"Демократический конгресс народов России". Объединить необъятное

Рисунок Алии Садыковой

В ходе круглого стола, где представители народов России выразили свое отношение к законодательной инициативе депутатов Госдумы, по которой уроки родного языка в российских школах перестанут быть обязательными, было объявлено, что в стране создадут "Демократический конгресс народов РФ". Его цель —​ защита родных языков. Участниками проекта станут представители российских республик. Насколько жизнеспособной станет структура, и есть ли у ее участников альтернативы? "Idel.Реалии" опросили экспертов, ученых и общественников.

В общей сложности в России по переписи 2010 года проживает свыше 10 млн тюрок, являющихся коренным населением этой страны. Это несколько десятков народов, в основном говорящих на кипчакской версии тюркских языков. В плане численности их костяк составляют татары (свыше 5,3 млн чел.), башкиры (около 1,6 млн чел.), чуваши (свыше 1,4 млн. чел.), кумыки (свыше 0,5 млн чел.), якуты (0,48 млн чел.), карачаево-балкарцы (0,33 млн чел.), тувинцы (0,26 млн чел.), ногайцы (0,1 млн чел.) и другие. При этом тюрки представлены почти во всех республиках России, и не только в них.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Битва за язык: круглый стол или уличные протесты

В постсоветской России это редкий случай успешной координации национальных активистов

Следует также отметить, что татары, башкиры и чуваши демонстрируют убыль, тогда как кумыки, карачаево-балкарцы и ногайцы постоянно растут в численности. Рост последних компенсирует потери первых, поэтому, скорее всего, общее число коренных российских тюрок не будет меняться. Вместе с тем, вероятно, общее число тюрок России, если учитывать мигрантское население, будет расти. В любом случае очевидно одно — тюрки являются значительной частью населения России, они наиболее систематично выступают за языковые права и реальный федерализм. За последний год татары и башкиры сделали много для того, чтобы движение за языковые права сформировалось на общенациональном уровне. Именно они задавали тон, который впоследствии подхватили другие тюрки и не только представители тюркских народов. В этом смысле сам факт проведения совместного мероприятия общественниками из числа народов России в Москве имеет важное значение. В постсоветской России это редкий случай успешной координации национальных активистов.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Круглый стол координировали татарские активисты. В ходе мероприятия ни раз прозвучало, что тюркские общественники должны стать в авангарде движения за языковые права. Причем говорили это представители не тюркских народов. Между тем в таких объединениях всегда бывают сложности. Во-первых, постоянно координировать масштабное движение сложно. Это требует больших усилий, средств и знаний у координаторов довольно локальных особенностей. Во-вторых, внутри этого объединения есть составляющие с довольно сложными, если не сказать натянутыми отношениями, поэтому проследить реальную мотивацию тех или иных общественников, когда они делают какие-либо предложения, понять сложно. И это без учета возможного давления со стороны государственных структур, которые имеют привычку внедрять "своих" общественников для "забалтывания" вопроса или иных попыток изменения повестки дня. А если последнее не удаётся, то подключается репрессивный аппарат.

РАЗНЫЕ УГЛЫ ЗРЕНИЯ

Американский эксперт Пол Гобл считает, что тюркам следует сотрудничать, особенно в рамках конкретных регионов.

Пол Гобл

— Я довольно скептически отношусь к тому, что они смогут взаимодействовать в более широком формате, выходя на межрегиональный уровень. Преградой этому являются разные повестки дня у тюркских народов разных регионов, например, Поволжья и Северного Кавказа. Но Кремль будет гораздо больше озабочен любым их сотрудничеством, пытаясь понять, является ли это хорошей тактикой или конечной стратегией, — считает он.

Госнацполитика обнажена. Маски сброшены.

При этом очевидность того, что что-то нужно менять и делать иначе, есть у многих. Это ярко продемонстрировано в ходе круглого стола. Госнацполитика, как считают эксперты и общественники, обнажена. Маски сброшены, отмечают они.

Бывший политзаключенный, один из соучредителей движения "Свободный Идель-Урал" Рафис Кашапов рассказал "Idel.Реалии", что в России взят курс на русификацию народов.

— В 2014 году я окончательно убедился, что в России татар и другие нерусские народы ждет ассимиляция и русификация, то есть исчезновение, вымирание и гибель. Только одни татары в России не смогут противостоять русификации и ассимиляции. Делая анализ сложившейся ситуации, я тогда решил отправиться в Анкару зная, что Турция, благодаря своему потенциалу, вне всяких сомнений будет играть ключевую роль для нас, татар, и тюрок России. После прибытия в нескольких городах я встретился с соотечественниками, казанскими татарами, а также представителями тюркских народов: уйгурами, казахами, узбеками, азербайджанцами, крымскими татарами, туркменами, кумыками и ногайцами. В Турции распространил через интернет письма под названием: "Мы живем на Родине всего тюркского народа и нам нужна Ваша помощь!", "Тюркские народы, в единстве наша сила!", "Защитим Украину и весь тюркский мир!", "Тюркам нужен центр оперативного реагирования!", — признается он.

По большому счету Кашапов пошел по пути политической активности, к чему, кстати, в ходе круглого стола активно призывал Максим Шевченко. Однако для Кашапова это кончилось плачевно.

— Я еще помню тогда получил многочисленные предложения и советы от представителей тюркских народов. Некоторые из предложений: целесообразность проведения круглых столов, собраний, встреч, курултай-съездов, а также митингов, сборов подписей. Но после возвращения в Татарстан за эти несколько писем в поддержку тюркских народов, украинцев и крымских татар, был посажен тюрьму, — говорит Кашапов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Максим Шевченко назвал законопроект о добровольности изучения родных языков фашистским

По мнению общественника, движение за языковые права могло бы перерасти в общественное движение тюркских народов не только России, но и во всем мире. При этом Кашапов отмечает, что тюркам России не стоит замыкаться в себе, а следует взаимодействовать с другими силами и не только в рамках страны.

В 2014 году я окончательно убедился, что в России татар и другие нерусские народы ждет ассимиляция и русификация

— К началу XXI века зафиксировано 44 тюркских этноса. Нас, тюркоязычных народов, около 200 миллионов человек и численность финно-угорских народов в мире около 25 миллионов человек, а языковая проблема для нас всех жизненно важная тема, значить мы должны объединиться, — считает он.

Исходя из этого, он предлагает создать широкую международную коалицию представителей тюркских и финно-угорских народов, с участием правозащитников, политиков, общественников, юристов, бизнесменов, журналистов, где они смогут активно принимать участие в формировании общественного движения за защиту языков коренных народов России.

— Данное движение должно занять своё достойное место и получить поддержку у глав правительств тюркских и финно-угорских республик и государств, — считает Кашапов.

В свою очередь президент Института Восточного партнерства (Израиль) раввин Авраам Шмулевич заявляет, что никаких предпосылок для объединения тюркских народов России нет.

— Тюрки должны сами понять, являются ли они единым сообществом. Само по себе объединение народов на основе лишь языка искусственно, — утверждает он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему родной язык добровольный, а русская литература обязательная

Народы с идентичным языком иногда находятся по разные стороны фронта. Как, например, сербы и хорваты или русские и украинцы. Сами тюрки должны дать себе ответ на вопрос, нужно ли им это объединение. Если нужно, необходимо проанализировать, почему этого до сих пор не получалось, — говорит он.

Народы с идентичным языком иногда находятся по разные стороны фронта. Как, например, сербы и хорваты или русские и украинцы.

Тюркское единство в России, по его мнению, находится на очень низком уровне. Как отмечает эксперт, для этого тюрками не предпринимается никаких шагов.

Шмулевич считает правильным создавать широкую коалицию в рамках России, не ограничиваться тюрками.

— Я думаю, всем народам Российской Федерации нужно сейчас двигаться в сторону образования единого общественного движения, потому что Кремль определенно взял курс на насильственную ассимиляцию, русификацию всех национальных меньшинств. Плюс в условиях экономического кризиса Москва будет забирать деньги у республик, ужесточит налоговую политику, чтобы как можно больше денег шло в Москву. Проблемы национальных меньшинств общие, поэтому было бы логично создать общее общественное движение, — констатирует эксперт.

Профессор Ташкентского государственного технического университета, участвующий в различных проектах по тюркским языкам, Бахтиёр Каримов акцентирует внимание на том, что необходимо создать Ассоциацию тюркских народов России с сохранением внутренней автономной организации жизни каждой отдельной тюркской группы. При этом, по его мнению, это совсем не мешает самоорганизации всех народов России.

А вот в общественной башкирской организации "Башкорт" думают иначе.

— Мы считаем, что в сегодняшней России движение национальных республик должно быть единым вне зависимости от того, тюркские они, финно-угорские или еще какие. Права попираются у всех одинаково, жалко, что не все одинаково реагируют на это. Пока в авангарде несколько протестов всего несколько республик, а должны быть все вместе. К тому же, если обосабливаться по тюркскому признаку, то этим непременно воспользуются в Москве и тут же вобьют клин между национальными республиками, а это не нужно никому. Круглый стол в Москве прекрасно показал, что проблема у всех одна и решать нам ее надо совместно. Сегодня пора подключать все республики, иначе завтра может быть поздно, — отметили в общественной структуре.

Журналист из Дагестана Багаудин Узунаев считает, что фокусирование на постоянной основе на тюркских общинах страны и ситуативное сотрудничество с представителями других народов может быть более рациональным.

— Я полагаю, что это имеет смысл. Укрупнение общественных движений только усилит их влияние. Главное, не допустить к рычагам лиц, которые под прикрытием тюркских интересов, хотят решать свои личные, шкурные интересы. И вообще, как мне кажется, тюркский мир, если он реализуется как проект, на сегодняшний момент наиболее перспективную силу в плане развития ценностей, которые могли бы послужить всем. У нас есть, по крайней мере, нерастраченная энергия заблуждения, что мы способны на это. А из энергии рождается всё остальное. Так что я — за! — резюмирует журналист.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.