Мёртвая зона: Казань ударит автодорогой по посёлкам

Сегодня несколько сотен человек из поселков на северо-востоке Казани собрались в парке имени Карима Тинчурина, чтобы заявить о том, что не согласны лишиться своих домов ради мифической пока трассы и не менее мифической зоны 430, обозначенных в проекте нового генплана столицы Татарстана.

О том, что несколько сотен домов в поселках на северо-востоке, в Советском районе Казани (Новая Сосновка, Карьер, Константиновка, Царицыно, Троицкий) пойдут под снос, а еще несколько сотен окажутся в "мертвой" зоне 430, люди узнали случайно. Об этом вскользь упомянули сотрудники управления архитектуры и градостроительства в разговоре с одним из владельцев домов в Новой Сосновке, когда он пытался зарегистрировать свой дом.

… Две женщины держат плакат "Мнение людей, каким быть их городу или поселку, должно быть решающим. В.В.Путин ". Одна принесла с собой табуреточку. И кипу документов. С документами, подтверждающими права собственности на землю и дома, здесь почти все. Одна из женщин даже держит эти бумаги перед собой — вместо плаката.

ПОЛНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ С МИТИНГА СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Плакатов, апеллирующих к Путину, также довольно много. Но ни о каком диалоге с властью речь не идет: за месяц (он истекает завтра) с момента рассылки встревоженных писем в десятки всевозможных инстанций ответили только три ведомства. И, сетовали участники митинга, ответили отписками.

Две женщины с плакатом, на котором цитата Путина, Ильсия Нурмиева и Любовь Рысакова, — из поселка Карьер. Они рассказывают, что о грядущих преобразованиях народ из Карьера узнал от соседей из Новой Сосновки. Аналогично — посредством сарафанного радио — весть разнеслась по другим поселкам.

Пока единственная внятная реакция со стороны властей — это заявление главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой о том, что возмущаются владельцы самостроя, растиражированное казанскими СМИ. Это заявление повергло людей в шок и вызвало гнев. Поэтому они принесли документы. Правда, показать их оказалось некому, кроме прессы: представителей власти (кроме охранявшей периметр полиции) на мероприятии не было.

Татьяна Прокофьева — о ситуации в поселках в Советском районе Казани:
— Здесь есть юридическая двойственность. В собственность очень многие здания были проведены не решением города, а федеральных структур в соответствии с дачной амнистией. На самом деле разрешения на строительство домов в коридорах будущих дорог не выдавались никогда.

Семья Ильсии Нурмиевой живет в поселке Карьер с 1957 года. В папке, которую она принесла с собой, пожелтевшие от времени документы: свидетельства и разрешения, выданные еще ее отцу и датированные 50-ми, 60-ми и — до настоящего времени.

— Наши дома построили в 1957 году. Нас переселили из поселка Торфяного потому, что Казанка разлилась и затопила. Все документы есть. Сейчас наши дома объявили самостроем, и мы идем под снос.

Посередине поселка, рассказывают женщины, должна пройти четырехполосная дорога, соединяющая район Авторынка с трассой М7. Рядом промзона, Вьетнамский рынок, автосалон "КАН-Авто". Но под ковши эскаваторов решили пустить именно частный сектор.

— У нас строились рабочие: Компрессорный, ЭВМ. Кровью и потом. Богатого населения нет, — рассказывает Нурмиева. — У меня мама еще жива, слава Богу. Она с инфарктом лежит. Не надеется, что доживет здесь. Почему у нас отбирают собственность? Зачем мы её приватизировали?

В Карьере под снос пойдет около 50 домов. Не меньше окажется впритык к дороге.

— По головам идут. Четвертое поколение растет. Почему "КАН-авто" оставляют, а нас — нет? — подключаются соседки. — У нас у всех такие документы есть, хотите тоже покажем? Мы налоги платим!

— Мы не против дороги. Но можно же её проложить не по людям, — вступает в разговор Нияз Аюпов. Он обосновался в Новой Сосновке 7 лет назад. Вместе с маленькими детьми и пожилыми родителями. Чтобы мечта жить на своей земле сбылась, продали жилье в городе.

— Если дом отберут, куда мы? — растерянно замечает он. — У нас больше ничего нет.

У Руслана Рахимова из Новой Сосновки — похожая история: в 2011 году его семья продала квартиру в городе. Взяла ипотеку и купила дом. Все документы на руках.

— Если переселят, разве я еще раз смогу построиться? А снова вырастить сад? — размышляет еще одна владелица дома в Новой Сосновке, Зульфия Газизова (это женщина, которая держит документы перед собой).

В Новой Сосновке (поселок, в отличие от Карьера, очень молодой) под снос должно пойти не меньшее количество домов — около 50. Еще около 300, если не больше, окажутся в зоне 430 (в этой зоне запрещено любое строительство, кроме коммуникаций).

Андрей Синдеев, представитель инициативной группы Новой Сосновки, недоумевает: главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева заявила, что работа над генпланом началась в 2014 году. И в этом же году мэр Казани Ильсур Метшин утвердил границы поселка Новая Сосновка, дав ему жизнь.

— Концепция нового генплана — полная противоположность действующему. Старый подразумевает развитие нашего поселка. Новый генплан разрушает.

Синдеев указывает на следующее обстоятельство: генплан разрабатывал НИИ генплана Москвы.

— Им всё равно. Они здесь не живут. Поэтому москвичи взяли маркер, обошли все автосалоны, коммерческие строения и прорубили коридор через посёлки.

— У нас позиция добросовестных, нормальных людей, которых не надо оставить в беде, — убежденно заявляет еще один оратор. — Любое строение… любой может оказаться в подобной ситуации.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.