"Пять процентов зла": в России война всё ещё продолжается

Бундестаг

Мой товарищ —​ французский поисковик Жан-Лу Гассен, принимавший участие в экспедициях в Новгородской области и под Волгоградом, —​ прислал ссылку на видео о поисковых работах в 2000-х гг. под Ниццей. В коротком фильме —​ съёмки эксгумации немецких солдат, погибших в августе 1944 года, новости французских телеканалов об обнаружении боевого захоронения, поисковых работах и погребении останков на немецком мемориальном кладбище во Франции, фотографии солдат, имена которых удалось установить, и их родственников.

На снимках — солдаты вермахта с указанием имён и возраста: Франц Гнельчик, 23 года; Отто Мертин, 22 года; Франц Гудер, 34 года; Хуберт Пильх, убитый за день до восемнадцатилетия; Герхард Фокс, 17 лет; могильная плита с их именами, а также именами Отто Форбергера (19 лет), Йозефа Кшизовски (19 лет), Йозефа Лёссля (35 лет); жетоны, личные вещи, пробитые осколками каски.

Это девятиминутное видео показывает, насколько отличается отношение к солдатам вермахта во Франции и в нашей стране. Во Франции понимают, что война — трагедия для всех, и к солдатам вермахта относятся как к людям. Люди должны быть достойно похоронены, а их судьба и место погребения — известны родственникам.

В России же война до сих пор вызывает чувство ненависти. Случай с Николаем Десятниченко, назвавшим имя немецкого солдата Георга Йоханна Рау и сказавшим, что солдаты вермахта, которые погибли в плену, — это невинно погибшие, вновь эту ненависть всколыхнул. Можно попытаться вообразить реакцию в России на видео эксгумации немецких солдат с демонстрацией их фотографий, имён и снимков родственников…

95% нормальных людей вовлекаются в войну
и направляются
пятью процентами зла

Это разное отношение к войне и к тем, кто воевал, объясняет, на мой взгляд, почему войну во Франции или рядом с ней в настоящее время представить себе очень трудно, а войну в России или у её границ — очень легко. Во Франции Вторая мировая война закончилась, в России она по-прежнему продолжается — в головах. Возможно поэтому российским властям так легко удалось навязать значительной части граждан смысловую рамку "фашизма" в отношении того, что происходило в Украине после революции 2014 года.

Жан-Лу Гассен в ответ на моё письмо о выступлении Николая Десятниченко в бундестаге написал, что полностью согласен с ним: "На каждой войне одна и та же история. Девяносто пять процентов нормальных людей вовлекаются в неё и направляются пятью процентами зла".

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.