"От действий Мадрида сторонников независимости Каталонии становится только больше"

Каталонский флаг на митинге за независимость

В воскресенье, 1 октября, в Каталонии планируется проведение референдума о независимости от Испании. Центральное испанское правительство референдум запретило, а Конституционный суд Испании заранее признал его результаты недействительными. После того, как правительство Каталонии продолжило его подготовку вопреки воле Мадрида, Испания приступила к активным действиям, вплоть до переподчинения Мадриду ряда вооружённых полицейских подразделений, ранее контролировавшихся автономией. 20 сентября в автономии были проведены многочисленные обыски и аресты сотрудников региональной администрации.

Каталонцы в ответ проводят многочисленные митинги, а правительство региона продолжает подготовку к референдуму. О том, какова сейчас ситуация в Каталонии, и как политическое напряжение отражается на жизни и настроениях простых каталонцев, "Idel.Реалии" поговорили с Албой Кодина, 41-летней преподавательницей русского языка из Барселоны.

— Какая атмосфера сейчас царит в Каталонии? Больше напряжения или эйфории?

— На прошлой неделе, особенно 20 сентября, скорее было ощущение эйфории. На этой неделе атмосфера уже более напряженная, мы просто не ожидали такую агрессивную и антидемократическую реакцию от испанского правительства. Но всё равно, несмотря на такую реакцию, мы пойдём голосовать.

— Как вы считаете, референдум в воскренье в итоге пройдёт или нет?

— Референдум пройдёт, но непонятно как. Испанское правительство закрывает все веб-страницы, чтобы люди не знали, что надо делать, задерживает тех, кто работает в организации референдума, входят в избирательные участки и регистрируют печати. Кроме того, они взяли под контроль каталонскую полицию и полицейским уже велели контролировать и блокировать избирательные участки. Но, как говорят, если мы все пойдём толпой голосовать ранним утром, они ничего не смогут сделать.

Алба Кодина


— Как относятся сторонники и противники независимости друг к другу в обычной жизни? Есть ли взаимная агрессия?

— Я бы не сказала что есть агрессия, но дискуссии могут быть более напряжёнными или горячими, скажем, чем обычно. Я, например, выступаю за независимость Каталонии и стараюсь не говорить об этом с противниками.

— Как вы считаете, возможно ли, что дело дойдёт до насилия? Какова будет позиция полиции Каталонии?

— Пока, как я уже сказала, испанское правительство временно распоряжается каталонской полицией. Насилия не будет — наши митинги всегда были мирными. Мы пять лет подряд организуем митинги, в которых участвуют порядка 1,5 миллионов человек, и никогда ничего не случалось. Несмотря на то, что противники референдума пытаются заниматься провокациями, наш лозунг — не поддаваться провокациям, и пока это срабатывало.

Насилия не будет — наши митинги всегда были мирными

На прошлой неделе полиция хотела войти в офис одной партии, но люди сели на пол, и, хотя полиция стояла там несколько часов, в итоге они не вошли. Это была чистая провокация, потому что это одна из самых "радикальных" партий-сторонников независимости.

— Евросоюз озвучил свою позицию: в случае получения независимости, Каталонии не будет автоматически предоставлено членство в ЕС. Как каталонцы воспринимают подобные негативные последствия получения независимости?

— Это очень сложный вопрос, поскольку ЕС не может позиционироваться против члена ЕС, каковым является Испания. Мы, конечно, понимаем, что в случае получения независимости, мы не сразу войдем в ЕС. Но раньше или позже мы там будем, так как Каталония находится в стратегически важном для Испании и Европы месте с точки зрения торговли и экономики.

— Готовы ли сторонники независимости к Каталонии вне Евросоюза?

— Мне кажется, нет. Большинство людей хотят, чтобы независимая Каталония стала членом ЕС.

— Сторонники независимости сейчас больше правые или левые?

— Исторически — левые и республиканские силы (для нас левые — это прогрессивные, те, которые боролись против диктатуры Франко). Но в последнее время, присоединились и средне-правые, если можно так сказать.

— Сохранение каталанского языка, идентичности — насколько эти факторы важны для каталонцев? Или всё дело в потенциальных экономических выгодах от получения независимости?

— Наш язык и культура самое дорогое, даже для противников независимости. Мы веками боремся за то, чтобы сохранить их, но, конечно, экономические проблемы тоже волнуют нас: мы, кажется, платим налогов больше всех, зато получаем намного меньше, и это несправедливо.

— Среди ваших знакомых кого больше — сторонников или противников независимости?

— Несомненно, больше сторонников независимости, и почти все те, кто не хотел голосовать или хотел голосовать против, теперь пойдут и проголосуют за независимость. Раньше их просто не интересовал референдум, либо они думали, что "другая Испания" возможна. Сейчас, особенно после последних событий, они поняли, что испанское правительство настроено антидемократически. Референдум же, напротив, это единственный и самый демократический способ для того, чтобы народ высказал свое мнение и выразил свою волю.

Читайте также
Как прошел референдум о независимости Курдистана

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.