Готово ли татарстанское духовенство конкурировать с дагестанским в Татарстане?

Глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин

Муфтий Татарстана сам посещает Дагестан и приглашает муфтия Дагестана в Казань. В последнее время в силу определенных причин обе республики упоминаются в одних и тех же новостных сводках. "Idel.Реалии" решили разобраться, что из себя представляет муфтият Дагестана и как он действует в Татарстане.

Муфтият Дагестана называют одним из центров мусульман России. В отношении этого духовного управления даже используют выражение "структура федерального уровня".

О присутствии муфтията Дагестана где-либо обычно говорит наличие его информационного рупора. Если в мечети или в других публичных местах распространяется газета "Ас-салам", то можно смело утверждать, что дагестанское духовенство присутствует в этом регионе. "Ас-салам", по данным самой газеты, является одной из самых тиражных из печатных мусульманских СМИ России — свыше 110 000 читателей. Она выходит в том числе на региональных языках.

Аффилированные с муфтиятом СМИ также сообщают, что общая численность общин муфтията Дагестана в пределах республики достигает 2600 (при 800 зарегистрированных), а за пределами региона их не менее 200 — то есть суммарно около 2800. Но, судя по частым сообщениям, видимый успех духовенства зиждется далеко не на честной конкуренции. Так, на неподконтрольные этой духовной структуре общины в Дагестане сразу навешивают ярлык "ваххабитский". А потом начинается травля прихожан таких мечетей со стороны силовиков. Пару лет тому назад руководство дагестанского муфтията сообщало о 62 "непокорных" мечетях в республике.

МУФТИЯТ КАК МИНИСТЕРСТВО

Интересно и то, какие отношения у дагестанского муфтията с властью. Корреспондент "Idel.Реалии" обратился в администрацию одной из неподконтрольных ДУМ РД мечетей Дагестана с просьбой прокомментировать мнение о том, что ДУМ РД обслуживает власть.

Всех остальных мусульман, не относящихся к муфтияту, прессуют в той или иной форме, одних больше, других меньше

— Это известные вещи, любой прихожанин муфтиятовских мечетей это подтвердит. "Обслуживание" — это не совсем верная формулировка, "работа" более точно описывает суть происходящего. Муфтият — это одно из министерств, выполняющее четко указанные функции. Все последние события связанные с выборами — яркий вам пример. Задача была обеспечить видимость явки, что и было сделано. Всех остальных мусульман, не относящихся к муфтияту, прессуют в той или иной форме, одних больше, других меньше. К примеру, даргинцев — меньше, кумыков и лезгин — больше, — признается неназванный источник из неподконтрольной муфтияту мечети. По соображениям безопасности "Idel.Реалии" не публикует его имени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чему муфтий Татарстана мог бы научиться у лидера буддистов России

Центр "Сова" и ряд СМИ используют при описании нынешего муфтията Дагестана определение "аварский", из-за влияния там представителей этой этнической группы. Наиболее враждебны к "аварскому" ДУМ РД близкие к татарам тюркоязычные кумыки в лице последователей Магомеда-Мухтара Бабатова, менее враждебны — даргинцы. В этом смысле слова источника "Idel.Реалии" выглядят вполне логичными.

Дагестанский муфтият связывали даже с рэкетом и попытками отъема имущества граждан в интересах духовенства. Хотя само духовенство эти обвинения отрицало.

ПРОПАГАНДА МУФТИЯТА И КАВКАЗСКОЕ ОТТОРЖЕНИЕ

Медийное присутствие дагестанского муфтията не ограничивается одной газетой. Супруга муфтия Айна Гамзатова, которая даже намеревалась баллотироваться в кандидаты президенты России, так или иначе руководит или имеет влияние на ряд СМИ. По данным "Кавказ.Реалии", популярные сайты "Ислам.ру" и "Исламдаг.ру" также являются проектами духовенства. С ним же связана и радиостанция "Ватан" и телеканал ННТ (Наше национальное телевидение). Супруга муфтия также является главным редактором глянцевого журнала "Ислам" (тираж свыше 100 тыс. экземпляров, распространяется по всей территории России и СНГ). Помимо этого официальное духовенство имеет собственные издательства и типографии.

Причиной разрыва отношений между Координационным центром мусульман Северного Кавказа и ДУМ Дагестана явилось как раз то, что последние активно распространяли свои информационные рупоры на чужих "территориях". Так, кавказские муфтии высказали своему дагестанскому коллеге несогласие с тем, что ДУМ Дагестана распространяет "у них дома" газету "Ас-Салам". Получается, соседи имеют натянутые отношения с дагестанским духовенством из-за информационной политики последних.

ПУТЬ К СЕРДЦУ ТАТАР ЧЕРЕЗ ЯЗЫК

Совет муфтиев России (СМР), ДУМ Крыма и города Севастополя придерживаются в отношении дагестанского муфтията нейтралитета. ДУМ РД связывают тесные отношения с ДУМ РТ. На сайте "Ислам.ру" постоянно освещается ситуация в Татарстане. Те или иные шаги муфтия Татарстана находят отражение в материалах этого сайта. Интересно и то, что рупор дагестанского муфтията начал выходить и на татарском языке. Необходимость чтения татароязычной "Ас-Сәлам" обосновывается в СМИ как "один из способов сохранения родного языка, татарской культуры, исторических корней, духовных ценностей, сложившихся на протяжении столетий".

С учетом произошедшего языкового конфликта, центром которого стал Татарстан, действительно, шаг был своевременный, а инструмент может стать эффективным. Особенно с учетом того, что в Татарстане рядовой читатель вряд ли знает о связях издателя татароязычного издания с теми, кто запретил обязательность преподавания госязыка республики.

Но дагестанский муфтият не ограничивается исключительно информационным присутствием в Татарстане. Так, он же проводит мероприятия на "территории" ДУМ РТ, причем с благословления последнего. И даже активно налаживает горизонтальные связи на территории Татарстана.

КАК ДУМ РД МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ ДУМ РТ

Ранее "Idel.Реалии" писали о том, что муфтий Татарстана также иногда оказывается втянутым в продвижение государственной линии. Но Камиля Самигуллина вряд ли можно назвать агентом власти, ведь именно он поддержал право на ношение платков в школах, тем самым он пошел против министра образования России Ольги Васильевой. Татарстанский муфтий заступился и за татарский язык от нападок Москвы, хотя и прибегая к дипломатическим формулировкам. В этой связи возникают вопросы.

Во-первых, готов ли муфтий Татарстана ассоциировать себя с дагестанским духовенством с еще более неоднозначной репутацией? Во-вторых, готово ли ДУМ РТ конкуриторовать с ДУМ РД в Татарстане? Ведь с укреплением позиций дагестанского муфтията пространства для маневрирования у ДУМ РТ может остаться еще меньше. И сузится оно благодаря еще более податливой позиции дагестанского духовенства по отношению к власти. Другими словами, если Камиль Самигуллин до сих пор мог заступаться за татарский язык или за право на ношение платков за счет того, что позволял втягивать себя в процесс поддержки сирийского лидера или аннексии Крыма, то в условиях более провластного конкурента татарстанскому духовенству придется исходить из сложившейся ситуации. То есть быть более провластным. Ответить на эти вопросы в пресс-службе ДУМ РТ сходу не смогли, просили направить письменный запрос, что и было сделано корреспондентом "Idel.Реалии". Пока ответа на запрос не поступало.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.