"Когда вы предоставляете точки инвестору, вы чуть-чуть думаете головой?"

Накануне, 11 апреля, в Казани прошло первое заседание рабочей группы по строительству мусоросжигательного завода на границе с Зеленодольским районом Татарстана. Активисты, общественные деятели высказали свои претензии первому замруководителя исполкома Казани Искандеру Гиниятуллину. Эта встреча, в отличие от прошлой, с Метшиным, собрала меньше людей (40 против 200), но эмоции бурлили и здесь. "Idel.Реалии" публикуют самое главное из прозвучавшего на заседании — конкретные вопросы и ответы на них.

​Ровно в 18:00 Искандер Гиниятуллин рассказал, каким будет план первого собрания: активисты по очереди задают вопросы, представители министерств и ведомств на них отвечают, записывают перечень открытых вопросов к застройщику, совместно с собравшимися продумывают варианты их решения и предложения для реализации. Хотели лучше — получилось как всегда.

Первый вопрос был посвящен образованию. Активистка и жительница "Салават күпере" Ильсияр поинтересовалась, будут ли готовиться специальные кадры для работы на мусоросжигательном заводе. Ответ в духе "деятельность простых рабочих не требует великих знаний", естественно, никого не устроил.

— В течение четырех лет пока будет строится завод, мы запустим определенные курсы профобразования для будущих сотрудников. Это будет на базе техникумов, — заверил Искандер Гиниятуллин.

Позже его дополнил экс-президент Академии наук РТ Ахмет Мазгаров. По его словам, в высших учебных заведениях уже выпускают профессионалов, которые смогут занимать определенные посты и контролировать работу. Речь шла о химиках и экологах.

— Если понадобится, мы отправим специалистов всех уровней на стажировки на такие же заводы в Европе, — сказал Ахмет Мазгаров.

Далее собравшиеся спросили, кто конкретно будет отвечать за работу завода и контролировать ее. Также — на кого именно возложат ответственность в случае ЧС.

— Если мы с вами, не будучи специалистами в химии, экологии, сжигании топлива, знаем, какие вредные вещества завод будет вырабатывать, то надзорные органы точно каким-то образом разберутся. Я не думаю, что это станет большой проблемой, — прокомментировал работу контролирующих органов Искандер Гиниятуллин.

Ахмет Мазгатов дополнил его слова: "В пределах своих полномочий будут отвечать директор завода, главный инженер, главный технолог, главный энергетик и все, кто там есть, вплоть до слесаря".

Следующим стал вопрос о задержании активистов движения "Против строительства мусоросжигательного завода и за раздельный сбор мусора". Напомним, правоохранители задержали Гульназ Смирнову, Гузель Халилову и Ирину Никифорову по обвинению в нарушении ч.5 ст.20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка мероприятия).

Причиной стали два события: сход жителей "Салават күпере" и несогласованный митинг активистов, на которых эти девушки, по мнению правоохранителей, нарушили закон. Гульназ Смирнову и Ирину Никифорову суд уже признал виновными и обязал выплатить штраф в 10 тысяч рублей. Дело Гузель Халиловой пока на рассмотрении. Что примечательно, задержания произошли на следующий день после открытой встречи с мэром Казани Ильсуром Метшиным. Активисты спросили у Гиниятуллина, почему власть устраивает "публичные порки" якобы неугодных граждан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы же не люди третьего сорта. Мы за жизнь и чистый воздух" — как прошла встреча казанцев с Ильсуром Метшиным"

— Я знаю точно, что Ильсур Раисович никакого отношения к этому не имеет. Более того, я знаю, что он определенным образом отреагировал на эту ситуацию и высказал свое мнение непосредственным участника процесса, — заявил Искандер Гиниятуллин.

— Лично мне он своего отношения не высказывал. Более того, никто из нас не слышал его мнения, — ответила ему Гузель Халилова.

— Если он не высказывал вам, то я от его имени могу принести извинения и уверения в том, что эта ситуация никоим образом не была связана с проведенной встречей в "Салават күпере". Это было инициативой правоохранительных органов, которые выявили определенные нарушения в процедуре организации проведения общественных мероприятий и на основании этих решений провели эти действия. Говорю еще раз, я точно знаю, поверьте мне, что Ильсур Раисович Метшин к этому никакого отношения не имел. Это было в равной мере для него таким же шоком и потрясением, как и для всех нас, — сказал Искандер Гиниятуллин.

Он также поклялся, что после этой встречи рабочей группы никого не задержат. Замглавы исполкома Казани уточнил, что он не гарантирует, а клянется.

После этого экоактивист и член общественного движения Антон поинтересовался, как правильно в конечном итоге называется рабочая группа, какие цели она преследует и как будет работать. Искандер Гиниятуллин заверил, что главная цель рабочей группы — провести объективную и независимую оценку воздействия предприятия на окружающую среду. Помимо этого предстоит обсудить все возможные варианты по сбору и утилизации отходов. Вопрос о названии остался без ответа.

После этого активисты вновь на высоких тонах подняли тему запрета на строительство завода и внедрения мусоропереработки. Мы пообещали рассказать о встрече без подробностей о лирике, истериках и скандалах. Здесь недовольства, собственно, проявлялись так же, как и на встрече с Метшиным: "Мы не хотим мусоросжигания", "Мы за переработку", "Казань не готова резко перейти на раздельный сбор отходов", "Нужно больше времени", "Мы не верим вам, но верим в коррупцию", "Мусоросжигательный завод нас убьет".

— Вопрос стоит в том, почему завод строится именно в "Салават купере". Вы заявили очень большой объем отходов — 1 600 тонн в день. Но на той площадке уже стоит один "Оргсинтез". Я понимаю, переносить невыгодно по логистике, но я предлагаю все крупные заводы обложить дополнительным налогом. Пускай они занимаются транспортировкой подальше от города. Здесь и так дышать нечем, — заявил житель Казани Артем.

Далее он привел несколько успешных примеров мусоропереработки как для населения, так и для среднего бизнеса. Всё его выступление длилось около 15 минут. В результате, представители власти поблагодарили молодого человека за так называемый ликбез, но не ответили на вопросы, озвученные в самом начале.

Сквозь выкрики других свой вопрос озвучила и активистка общественного движения, юрист Альбина Гайфуллина. Она уточнила, какой характер будут носить решения рабочей группы и смогут ли общественники по факту запретить строительство мусоросжигательного завода.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Реальные люди 2.0: Альбина Гайфуллина — о протесте по строительству мусоросжигательного завода, активистах и задержаниях"

Your browser doesn’t support HTML5

"Реальные люди 2.0": Альбина Гайфуллина о строительстве МСЗ в Казани

— Рабочая группа на сегодня — это некая общественная организация, которая юридического статуса не имеет. Поэтому, согласно действующему законодательству, все наши выводы и пожелания будут носить рекомендательный характер. Но учитывая, что здесь представлены общественные деятели республики Татарстан, города Казань, депутаты, научные деятели, представители министерств и ведомств, я уверен, что наши рекомендации будут взвешенными и руководство завода к ним прислушается. Рабочей группой может быть принято запретительное решение. Вопрос его реализации уже относится к компетенции правительства республики Татарстан, — ответил Гиниятуллин.

Замглавы исполкома пояснил, что до начала строительства инвестору и застройщику нужно получить целый перечень разрешительных документов и провести десяток экспертиз. Прежде всего, учитывая, что компания уже приобрела участок, его необходимо перевести из земель сельхозназначения в промышленные. Но перед этим предусмотрены заключения об оценке воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза, публичные слушания. Рабочая группа здесь — один из элементов публичного обсуждения и выработки мнения, к которому должен прислушаться тот или иной разрешительный орган.

Практически на протяжении всей встречи собравшиеся обсуждали этот вопрос. Позицию Гиниятуллина иными словами повторили начальник управления государственной экологической экспертизы и нормирования воздействия на окружающую среду Раиса Шагидуллина и представитель Росприроднадзора РТ Елена Попова.

Сквозь общий гул активистка Гузель Халилова смогла поинтересоваться, какую сумму правительство Татарстана планирует потратить на внедрение раздельного накопления отходов и какой бюджет понесет эти расходы. Отметим, что местные власти планируют приучить всех жителей республики к раздельному накоплению мусора в течении тех четырех лет, пока завод будет строиться. Активисты скептически относятся к этой идее, руководствуясь опытом европейских стран. Там к накоплению отходов общество шло десятилетиями и через высокие штрафы.

— Сейчас мы прописали территориальную схему по раздельному накоплению отходов. Почему накопления. Когда мы берем мусорное ведро и несем в контейнер, мы осуществляем накопление отходов. Когда приезжает оператор и опрокидывает контейнер в мусоровоз и увезет — это сбор и транспортировка, — уточнил Гиниятуллин. — У нас не сделаны расчеты конкретно на систему раздельного накопления и сбора. У нас есть общие расчеты, сколько примерно площадок и контейнеров потребуется дополнительно. Мы не сделали эти расчеты потому, что частично полномочия еще на управляющих компаниях.

Дело в том, что по федеральному закону №503 с 2019 года организация сбора и транспортировки отходов возлагается на плечи муниципалитета. До этого вопросом занимались управляющие компании. По словам Искандера Гиниятуллина, именно по этой причине пока невозможно точно определить сумму расходов. Присутствующие поинтересовались, могут ли расходы на организацию специализированных урн в парках и во дворах отразиться на налогах. По словам начальника отдела охраны окружающей среды министерства ЖКХ Рустема Богданова, скорее всего именно так и произойдет.

Инвестор на свой страх и риск приобрел земельный участок. У него еще нет уверенности, что он пройдет государственную экологическую экспертизу.

— Нам необходимо очень грамотно разработать материалы оценки воздействия на окружающую среду. Рабочая группа создана именно с этой целью, потому что по материалам оценки влияния предоставляется остальная документация. Она, в свою очередь, идет на государственную экологическую экспертизу, — сообщил Рустем Богданов. — Площадка под строительство еще не предоставлена. Акта о разрешении строительства пока нет. Инвестор на свой страх и риск приобрел земельный участок. У него еще нет уверенности, что он пройдет государственную экологическую экспертизу.

После этого активисты подняли тему дорог. Сейчас на выезде из Осиново, "Салават күпере" и ЖК "Радужный" с раннего утра и до позднего вечера образуются большие пробки. Дело в том, что эти жилые массивы объединяют с Казанью только две улицы в две полосы. Искандер Гиниятуллин пообещал принять вопрос к сведению.

— С дорогами понятно, мы говорим об этом не в первый раз и нас никто не слышит. Скажите, куда вы планируете девать зольные шлаки с мусоросжигательного завода? Они будут уходить в грунт? Там рядом совхоз "Майский". Через грунтовые воды остатки вредных веществ, соответственно, будут попадать во фрукты и овощи. И потом, зачем нужно было строить "Салават күпере", предполагая, что там же построят мусоросжигательный завод? Когда вы предоставляете точки инвестору, вы чуть-чуть думаете головой? Знаете, у меня накипело. Когда ребенок в пять лет болеет лейкозом и никто не знает, что делать, — заявил житель поселка Осиново Ильдус.

В ответ на это представители власти сообщили, что сами пока не знают, как быть с золой. Вопрос планируется поднять на грядущей встрече с застройщиком 14 апреля. На вопрос о выборе площадки никто не ответил.

— Министерство экологии не может так истерично себя вести. На встрече с инвестором мы задавали конкретные вопросы. Есть проект — нет. Есть документы о стадии допустимости завода на этой площадке — нет. Точное количество уничтожаемых отходов пока также неизвестно. Сейчас идет расчет на сортировку. Компания-инвестор "РТ-Инвест" отвечает за безопасность на самом заводе. Что будет происходить в городе, они контролировать не могут. Сейчас у нас есть ответы на эти вопросы, — заверила Раиса Шагидуллина. — Состав выбросов будет зависеть от состава сжигаемых отходов. Это проектирование с учетом анализа отходов и соответствующего анализа выбросов.

Также начальник управления государственной экологической экспертизы и нормирования воздействия на окружающую среду прокомментировала обеспокоенность жителей выбросами диоксинов. По ее словам, вероятность отравления здесь достаточно низкая.

— Диоксинами, о которых вы говорите, называется вещество бензопирен, который образуется при сжигании природного газа. Он измеряется очень сложно, но контроль его предусмотрен. Мусоросжительный завод, по закону, относится к первой категории объема выбросов. Все объекты этой категории должны быть оснащены автоматической системой непрерывного контроля, — озвучила Раиса Шагидуллина. — Я не рассуждаю так, что в Европе ставят новые фильтры, а у нас они обязательно будут дырявые. Давайте уважать свой народ.

Ее ответ дополнил экс-президент Академии наук РТ Ахмет Мазгаров. По его словам, в Казани есть две лаборатории, которые смогут проводить анализ на диоксины. Средняя цена услуги — 60 тысяч рублей.

— Каждый в своей области должен быть профессионалом. Когда мы идем на прием к врачу, мы не сомневаемся в его компетенции. У нас нет оснований не доверять друг другу, — взяла слово представитель Росприроднадзора РТ Елена Попова. — При проведении оценки воздействия на окружающую среду в обязательном порядке рассматриваются альтернативные варианты и технологии. Мы не говорим, что какая-то технология уже выбрана. Сейчас мы можем оценить, насколько корректно она выбрана только на стадии проведения оценки воздействия на окружающую среду. Это нами и было предложено в самом начале встречи.

В ответ на эти реплики активисты заявили, что хотели бы верить словам представителей власти, если бы не уровень коррупции. "Русский человек найдет, что сделать, лишь бы побольше заработать. И дырявые фильтры заставит работать, и людей поубивает", — заявили присутствующие.

Ситуацию постарался сгладить депутат Госсовета Татарстана, председатель комитета по экологии Тахир Хадеев. Начал он со слов "проблема нас объединила" и закончил репликой "нужно работать вместе".

— Уважаемые коллеги, горожане, проблема есть. Мы от нее не уйдем. Давайте начнем с раздельного сбора, я с вами согласен. Мир уже прошел через это. В этой части мы должны организовать конкретную работу. Возможно, для этого нужно менять программы и в Госсовете обсуждать большее финансирование. Необходимо также заинтересовать бизнес. Каждый здесь прав. Давайте изучать все технологии и предложения, — озвучил депутат татарстанского парламента.

Естественно, собравшихся его слова не успокоили. Буквально через несколько минут Искандер Гиниятуллин поблагодарил всех за присутствие, призвал сформировать четкие вопросы и цивилизованно обсудить их на грядущей встрече с застройщиком. Как мы уже упоминали, назначена она на 14 апреля.

Тем временем инвестор строительства "Альтернативная генерирующая компания — 1" анонсировала набор персонала для работы над проектом мусоросжигательного завода. Такое объявление появилось на сайте hh.ru. В нем говорится, что новым сотрудникам предстоит решать "интересные задачи национального масштаба".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.