Вахитовский районный суд Казани накануне вечером на протяжении трех часов рассматривал иск Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) к прокуратуре Татарстана. Претензии надзорного органа заключались, в частности, в том, что ВТОЦ вел документацию только на татарском и возбуждал рознь по признаку "отношения к языку". Глава организации Фарит Закиев просил суд признать незаконным предупреждение прокурора республики "о недопустимости осуществления экстремистской деятельности". Судья Евгения Зыбунова в иске отказала. Закиев заявил "Idel.Реалии", что такое решение "в дальнейшем может стать поводом для ликвидации ВТОЦ".
— Говорите громче, — говорит седой мужчина на первом ряду.
— Почему так тихо говорите? — доносится со второго ряда.
— Если будут замечания, я буду удалять всех из зала суда, — грозно парирует судья Евгения Зыбунова.
Так началось третье заседание по иску Всетатарского общественного центра к прокуратуре Татарстана, которая в середине октября 2017 года вынесла предупреждение "о недопустимости осуществления экстремистской деятельности".
В зале суда около 20 сторонников Всетатарского общественного центра. Среди них вышедший в конце прошлого года активист Рафис Кашапов, который отсидел три года за публикации во "ВКонтакте" против присоединения Крыма к России.
В предупреждении, подписанном прокурором Татарстана Илдусом Нафиковым, сказано, что в марте 2017 года управлением Минюста РФ по РТ была проведена проверка деятельности ВТОЦ, в результате которой выяснилось, что организация "осуществляет свою деятельность и издает решения лишь на татарском языке". Нафиков напомнил, что согласно Конституции России и ФЗ "О государственном языке РФ", госязыком на территории России "является русский язык".
Он также сообщил, что Конституцией Татарстана "установлено, что в республике русский и татарский языки имеют статус равноправных госязыков РТ".
"В силу статьи 14 закона РТ "О государственных языках республики Татарстан и других языках в РТ" на территории республики официальное делопроизводство в органах госвласти РТ, органах местного самоуправления, госорганах, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях ведется на государственных языках республики Татарстана", — отметил Илдус Нафиков.
Он также напомнил, что весной 2017 года ВТОЦ распространил в интернете обращение к депутатам Госдумы от РТ, депутатам Госсовета, Казанской городской думы по поводу татарского языка. Нафиков сообщил, что "согласно заключению специалистов АНО "Казанский межрегиональный центр экспертиз от 13 июня 2017 года, в распространенном обращении содержатся признаки информации, направленной на возбуждение розни по признаку "отношение к языку". Прокурор также констатировал, что "в представленном материале содержится призыв сделать татарский язык единственным государственным языком Татарстана".
"Данный факт свидетельствует о стремлении ограничить права и законные интересы русскоговорящих граждан, проживающих на территории республики", — заявил Илдус Нафиков.
Он также напомнил, что 11 мая Набережночелнинский городской суд признал местное отделение татарстанского регионального всетатарского политического общественного движения ВТОЦ экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории России. Кроме того, Нафиков констатировал, что 28 июня этого года СК возбудил уголовное дело по ч.1 ст.282 УК РФ в отношении неустановленных членов ВТОЦ из-за плакатов, которые использовались на публичных мероприятиях, а также резолюции одного из круглых столов.
"Таким образом выявленные факты свидетельствуют о наличии в деятельности ВТОЦ признаков экстремистской деятельности", — отметил Нафиков и предупредил членов организации "о ее недопустимости". Прокурор Татарстана предложил "в двухмесячный срок принять конкретные организационные и практические меры, направленные на недопущение в дальнейшем нарушений ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а также устранение причин и условий, им способствовавших".
Я заявляю, что ВТОЦ ведет свою деятельность в полном соответствии с законом
В начале заседание председатель президиума ВТОЦ Фарит Закиев зачитывает суду цитату из федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Закиев подчеркнул, что, согласно закону, деятельность ВТОЦ никак не подпадает под определение экстремистской деятельности.
— Я беру предупреждение прокуратуры, и все, что в нем указано, не подпадает под определение экстремизма. Прошу признать его незаконным. Я заявляю, что ВТОЦ ведет свою деятельность в полном соответствии с законом, — отмечает Закиев.
Претензии прокуратуры о том, что протоколы собраний ВТОЦ ведутся только на татарском языке, председатель организации отвергает. Закиев не считает это нарушением закона, называя это "спорным вопросом". "Это уникально и нигде такое не встречалось", — говорит Закиев.
В связи с этим Фарит Закиев обещает обратиться в Конституционный суд (КС). "Тот факт, что протоколы собраний ведутся только на татарском языке, не может быть поводом для обвинений в экстремизме", — заявляет председатель ВТОЦ. Закиев резюмирует: если КС признает такие действия ВТОЦ незаконными, то в организации "будут выполнять" решение суда, "иначе это правовая коллизия". Представитель татарстанского управления Минюста России подчеркивает, что "ВТОЦ обязуется вести деятельность на двух языках".
Татарский язык гибнет! И это не фигура речи — для нас это является трагедией.
Комментируя обращение к депутатам, в котором татарские активисты предложили сделать татарский язык единственным государственным в России, Фарит Закиев подчеркивает: "Заявление было очень эмоциональным".
— Татарский язык гибнет! И это не фигура речи — для нас это является трагедией. За то, что мы пишем об этой трагедии, мы вынуждены оправдываться. В этом обращении мы заявляем, что ст. 8 Конституции Татарстана ("государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки") не выполняется, татарский язык гибнет, татарская нация гибнет. Правительство ничего не делает, Госсовет ничего не делает, — повышает голос Фарит Закиев.
Он обращается к сидящим рядом сотрудникам прокуратуры и говорит: "Прочитайте сам текст обращения. Там нет призыва сделать татарский единственным. Это приглашение к дискуссии! Это для затравки спора — может, сделаем единственным [государственным татарский язык], а вы что предлагаете?"
Фарит Закиев напоминает о независимом психолого-лингвистическом заключении, подготовленном специалистами Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Они пришли к выводу, что экстремизма в материалах ВТОЦ нет.
Глава ВТОЦ в своем выступлении упоминает о еще одном доводе прокуратуры — решении городского суда Набережных Челнов, который в прошлом году признал экстремистской организацией местное отделение ВТОЦ. Фарит Закиев констатирует: эта организация никакого отношения к ВТОЦ не имеет. Он уточняет, что в конце 2016 года "группа граждан Челнов приняла решение образовать отделение Всетатарского общественного центра". В феврале прошлого года, говорит Закиев, в руководстве организации приняли решение "удовлетворить" инициативу челнинцев. "Мы действовали так, потому что считали, что это отделение — вновь организованная организация", — констатирует Закиев.
Пожалуй, ситуация с Набережночелнинским отделением ВТОЦ вызывает наибольший интерес со стороны судьи Евгении Зыбуновой. Все четверо свидетелей, приглашенных Фаритом Закиевом, на протяжении часа рассказывают историю Всетатарского общественного центра. Общественный деятель, публицист, бывший депутат Госдумы и экс-руководитель ВТОЦ Фандас Сафиуллин заявляет, что организация "в своей работе не отходит от своей платформы и устава". В какой-то момент Фарит Закиев задает ему вопрос, после чего Сафиуллин неожиданно отвечает: "Сядьте". Глава ВТОЦ присаживается, присутствующие, в том числе судья Зыбунова, смеются.
— 25 лет в армии, извините, — говорит Фандас Сафиуллин. Свое выступление он заканчивает фразой: "Никакого тут экстремизма нет".
Идет целенаправленная провокация для уничтожения ВТОЦ, которая началась в 2013 году
Зампред ВТОЦ Галишан Нуриахмет в своем выступлении отмечает, что "идет целенаправленная провокация для уничтожения ВТОЦ, которая началась в 2013 году". "Прокуратура старается выполнить чье-то требование, чье-то указание", — заявляет Нуриахмет.
Судья Евгения Зыбунова внимательно выслушивает каждого свидетеля, не перебивает их и не просит говорить по существу, но каждому из них задает один и тот же вопрос: могут ли они прояснить ситуацию с Набережночелнинским отделением ВТОЦ. Вразумительных ответов, по наблюдению журналиста "Idel.Реалии", Зыбунова так и не получает.
Фарит Закиев и его адвокат Сергей Муханов просят суд признать предупреждение прокурора Татарстана Илдуса Нафикова незаконным. Представитель прокуратуры просит Евгению Зыбунову отказать в удовлетворении административного искового заявления. Суд удаляется в совещательную комнату.
Присутствующие в суде активисты кричат вслед прокурорам: "Все ваше поколение пусть будет проклято, позор!". Давление на сотрудников надзорного ведомства продолжается в коридоре: "Все равно вам не уничтожить нас, мы пять веков под игом были".
Присутствующие в суде активисты кричат вслед прокурорам: "Все ваше поколение пусть будет проклято, позор!"
Спустя полчаса судья Зыбунова возвращается в зал. Она принимает решение отказать в удовлетворении административного искового заявления ВТОЦ. "Это решение оккупантов, позор!", — тут же реагирует пожилая женщина.
Фарит Закиев сообщает журналисту "Idel.Реалии", что обжалует это решение. "В дальнейшем это предупреждение может стать поводом для ликвидации ВТОЦ", — резюмирует он.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.