Послание президента Татарстана республиканскому парламенту оставило удручающее впечатление. Несмотря на "высокотехнологичную" риторику — "блокчейн", "бигдэйт", "ресурсные центры", "цифровая экономика", "цифровизация" и т.д. — выступление Рустама Минниханова выглядит ритуальным и архаичным. Архаика заключается, во-первых, в старательном сглаживании проблем и уходе от точных формулировок.
Мне кажется, подавляющее большинство тех, кто слушал президента, ждали, что он сформулирует свою позицию прежде всего в отношении двух проблем — продления договора с федеральным центром и преподавания в республике русского и татарского языков. В обоих случаях президент ушёл от сущности этих вопросов.
Во-вторых, бросались в глаза декларативность того, что говорил Минниханов, несоответствие произносимых им слов и происходящего в республике. Например, как соотносятся слова президента о том, что конфликт интересов и отсутствие конкуренции лишает местный бизнес возможности развиваться, "что в конечном итоге его и разрушает", и новости о том, что Гульсина Минниханова возглавляет составленный журналом Forbes ежегодный рейтинг самых богатых жён российских чиновников с доходом 2,351 миллиарда рублей?
Может быть, распространённое понимание того, что представляет собой конфликт интересов, радикально отличается от представлений о нём президента Татарстана?
Как согласуются слова президента о широких политических свободах и выявленные Ассоциацией наблюдателей Татарстана факты массовых фальсификаций на избирательных участках в республике, а также задержания, штрафы, аресты граждан, которые в соответствии с законодательством реализуют своё конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикеты?
А слова о том, что созданы условия для поощрения и реализации инициатив людей и что "современный уровень общественного развития характеризуется возрастающим влиянием граждан и их объединений на процесс принятия и реализации решений в сфере государственного управления", вызывают горький смех. Инициатива горожан не сносить пойменную рощу ради парковки "Казань Арены" и обустроить на берегу Казанки экопарк и экотропу была поддержана так, что об этом узнали читатели Ассошиэйтед Пресс, Вашингтон Пост, Зюддойче Цайтунг, слушатели Радио Свободы и Международного французского радио.
Давние советские практики напоминали сопровождаемые аплодисментами обязательные упоминания “нашего национального лидера Владимира Владимировича Путина”
В-третьих, архаичной является воспроизводимая президентом Татарстана вслед за российским президентом риторика угрозы, защиты и традиционных ценностей: "жёсткие условия политического, экономического и информационного давления на нашу страну", "защита цивилизационного выбора России", "традиционные духовные ценности" и пр. Давние советские практики напоминали сопровождаемые аплодисментами обязательные упоминания "нашего национального лидера Владимира Владимировича Путина" и Минтимера Шариповича Шаймиева. Наконец, устаревшим является сам формат послания — прочтения текста “по бумажке”, без вопросов и дискуссии — и то, каким образом оно обставлено (характерной деталью являются ковровые дорожки на улице перед входом в Большой концертный зал, которые почему-то не кладут для граждан — посетителей концертов, но постелили перед посланием президента).
По окончании выступления Рустама Минниханова председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин предложил "проработать установки послания" в трудовых коллективах разных форм собственности. Однако следует ли тратить время граждан на обсуждение этих общих ритуальных слов, не соответствующих действительности?
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.