябрьского городка (военный городок на территории бывшего артиллерийского училища, построенный еще в начале ХХ века).

Женщина сетовала, что практически вплотную к домам строится торговый центр. Фомин упирал на то, что это не входит в перечень вопросов, связанных с генпланом.

Но отключенный микрофон не смутил ни выступающую, ни ее многочисленную группу поддержки.

— Вы лишили жителей подъезда к дому. Ни пожарные, ни скорая проехать не могут. Забор от ветра падает, — возмущались в зале.

— Самое печальное, все что вы говорите, в протокол не записывается, потому что микрофон отключен, — ядовито сообщил Фомин.

— Мне все равно, — ответила женщина.

— Позор! Зачем вы нас приглашаете, если слушать не хотите! — взорвался криками зал.

К микрофону выстраивались целыми улицами

Огромное количество вопросов задали жители Салмачей, Вознесенского и Больших Клыков, чьи дома и участки, если верить генплану, оказались в коридорах будущих дорог. К микрофону выстраивались целыми улицами.

В президиуме упирали на следующее обстоятельство: фактически может сложиться так, что дорога пройдет не по участку или дому, а рядом с ними (а может и не сложиться). Тех, кто собрался в зале, это успокаивало мало.

Больше всего людей интересовало: почему нельзя проложить дороги по пустующим рядом полям? Увы, внятного ответа услышать так и не удалось.

Какой документ будет вынесен на сессию Госсовета, остается только гадать

На сегодняшних слушаниях выяснилось еще одно примечательное обстоятельство: оказалось, что ознакомиться с актуальной версией проекта генплана практически невозможно. Изменения, как уверяли разработчики, вносятся каждый день. И какой в итоге документ будет вынесен на одну из осенних сессий Госсовета Татарстана (сделать это предполагается в сентябре-октябре), остается только гадать.

Зато можно предположить, что подавляющая масса народных избранников окажется более покладистой аудиторией, чем нынешние участники публичных обсуждений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.