Зять Игоря Сечина или мэр Уфы — кто примет у Хамитова Башкортостан?

В сторону Тимербулата Каримова уже делают реверансы влиятельные башкортостанские СМИ и политики

Всплеск уличной активности, кадровые перестановки в аппарате главы Башкортостана и внезапное появление Сергея Веремеенко на фоне участившихся разговоров о потенциальных претендентах на пост руководителя региона —​ всё это даёт основания полагать, что в 2018-2019 гг. республику ожидают большие перемены.

Митинг в защиту башкирского языка 16 сентября и антихамитовский митинг 21 сентября формально провели две разные организации. Но главный посыл обеих акций был одинаков — во всех проблемах, включая языковой вопрос, виновато руководство региона и лично Рустем Хамитов.

ДЕЛО ГЛАВВРАЧЕЙ

Мало кто из аналитиков обратил внимание на примечательный момент — помимо башкирских объединений Конгресса башкирского народа и "Башкорта" в митингах официально были представлены только малопонятные организации вроде спортивных сообществ. Ни одна из известных ранее политических или правозащитных организаций не приняла участия в "оппозиционной коалиции". Это особенно показательно, если сравнивать новоявленную коалицию с "первым" Координационным советом оппозиции, действовавшей в конце нулевых при прежнем президенте РБ Муртазе Рахимове.

Конгресс успел "прославиться" заявлениями о необходимости ограничения деятельности татарских общественных организаций в РБ

Что касается перспектив Конгресса башкирского народа (получившего неформальное название "конгресса бывших главврачей"), то они весьма туманны. Организация, поставившая своей главной целью отставку Рустема Хамитова, так и не обрела дополнительных союзников. Причины стоит искать не в недостатке ресурсов (которые, как выяснилось, у них имеются), а идеологических конструкциях. Помимо двух митингов, внезапно возникшая организация успела "прославиться" неоднозначными заявлениями о нарушении принципов этнического представительства в республиканских органах власти (заявления не были подкреплены реальной фактурой) и необходимости ограничения деятельности татарских общественных организаций на территории республики (данный призыв фактически был отражен в меморандуме). Плюс постоянное апеллирование к положительному, по мнению членов КБН, опыту национальной политики прежнего президента республики. Неудивительно, что ни одна из известных в республике общественно-политических организаций не поддержала Конгресс.

Исключение составил лишь первый секретарь Башкирского рескома КПРФ Юнир Кутлугужин, выступивший на обоих сентябрьских митингах. За участие в этих акциях на него завели административное дело.

Учитывая, что глава Конгресса башкирского народа Фиргат Байрамгулов совсем недавно добился своего восстановления на посту руководителя Уфимского перинатального центра, можно предположить, что в ближайшее время он постарается дистанцироваться от организации. По слухам, предложения "заморозить" активность в обмен на обещания "подыскать работу" еще в мае получили и другие главврачи. Поэтому неудивительно, что и они отходят на второй или даже третий план, уступая место известным в башкирской среде активистам.

БИТВА ЗА ПАРЛАМЕНТ

Юнир Кутлугужин

Но главный результат этих митингов — это, конечно же, мобилизация ресурсов. Единственное, во что она может быть конвертирована сейчас — это выборы в Госсобрание, которые пройдут в сентябре 2018 года. Антихамитовская оппозиция несомненно попытается воспользоватся предстоящими выборами. Ресурсы — как финансовые, так и человеческие — есть. Основная масса участников митингов — это были выходцы с юго-востока РБ. Так что основная борьба предстоит за голоса башкирского электората юго-востока республики. Единственный реальный шанс попасть в заветные проходные списки — "принадлежность" к какой-либо действующей партии. Иначе придется собирать подписи, которые избирком может легко забраковать.

И, судя по появлению Юнира Кутлугужина на митингах, такой "базой" может стать КПРФ. У компартии в республике уже не осталось сильного идейного актива, способного реально биться на выборах. Чистки в региональном отделении провел сам Юнир Кутлугужин, удалив тех, кто мог составить ему внутрипартийную конкуренцию. Это, например, экс-кандидат в президенты Башкорстана Хасан Идиятуллин. Или —​ Михаил Кодяков.

Так что опора на мобилизованный актив антихамитовской оппозиции – это единственный шанс Юнира Кутлугужина побороться за места в парламенте республики, продемонстрировав таким образом свою профпригодность руководству КПРФ. При этом риск уступить свои позиции мелким партиям вроде "Патриотов России" имеется более чем ощутимый. К примеру, в Северной Осетии местное отделение КПРФ осталось без мандатов, уступив свои позиции как раз "патриотам".

Так что, похоже, неофициальный старт выборам в Госсобрание уже дан. Пока явно вырисовывается тройка претендентов — партия власти, антихамитовская оппозиция, на которую наверняка попытается опереться Юнир Кутлугужин, и третья сила в лице отдельных депутатов нынешнего Госсобрания — Загира Хакимова ("Патриоты России") и Руфины Шагаповой ("Зеленые"). Последние, судя по их активности и публичным заявлениям, пытаются сколотить свою "коалицию" из числа общественных организаций, единственным применением которой тоже может быть лишь заявка на предстоящие выборы. Похоже, основная борьба на выборах развернется как раз за места оппозиции в парламенте республики.

"НЕДООТТЕПЕЛЬ" РУСТЕМА ХАМИТОВА

Рустэм Хамитов

Но перемены ожидаются не только в парламенте. В этой связи обращает на себя внимание уход с поста замруководителя администрации главы РБ Рамиля Дильмухаметова. Это еще один из эпизодов "кадровой чехарды", в котором совершенно справедливо обвиняют нынешнего главу республики.

Хамитов должен был немедленно произвести полную перезагрузку власти, а не растягивать этот процесс на долгие годы. За редким исключением, кадры, взращенные прежним руководством, спокойно продолжили свою работу и, что самое фатальное в этой ситуации, эти кадры сохранили свои позиции важнейшем фронте — идеологическом. Главным направлением которого в специфичных условиях Башкорстостана остается национальная политика.

Эти кадры не только не решили национальных проблем, доставшихся в наследство от предыдущего президента (в первую очередь "татарский вопрос"), но и добавили новых — на это раз в "башкирском вопросе". У Рустема Хамитова был огромный кредит доверия от общества, ждавшего самых кардинальных перемен. Но хамитовская, как и медведевская "недооттепель", закончилась, так и не успев толком начаться. Какие-то сигналы были даны, но без реальной поддержки они оказались обречены на провал. Между тем, уже давно полной перезагрузки требует весь "общественно-политический блок" администрации главы, продолжающий использовать старые технологии управления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский язык в Башкортостане: история вопроса

Всё это может не лучшим образом повлиять на обстановку, в которой будет происходить смена руководителя республики. А она неизбежна в силу истечения срока полномочий Рустема Хамитова в 2019 году.

ЗЯТЬ ИГОРЯ СЕЧИНА VS МЭР УФЫ

Ирек Ялалов

Неожиданное появление Сергея Веремеенко в республике вряд ли назовёшь случайным. Это признак выстраивания новой политической коалиции, только уже не к выборам в Госсобрание, а к смене руководства республики.

И теперь уже очевидна сцепка бывшего кандидата в президенты РБ Сергея Веремеенко с нынешним мэром Уфы —​ Иреком Ялаловым. Последний считается одним из вероятных претендентов на пост главы республики. И поддержка крупного бизнесмена, бывшего партнера известного в России банкира Сергея Пугачева, была бы весьма кстати. Претворение в жизнь амбициозных обещаний закончить главный уфимский долгострой —​ Соборную мечеть на проспекте Салавата Юлаева — укрепило бы имиджевые позиции нынешнего мэра столицы Башкирии.

Еще одним потенциальным претендентом на пост главы РБ является Тимербулат Каримов — внук знаменитого поэта Мустая Карима и "по совместительству" — зять Игоря Сечина. Такие родственные связи делают его одним из наиболее вероятных кандидатов на этот пост. Влиятельные СМИ республики и некоторые представители чиновничьей когорты Башкортостана уже делают недвусмысленные реверансы в его сторону.

Однако забегать с оценками вперёд в нынешней ситуации весьма опрометчиво. Не исключено, что этих потенциальных сменщиков "засветили" специально, для отвлекающего маневра — федеральный центр в последние годы прославился привычкой назначать на посты глав регионов неожиданных кандидатов.

К тому же сейчас быть главой любого субъекта федерации (за исключением, пожалуй, богатой Москвы) — не самое приятное бремя. Это огромный груз ответственности при минимальной самостоятельности и мизерной финансовой поддержке. А быть руководителем Башкортостана — региона со сложным клубком внутренних противоречий, от национальных до элитарно-клановых - это и вовсе двойная головная боль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Так ли мешает кетчуп "Татарский", или на что Хамитову нужно обратить внимание

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.