В Кировском райсуде Казани приступили к допросу свидетелей по делу о пытках в полиции

Сергей Петикин (слева на скамейке) и Алексей Петикин (справа от него)

Сегодня, 7 ноября, Кировский районный суд Казани приступил к допросу свидетелей по делу о пытках в отделе полиции "Юдино", после которых скончался заместитель директора Казанского техникума железнодорожного транспорта Павел Дроздов. Подробности первых допросов —​ в материале "Idel.Реалии".

По версии следствия, 1 февраля 2012 года Дроздова доставили в казанский отдел полиции "Юдино". Там обвиняемые и еще один сотрудник зашли в камеру, нанесли мужчине удары и, надев наручники, связали его в позе "ласточка" с помощью ремня и веревок. Вскоре Павел Дроздов, будучи связанным, умер.

Следствие четыре раза отказывало в возбуждении уголовного дела и три раза его прекращало. После этого брат погибшего Сергей Дроздов и юристы правозащитной организации "Зона права" направили жалобу в Европейский суд по правам человека, в которой указали, что российские власти нарушили ст.2 и ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь и запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения).

В сентябре этого года заместитель Генерального прокурора России Сергей Зайцев утвердил обвинительное заключение в отношении четырех бывших сотрудников ОП "Юдино" УМВД по Казани и направил дело в Кировский районный суд.

Подсудимыми по делу проходят четыре экс-сотрудника полиции ОП "Юдино": Сергей и Алексей Петикины, Эдуард Болгаров и Олег Бачуров. Дело в отношении пятого фигуранта — Андрея Маркунина — было прекращено в связи с его смертью в апреле 2012 года — мужчина покончил с собой.

Отметим, что экс-полицейским смерть Павла Дроздова в вину не ставят. Их обвиняют в "превышении должностных полномочий с применением насилия". Причина этому — заключение Центра судмедэкспертизы Минздрава России, согласно которому причина смерти Дроздова и вовсе не установлена, поскольку первоначальным экспертом "не вскрыты и целенаправленно не исследованы рефлексогенные зоны, мягкие ткани спины, позвоночник, спинной мозг". По мнению экспертов, только так можно было узнать, как организм Павла Дроздова реагировал на "ласточку".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Как не имею неприязненных отношений? Они моего сына убили!"

Сегодня, 7 ноября, суд приступил к допросу свидетелей. Первой допросили оперативника дежурной части ОП "Юдино" Ольгу Гаврилюк. Она рассказала, что 1 февраля 2012 года находилась на рабочем месте, когда в отдел доставили Павла Дроздова. По словам Гаврилюк, Дроздова доставили в ОП "Юдино" после того, как в полицию сообщили о том, что он "неадекватно ведет себя в кафе, рушит мебель и находится в состоянии алкогольного опьянения".

— Точно уже не помню, но помню, что Дроздов кричал в отделе полиции, когда его еще не закрыли, вызывающе себя вел. Потом его поместили в камеру, он стучался, кричал — после этого нам начали звонить жильцы с верхних этажей — это было уже вечером. Потом к нему спускались наши сотрудники, сама я уже не видела, что происходило. Слышала шум, потом вызвали скорую помощь. Дроздов был пьяный, я слышала стуки, они были существенно громкими, раз их слышали люди с верхних этажей, — вспоминала Ольга Гаврилюк.

Павел Дроздов

Представитель гособвинения зачитал ее показания от 5 декабря 2012 года, в которых сказано, что Гаврилюк не видела момент доставления Павла Дроздова в отдел полиции "Юдино". На вопрос представителя отца скончавшегося Игоря Шолохова, что она все-таки видела, Ольга Гаврилюк сначала заявила, что видела момент доставления Павла Дроздова в отдел полиции, но не видела, как его поместили в камеру. "Уже не помню, в какой момент я его видела", — резюмировала Ольга Гаврилюк.

На вопрос суда, как она могла знать, что Павел Дроздов был в состоянии алкогольного опьянения, Гаврилюк ответила: "Знала, видимо".

Следом допросили сотрудника Казанского техникума железнодорожного транспорта Татьяну Керн. Она рассказала, что вечером 1 февраля 2012 года ждала электричку вместе со своей знакомой — преподавательницей техникума Валентиной Харламовой. По словам Керн, ей позвонил коллега и просил приехать в отдел полиции "Юдино", поскольку с Дроздовым "неприятности".

Он потянулся за телефоном, а полицейские подумали, что он агрессивен

— Мы пришли в отдел полиции, в этот момент с Дроздовым беседовали сотрудник полиции. Там был длинный стол, Павел сидел на стуле и рядом были сотрудники полиции. Мы зашли с Валентиной Харламовой и налетели на Павла, что, мол, он такой дядька, а мы бегаем за ним в полицию. Спросили, можно ли под нашу ответственность его отпустить. У меня зазвонил телефон, я вышла поговорить. В отделе оставалась Валентина Харламова. Минуты через две я вернулась, и Валентина рассказала, что нам Павла чуть не отдали в руки, но он потянулся за телефоном, а полицейские подумали, что он агрессивен. Валентина сказала, что нам его, в итоге, не отдадут, и Павла отвели в камеру. Он был выпивший, но не в стельку, если так можно сказать. Вел себя очень даже добродушно, агрессивным я его ни разу не видела. Он стоял и улыбался. Ему было достаточно весело и признаки агрессии он не проявлял, — подчеркнула Татьяна Керн.

Преподаватель техникума Валентина Харламова уточнила, что полицейские "положительно отреагировали" на то, что мы предложили отвести Павла Дроздова домой.

— Потом как получилось… На столе лежала шапка Павла, он за ней потянулся, и сотрудники полиции отреагировали на это отрицательно, мол он самовольно все делает. И после этого они сказали, что оставят его в отделе. Вел Павел себя спокойно. Дальше полицейские сказали, что у него надо забрать все из карманов и ремень. Они начали изымать вещи, то есть отпускать они его уже не собирались. Ключи, мелочь и ремень Павел отдал мне в руки. Потом вышел молоденький полицейский и дал понять, что он вряд ли что-то сможет сделать. И они пошли по лестнице куда-то вниз. Павел — спокойный и добрый человек, к нему всегда можно было обратиться, — резюмировала Валентина Харламова.

После этого гособвинитель огласил показания женщины, которая звонила в полицию с жалобами на шум в отделе. Суд по ходатайству защитников принял решение лично допросить двух сотрудников полиции, администратора кафе, где задержали Павла Дроздова, и эксперта. Заседание отложили на 8 ноября.

Подсудимые свою вину не признают, они находятся под подпиской о невыезде.

Читайте также: Ильназ Пиркин покончил с собой, спрыгнув с крыши многоэтажного дома. Перед этим он провел почти весь день в местном отделе полиции, где его избивали и пытали, заставляя признаться в 47 кражах из автомобилей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​