"Моя мама жила полгода без газа и крыши"

В Чебоксарах общественный резонанс накануне выборов получила история смерти вдовы ветерана войны

У 92-летней Козловой Марфы Аверкиевны городские власти отключили газ и электричество. Последней каплей для вдовы участника Великой Отечественной войны стало известие о том, что чебоксарская мэрия стала через суд решать вопрос о ее выселении без предоставления другого жилого помещения. Две недели назад у женщины остановилось сердце —Марфа Аверкиевна умерла. О том, как последние 6 месяцев пенсионерка жила в доме без крыши и газа, рассказал корреспонденту "Idel.Реалии" ее сын Анатолий Козлов.

Всю свою жизнь Марфа Аверкиевна работала простым рабочим. Во время войны она была мобилизована на Нижегородское торфяное предприятие. После войны вышла замуж за участника ВОВ Алексея Козлова. Семья не жила богато, но выручало свое хозяйство. Марфа Аверкиевна переехала в город Чебоксары жить к сыну после того, как ее деревенские постройки уничтожил пожар в 2002 году.

— Наш отчий дом сгорел в 2002 году, — рассказывает сын ветерана Анатолий Козлов. — Администрация Моргаушского района по закону должна была обеспечить жильем маму как вдову участника ВОВ. Но она осталась ни с чем и была вынуждена переехать в Чебоксары. Городская жизнь далась ей нелегко, но Марфа Аверкиевна никогда не унывала, даже старалась шутить. Я до последнего время скрывал от мамы, что администрация города дошла до суда, чтобы выселить ее без предоставления жилья. Ее даже не расстраивало то, что после судебного решения в нашем доме отключили газ, снесли полкрыши, не было тепла и даже вода в спальне покрывалась льдом. С августа 2017 года Марфа Козлова жила в невыносимых жилищных условиях. Мамы не стало 10 февраля — у нее остановилось сердце, — признается ее сын.

Your browser doesn’t support HTML5

Сын Марфы Козловой о своей матери

Марфу Аверкиевну похоронили 12 февраля. До недавнего времени пенсионерка проживала в признанном местными властями аварийным доме №35 по улице Щорса. Жильцов дома начали выселять осенью этого году. В нем осталась жить только Марфа Козлова со своим сыном. — Мама все это время лежала на своей кровати, смотрела телевизор, а чтобы согреться, включала грелки. И, конечно, мечтала, что нам скоро дадут новое жилье, — вспоминает Анатолий Козлов.


ВЕРСИЯ ОДНИХ ЧИНОВНИКОВ

Дом по улице Щорса, где жила Марфа Козлова, 5 ноября в 2009 году был признан аварийным, подлежащим сносу. В связи с этим, как сообщает Кабмин, дом включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы. Администрация города объясняет ситуацию следующим образом.

"Для переселения вашей семьи из аварийного дома была приобретена однокомнатная квартира №143 в доме №2 по ул. П.Коммуны. В процессе правовой экспертизы было выявлено, что аварийная квартира №6 дома №35 по улице Щорса является служебной. Нормы действующего законодательства определяют, что служебное жилое помещение предназначено для временного проживания граждан", — пишут городские власти.

Читайте также: "На эти деньги я куплю только место на кладбище"

Так, исполняющий обязанности руководителя управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Павел Порфирьев ответил на обращение по вопросу переселения семьи Козловых.

У СУДА СВОЕ ВИДЕНИЕ

В августе прошлого года администрация города подала иск о выселении из квартиры, где проживал ветеран, без предоставления взамен жилья.

— Действительно, как говорит администрация города, эта квартира досталась мне, как служебная. Но как говорит жилищный кодекс, служебная квартира перестаёт быть таковой автоматически после того, как человек уволен в связи с ликвидацией предприятия. А это подтверждает запись в трудовой книжке. Также это подтверждает письмо исполняющего обязанности главы администрации города от 2008 года Ю.А.Шилова, который дает разрешение на приватизацию этого жилья. Соответственно, администрация города приводит надуманные основания для того, чтобы отказать нам в предоставлении жилья, — говорит Анатолий Козлов.

С этой позицией согласился и Ленинский районный суд, который отказал администрации города в удовлетворении иска. Одновременно суд отказал и прокуратуре в пользовании квартирой по улице Щорса.

"Мэрия Чебоксар хуже Гестапо: моя мама жила полгода без газа и крыши"

На кремации Марфы Аверкиевны были самые близкие. Никаких соболезнований семья ветерана не получила ни от социальных служб, ни от других структур, хотя в таких случаях обычно дети ветеранов войны получают письменные соболезнования. Более того, администрация города заявила, что подаст апелляционную жалобу на решение Ленинского суда, чтобы не предоставлять жильцам квартиры по улице Щорса новое жилье.

— Печально, что я никак не мог помочь матери. Я жил в этих ужасных условиях вместе с ней в городе Чебоксары по адресу Щорса 35. Мэрия Чебоксар хуже Гестапо: моя мама жила полгода без газа и крыши. Это немыслимо для нашего века и непростительно по отношению к ветерану войну, — подытожил историю Анатолий Козлов.

В доме Козловых даже снег шел

Проблема предоставления нового жилья взамен ветхого обострилась по всему Поволжью в связи с экономическим кризисом последних лет. В Башкортостане, Татарстане и Чувашии тысячи семей ждут заселения в новые квартиры, за которые они уже давно платят. В Татарстане владельцы ветхого жилья объединились в общественное движение "За справедливый суд и против судебного произвола".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.