В Европейский суд по правам человека направлена жалоба 36 представителей цыганского табора из Татарстана, которые заявили о том, что российские власти нарушили две статьи Европейской конвенции по правам человека — право на уважение частной и семейной жизни и запрещение дискриминации — заставив снести их дома в поселка Айша. Заявители отметили, что "в действиях властей ясно обнаруживается практика масштабной дискриминации цыганской общины".
Правозащитная организация "Зона права" направила в Европейский суд по правам человека жалобу от имени 36 представителей цыганского табора в Татарстане, которых местные власти через суд выселили из поселка Айша, заставив при этом снести свои дома.
Напомним, весной 2017 года Зеленодольский городской суд (Татарстан) постановил снести 18 домов цыган в поселке Айша, признав их незаконными постройками. Тем самым суд удовлетворил исковое заявление исполкома Айшинского сельского поселения и постановил снести дома за свой счет.
Власти настаивали, что дома подлежат сносу, поскольку они централизованно не подключены к коммуникациям
Представитель местного исполкома Юлия Нечаева в суде заявляла, что дома цыган не зарегистрированы, а основанием для проверки стали народные сходы граждан, на которых якобы высказывались претензии в адрес табора. Нечаева настаивала, что дома подлежат сносу, поскольку они централизованно не подключены к коммуникациям. Кроме того, добавляла она, нарушены правила пожарной безопасности, так как расстояние между домами составляет менее 15 метров.
Сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права" юрист Андрей Сучков, представлявший в суде интересы главы цыганской общины Яноша Кальдараса, отмечал, что экспертное заключение, на которое ссылался исполком Айши, подтверждая незаконность построек, подготовлено ненадлежащим образом, так как "у эксперта отсутствовал опыт проведения судебных пожарно-технических экспертиз и в соответствии с образованием не имеется познаний в этой области".
Верховный суд Татарстана признал законными решения суда первой инстанции, и в начале августа прошлого года цыгане сами начали сносить признанные судом незаконные постройки, чтобы не платить за это исполкому Айши.
Третьего августа прошлого года на территорию цыган в Айше приехали судебные приставы, полицейские, сотрудники ОМОНа с собаками и муниципальная техника. Цыгане не успели снести несколько домов, и этим занялись уже местные власти. В результате сноса домов представителями табора и муниципальной техникой на земле цыган осталось 5 домов из 25.
— Снос назначили на 6 утра, — рассказывал тогда юрист Андрей Сучков. — Примерно в 6:15 приехал КАМАЗ с омоновцами и собаками, которые сразу оцепили всю территорию, чтобы никто не смог на нее попасть. Также приехала полиция, пригнали автозак на случай задержаний. Приставы пришли в сопровождении собственного спецназа в касках. На место заехали два погрузчика "Амкодор" с большими ковшами спереди и КАМАЗы. При сносе присутствовали главный пристав Зеленодольска и заместитель главы Зеленодольского района Александра Тыгина.
Во второй половине 2017 года исполком Айшинского сельского поселения обратился в суд с просьбой взыскать с цыган в общей сложности свыше полутора миллионов рублей за снос их же домов муниципальной техникой. Зеленодольский городской суд все исковые заявления местных властей удовлетворил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Строительный мусор это был или дом — сказать не могу"
Андрей Сучков рассказал "Idel.Реалии", что судебная тяжба еще продолжается, поскольку Янош Кальдарас обжаловал решение суда о взыскании с него почти 300 тысяч рублей за снос его же домов.
Смета по сносу домов составлена таким образом, что разбор домов стоит мизерных денег, а основную стоимость заложили именно в земельные работы
— В этом деле все неоднозначно, поскольку при рассмотрении вопроса о признании домов незаконными постройками, на наш взгляд, были допущены нарушения — суд сослался на заключение строительной экспертизы, которого в материалах дела нет. Будучи законопослушным гражданином, Кальдарас предпринял требуемые судом действия — самостоятельно снес якобы незаконные постройки, однако впоследствии приставы совместно с представителями местной администрации прибыли на его участок и вывезли, как они заявили, строительный мусор. Мы считаем эти действия незаконными, поскольку в решении суда не оговаривалось, что право собственности на строительные материалы переходит властям — приставы не имели право вывозить эти строительные материалы. Кроме того, в процессе так называемых мер по исполнению судебного решения строительная техника, которая была привлечена приставами, превращала строительные материалы в мусор. Самым примечательным является то, что смета по сносу домов составлена таким образом, что разбор домов стоит мизерных денег, а основную стоимость заложили именно в земельные работы, — отметил Сучков.
Кроме того, он подчеркнул, что еще до сноса домов местные власти сообщили Яношу Кальдарасу, что с него и других цыган взыщут свыше полутора миллионов рублей за все работы с целью загнать их в долги. "Впоследствии именно так и оказалось — сумма составили в общей сложности 1,6 млн рублей", — резюмировал Андрей Сучков.
Еще до сноса домов местные власти сообщили Яношу Кальдарасу, что с него и других цыган взыщут свыше полутора миллионов рублей
После сноса табору пришлось искать новое место для проживания. В итоге, в сентябре 2017 года они переехали в микрорайон Молодежный поселка Васильево. Они же уже построили несколько домов и продолжают обживаться на новом месте.
***
Готовившая жалобу в ЕСПЧ адвокат Ирина Хрунова, сотрудничающая с правозащитной организацией "Зона права", отметила, что российские власти нарушили статью 8 и 14 Европейской конвенции по правам человека — "право на уважение частной и семейной жизни" и "запрещение дискриминации".
Your browser doesn’t support HTML5
В жалобе сказано, что цыганский табор в Айше "существует уже больше 15 лет", цыгане занимали 20 домов на трех участках.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 1 "ц", отдельная ёлка и Тыгин: как живут цыгане в Айше
"Заявители утверждали, что у членов цыганской общины Айши сложились непростые отношения с администрацией Зеленодольского района и ее руководителем Александром Тыгиным, который неоднократно допускал дискриминационные высказывания и действия по отношению к цыганским жителям поселка", — сказано в жалобе.
В подтверждение этому заявители предоставили отрывки из нескольких интервью Тыгина, среди которых:
- "… в сознании людей возникает образ женщин в длинных юбках, которые в окружении большого числа маленьких детей занимаются попрошайничеством…";
- "если покажете мне хотя бы одного цыгана, который заработал свои деньги, то это будет приятно. В музей поставим. Единственный в городе за всю историю".
Отметим, что прокуратура проверяла эти высказывания Александра Тыгина на экстремизм, однако "информация о его негативных высказываниях в адрес указанной категории граждан объективного подтверждения не нашла".
Адвокат Ирина Хрунова в своей жалобе также констатировала, что "дискриминационное отношение со стороны властей проявлялось и в отношении цыганских детей". Она напомнила, что в школе Айши создали отдельный класс "Ц" для выходцев из цыганских семей.
Александр Тыгин заявлял, что специальный класс для цыган открыли по инициативе родителей других школьников, однако прокуратура Татарстана, уточнила Хрунова, с таким доводом главы района не согласилась и приняла решение ликвидировать эти классы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Сносить эти дома — это не решение проблемы"
В жалобе также высказывается критика землеустроительной и строительно-технической экспертиз, по результатам которых дома цыган были признаны незаконными постройками. По мнению заявителей, "экспертизы проведены с существенными нарушениями и не могут служить в качестве доказательств". Адвокат Ирина Хрунова также напомнила, что цыгане сами снесли свои дома по решению суда, сохранив при этом строительные материалы для их дальнейшего использования, однако власти "увезли их в неизвестном направлении".
Хрунова подчеркнула, что при решении о сносе домов "власти не предложили никаких мер для определения места проживания выселяемых заявителей"
Хрунова подчеркнула, что при решении о сносе домов "власти не предложили никаких мер для определения места проживания выселяемых заявителей, включая несовершеннолетних детей, чтобы не оставить их без жилища и не прерывать учебный процесс в школе". Адвокат также сослалась на мнение заявителей, который утверждали, что выселение их из собственных домов "представляло собой нарушение их права на уважение частной и семейной жизни и жилища, гарантированного статьей 8 Конвенции".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Снос, которого не было
"Заявители утверждают, что все они являются жертвами в понимании Конвенции, так как все они были непосредственно затронуты спорными мерами. Власти в судебном споре против Яноша Кальдараса признавали, что дома, являющиеся предметом настоящей жалобы, были "жилищем" и для остальных заявителей по настоящей жалобе, они действительно проживали в этих домах в момент их сноса, но без официальной регистрации. Заявители также отмечают, что все они являлись родственниками между собой, и некоторые из них являлись несовершеннолетними в период суда. Это еще раз подтверждает утверждение заявителей о том, что они жили семьями в снесенных домах. Таким образом, при конкретных обстоятельствах настоящего дела, можно утверждать, что все заявители имели "жилище" по смыслу статьи 8 Конвенции в этих домах, и, следовательно, считаются жертвами нарушения статьи 8 Конвенции", — подчеркнула Ирина Хрунова в жалобе в ЕСПЧ.
Местные власти в суде заявляли о том, что их цель заключалась в защите прав граждан на безопасные условия проживания и жизнедеятельности, так как самовольные постройки создавали угрозу жизни и здоровью граждан. В своей жалобе в ЕСПЧ, однако, заявители опровергли данную информацию, констатировав, что за 10 лет жизни в Айше "не случилось ни одной ситуации, которая бы прямо или косвенно угрожала жизни и здоровью проживающих в домах людей".
По мнению заявителей, "в действиях властей ясно обнаруживается практика масштабной дискриминации цыганской общины"
"Властями не было зафиксировано ни одного случая пожара, затопления, разрушения, получения травм, инфекции, болезни. Все жалобы соседей не содержали конкретных фактов и были основаны на дискриминационных предрассудках. Поэтому заявители утверждают, что довод властей о защите жизни и здоровья граждан указан исключительно формально. Следовательно, вмешательство властей не преследует легитимную цель", — указала Ирина Хрунова в жалобе.
По мнению заявителей, "в действиях властей ясно обнаруживается практика масштабной дискриминации цыганской общины поселка Айша, которая является ключевым аспектом данного судебного спора". Они подчеркнули, что "именно их принадлежность к этническому меньшинству являлось причиной отличающегося обращения с ними".
"В действительности принцип запрещения дискриминации и право на жилище были явным образом нарушены в настоящем деле. Власти, выселяя заявителей и уничтожая их имущество, более сурово повели себя по отношению к целой цыганской общине, чем обычно они ведут себя по отношению к любой другой категории лиц. Это подтверждается рядом обстоятельств: дискриминационные публичные высказывания главы района и отношение к цыганским детям, а также факт приезда делегации Совещательного Комитета Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств. Все это наглядно показывает дискриминационную практику, которая является нарушением статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 8 Конвенции", — сказано в жалобе в ЕСПЧ.
Мы делаем вывод, что в действиях властей явно прослеживается дискриминация по национальному признаку
— Мы считаем, что власти Зеленодольского района нарушили права заявителей на уважение частной и семейной жизни. Вызывает вопросы тот факт, почему местные власти заинтересовались домами цыган лишь спустя 10 лет после того, как они приехали в село, — сообщила в беседе с "Idel.Реалии" адвокат Ирина Хрунова. — Мы можем судить об отношении главы района к цыганам по его высказываниям, которые приведены в жалобе. В этой связи мы делаем вывод, что в действиях властей явно прослеживается дискриминация по национальному признаку. Мы надеемся на положительное решение Европейского суда, учитывая тот факт, что в 2017 году ЕСПЧ в похожей ситуации встал на сторону представителей цыганской общины в Калининградской области, присудив 33 заявителям по восемь тысяч евро.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.