Канализационную аварию близ волжского водозабора чиновники проигнорировали

Тот самый волжский залив на Боевой, куда стекали фекалии

Уже два года жителей многоэтажек на улице Боевая в Казани преследует вонь канализационной насосной станции, построенной для нужд жилого комплекса "Волжская гавань". Власть в ответ на жалобы пишет отписки. В январе произошла авария, и нечистоты попали в залив Волги. Факт вопиющий —​ это зона санитарной охраны городского водозабора, но чиновники вновь сделали вид, что ничего не случилось

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Дома 161 и 163 на Боевой находятся в изолированном от городской суеты уголке. Раньше место можно было назвать сказочным: с одной стороны — особо охраняемая природная территории "Дубки", рай для прогулок; с другой — залив Куйбышевского водохранилища. Летом там купаются, зимой дети скатываются на "ватрушках" с пологих склонов берега, а работники водозаборов МУП "Водоканал" и "Казаньоргсинтеза", которые в этих домах в основном и живут, по льду идут на работу.

Но два года назад, когда рядом с канализационно-насосной станцией (КНС), обслуживающей два этих дома, появилась еще одна, сказка превратилась в кошмар. Вонь стала неотъемлемым атрибутом прогулок. О проветривании квартир больше не идет и речи.

— Когда эта станция (старая КНС — "Idel.Реалии") одна стояла и обеспечивала наши два дома, никакого запаха не было, никаких аварий не было. Все было в пределах нормы, — рассказывает местная жительница Надежда, которая работала на старой КНС до ликвидации на ней персонала. "Оптимизация" почти совпала с появлением новой станции. — Мы сидели в этом помещении — у нас даже запаха никакого не было там. И на улице у нас не пахло. Как только построили эту фекальную станцию (новую КНС – "Idel.Реалии"), как срабатывает насос — страшенный запах, дышать нечем!

В чем причина, Надежда точно не знает — излагает лишь то, что слышала:

— Нужно поставить другое оборудование, более дорогое, мощное, в результате которого этого запаха не будет. Но! Средств не хватает, чтобы это сделать. А то, что мы здесь все задыхаемся, наши дети, внуки дышать не могут, никого не волнует.

А уж вот это (показывает на след на льду залива — "Idel.Реалии") — совсем уже из рук вон выходящее! В воду, где находится водозабор, идет забор для очистки питьевой воды — извините за выражение, я уж русским языком скажу — говно слили вот сюда в реку!

АВАРИЯ В ЗОНЕ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ

Надежда имеет в виду инцидент, произошедший 14 января около шести вечера, когда в результате засора двор залило вонючей жидкостью из канализационных люков. По бетонному желобу, будто предназначенному для таких случаев, жидкость устремилась прямо в залив Волги.

Новая КНС — в центре. Справа — не вошедший в кадр жилой дом. Вниз уходит желоб, по котором поток канализации уходил в залив.

Жильцы уверяют, что вызвали аварийную службу "Водоканала", однако быстро устранить проблему не удалось.

— Четырнадцатого в первый раз приехали, посмотрели, говорят: это не наше, мы не знаем, что тут делать, — вспоминает Надежда.

А соседи добавляют: у слесарей аварийной бригады не оказалось ключей от новой КНС.

— Уехали. Этот фонтан продолжает [бить]. Если бы не было этой крышки, тяжелой крышки, которую поднимают несколько человек — она же вот так колыхалась, и выливалась вода с боков — наверное, фонтан был бы с пятиэтажный дом.

Your browser doesn’t support HTML5

Канализационная авария в зоне волжского водозабора Казани

Аварийщиков вызвали вновь, и вновь — безуспешно.

— Они и во второй раз ничего не стали делать, — продолжает другая местная жительница, Мария. — Был представитель — у кого есть ключи, видимо — этой станции. Зашли туда слесаря и говорят: ууу, там полный засор, мы здесь не имеем права лезть. И всё — постояли и уехали. Потом уже приехали полиция, пожарные...

Присутствие на месте аварии представителей МЧС и МВД подтверждает еще одна жительница — Румия Исмаилова. Она лично в тот вечер звонила в единую службу спасения 112.

Пожарные, рассказывает женщина, приехали быстро, но сделать ничего не смогли — уехали, вроде бы пообещав передать информацию в Минэкологии РТ. Те, правда, так и не появились.

Полицейские же, приехав, оставались на месте с аварийной службой "Водоканала", пока та не остановила потоп.

Когда фекальные стоки сбрасываются в водоем — это чрезвычайная ситуация, считает Исмаилова. Вот только никто из госорганов ни во время, ни сразу после аварии 14 января, по её словам, проб воды из залива не брал. А сейчас это уже бесполезно — всё давно уплыло.

Январская авария на новой КНС — не первая, уверяют жители Боевой. Разве что прежде канализационные стоки в залив Куйбышевского водохранилища не попадали.

При этом территория на Боевой, где расположены оба дома и обе КНС, вместе с прилегающим заливом входит во второй пояс зон санитарной охраны водозабора "Волжский" МУП "Водоканал", который обеспечивает 90% водоснабжения Казани, а также цеха очистных сооружений и внешних коммуникаций (водозабора) "Казаньоргсинтеза".

ВОНЬ В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ

Возле КНС на Боевой действительно отвратительно пахнет. В этом корреспондент "Idel.Реалии" убедилась лично, когда побывала на Боевой 16 января. Пахнет, как считает Исмаилова, сероводородом.

Поначалу власти признавали наличие проблемы и делали вид, что пытаются её решить.

Так, в марте 2016 года мэр Казани Ильсур Метшин, отвечая на обращение жителей по поводу запаха канализации вблизи жилого дома №163 по улице Боевая, писал следующее.

"В ходе проверки, проведенной с выездом на место представителями Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета г.Казани (далее — Администрация), ООО "Управляющая компания "Заречье"" и МУП "Водоканал", выявлен факт периодического появления запаха канализации вблизи указанного дома. В настоящее время специалистами Администрации и МУП "Водоканал" осуществляется поиск возможных путей решения данной проблемы".

Рассматривая заявку по этому же поводу на "Народном контроле", исполком уточнял: при проверке в марте 2016-го "установлено, что периодическое появление запаха канализации вблизи указанного дома происходит в момент усиления напора сточных вод, поступающих в приемную емкость КНС из сетей напорной канализации, проложенных от жилого комплекса "Волжская гавань".

Утверждалось,
что показатели сероводорода "в норме", то есть — ниже ПДК

Взаимосвязь КНС и ЖК "Волжская гавань" Ильсур Метшин разъяснил в июньском письме того же года: "Для водоотведения жилого комплекса "Волжская Гавань" в жилом массиве Старое Аракчино заказчиком строительства — ООО "Бриз" во дворе дома №163 по ул. Боевая построена канализационная насосная станция и напорные канализационные коллекторы. Данная канализационная насосная станция и коллекторы на баланс МУП "Водоканал" не переданы и предприятием не эксплуатируются".

В октябре того же года после опубликования результатов отбора проб воздуха ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РТ" в помещении одной из квартир 163-го дома заявка на "Народном контроле" была "решена". Утверждалось, что показатели сероводорода "в норме", то есть — ниже ПДК.

Согласно протоколу лабораторных исследований ФБУЗ, который дошел до жителей, при включенном инженерно-технологическом оборудовании, открытых дверях "КНС по ул. Боевая г.Казани ООО "Бриз""(в 14:00), равно как при закрытых дверях (в 14:45), 25 мая 2016 года содержание сероводорода в воздухе помещения составляло менее 0,004 мг на кубометр при максимальной разовой ПДК, равной 0,008 мг/куб.

В своих последующих ответах жителям чиновники неизменно ссылались на это заключение, считая, видимо, что с новой КНС на Боевой отныне всё в порядке. Только вонь с берег залива никуда не делась.

— Если вы сфотографируете оцинкованную трубу вытяжки [на новой КНС], которой всего два года — от неё уже труха, она растворилась в сероводороде, — говорит местный житель, не пожелавший представиться. — Якобы выхлопов нет, а почему-то оцинкованная труба растворилась. Как такое может быть? А была она раньше — два метра. Может, через три года и сама будка растворится.

Та самая труба вытяжки, которой два года отроду.

Пробы атмосферного воздуха на Боевой, говорит Исмаилова, отбирали и сотрудники Минэкологии РТ. Превышений концентраций загрязняющих веществ, судя по всему, не обнаружили. Но женщина, сама химик-аналитик, экс-начальник лаборатории ЦЛАТИ (Центра лабораторного анализа и технических измерений) по Республике Татарстан, уверена, что пробы воздуха отбирали неправильно.

Как она объясняет, выбросы от новой КНС на Боевой — залповые, и после каждого выброса происходит некоторое испарение сероводорода. Поэтому разовый отбор проб реальную ситуацию не отражает — высокую концентрацию сероводорода можно попросту "не поймать". Соответственно, считает она, измерения нужно производить в течение 24 часов и затем рассчитывать среднесуточное значение.

По мнению жителей, новую КНС нужно снести или перенести, потому что при её строительстве не были соблюдены нормативы санитарно-защитной зоны — станция расположена ближе к дому, чем положено. Старая КНС, рассчитанная на два дома, отстоит от жилого здания на 15 метров, тогда как новая, по оценкам жителей – всего на 12, а если считать с люками — на 10 метров. При этом новая КНС обслуживает жилой комплекс "Волжская гавань", в котором девять многоквартирных домов.

ГОССТРОЙНАДЗОР ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ НЕ ВЕЛСЯ

Новая КНС на Боевой работает уже два года. Без разрешения на ввод в эксплуатацию объект легально функционировать не может. Во всяком случае так кажется на первый взгляд.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как указано в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса, среди прочих необходимы документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Такое заключение о соответствии выдается по итогам государственного строительного надзора.

Вот только последний за строительством "Бризом" КНС на Боевой, судя по официальным ответам, не осуществлялся.

Так первый замначальника инспекции Госстройнадзора (ГСН) РТ Ильфарт Сафиуллин в своем письме от 10 февраля 2016 года сообщал: "В адрес Инспекции извещение о начале строительства или реконструкции канализационно-насосной станции по ул. Боевая г.Казани не поступало, надзор в ходе строительства не велся".

Сети отсутствовали в проектной документации объектов ЖК "Волжская Гавань"

Надзор не велся и за строительством наружных внеплощадочных (то есть — расположенных за пределами площадки объекта) сетей водоснабжения и водоотведения жилого комплекса. Об этом весной 2017 года сообщил в письме на имя министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина начальник инспекции Госстройнадзора РТ Василий Кудряшов. Причина: эти самые сети отсутствовали "в составе проектной документации объектов жилого комплекса "Волжская Гавань", имеющей положительные заключения экспертизы и представленных в адрес Инспекции для осуществления государственного строительного надзора".

Бывший инспектор Госстройнадзора РТ Ленар Мухаметзянов, осуществлявший надзор за строительством "Волжской гавани", считает, что при строительстве КНС на Боевой для жилого комплекса были нарушены требования законодательства (он был уволен "за превышение должностных полномочий" — после того как потребовал у ООО "Бриз" представить документ, подтверждающий выполнение технических условий, и геодезическую схему наружных сетей водоснабжения и канализации). Станция, по его словам, не была "предъявлена" инспекции Госстройнадзора, что нарушает требования части 5 статьи 49, части 5 статьи 52 и части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса.​

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Госстройнадзор заметает следы

Производительность данной КНС, по данным Мухаметзянова, составляет 55 кубометров в час. Значит, в сутки — 1320 кубометров. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона для насосных станций такой производительности должна составлять 20 метров. 163-й дом на Боевой, считает бывший инспектор, попадает в 20-метровую зону новой КНС.

Есть еще одна версия того, как объект был введен в эксплуатацию. Местные жители, ссылаясь на собственные источники, полагают, что строительство новой канализационной насосной станции официальные лица пытаются выдать за реконструкцию старой КНС "Водоканала".

В пользу этой версии, например, говорит один из ответов исполкома Казани на упомянутую выше заявку в "Народном контроле". В нем написано: "В 2015 году вблизи дома №163 по ул.Боевая производились работы по увеличению приемной емкости канализационной насосной станции (далее – КНС), расположенной на земельном участке МУП "Водоканал".

Но реконструкция тоже подпадает под государственный строительный надзор, утверждает Мухаметзянов, а значит, не может объяснить его отсутствие.

Госстройнадзор мер
не принимал, пересылая жалобы
в Роспотребнадзор

Опальный инспектор подвергает критике позицию своего бывшего руководства. У Госстройнадзора по РТ, по его словам, была возможность проверить законность строительства КНС, если оно велось незаконно — приостановить, и во всяком случае наложить штраф на застройщика за ведение работ без уведомления госоргана. Руководство ГСН было в курсе ведения работ, потому что поступали жалобы от жителей, говорит Мухаметзянов, но вместо принятия мер оно предпочло пересылать жалобы в Роспотребнадзор.

В данной истории также удивляет молчание МУП "Водоканал". Учитывая близость городского водозабора, предприятие, казалось бы, должно первым бить тревогу.

Впрочем, как сообщал Кудряшов в уже упомянутом выше письме Файзуллину, технический надзор за строительством сетей водоснабжения и водоотведения "Волжской гавани" осуществляло МУП "Водоканал".

Вопрос — как?

P.S.

Запросы об аварии, случившейся 14 января на улице Боевая возле дома №163, от представительства "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в России были направлены в пресс-службы МЧС России по РТ, МВД по РТ и Минэкологии РТ.

Пресс-служба Минэкологии РТ на запрос не отреагировала, пресс-служба МВД по РТ — предложила отправить его в пресс-службу МВД России, а пресс-служба МЧС по РТ оказалась не в курсе аварии.

"Информации о данной аварии в оперативную дежурную смену ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по РТ" не поступало. Выездов пожарно-спасательных подразделений не осуществлялось", — сообщил в ответе руководитель объединенной пресс-службы Главного управления МЧС по РТ и МЧС Татарстана Андрей Родыгин.

Автор материала также направила запрос по поводу КНС на Боевой директору ООО "Бриз" Андрею Белякову. Ответа пока нет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​