Архив Плющего. Как начиналось дело заместителя главного судебного пристава Татарстана

Фото: Александр Герасимов, "Вечерняя Казань" (www.evening-kazan.ru)

О громком уголовном деле против заместителя главного судебного пристава Татарстана Сергея Плющего стало широко известно лишь в середине июля. Вместе с тем "Idel.Реалии" еще в декабре прошлого года писали о том, как оно начиналось. Вывоз архива с неоконченными исполнительными производствами, автомобильная погоня по Казани и выкуп документов за 15 тысяч рублей — "Idel.Реалии" еще раз рассказывают историю таинственного архива Советского отдела судебных приставов.

Заместителя главного судебного пристава Татарстана и старшего судебного пристава Советского районного отдела приставов в 2012-2016 годах Сергея Плющего задержали 19 июля, когда он пришел на допрос в Следственный комитет. Там ему сообщили, что его статус решили изменить — из свидетеля по делу в отношении неустановленных лиц он стал подозреваемым. На следующий день Плющему предъявили обвинение по п. "в" ч.3 ст.286 УК РФ — превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий.

21 июля Советский районный суд Казани отправил Сергея Плющего под домашний арест. Показания против него дали три сотрудницы Советского районного отдела судебных приставов, две из которых уже уволились.

— Плющий ежедневно давал указания о прекращении 20 и более исполнительных производств. Факт погашения задолженности ею не проверялся — не было оснований не доверять начальнику, — процитировал показания свидетельницы судья Советского райсуда Казани Сергей Аптулин.

Еще одна экс-сотрудница райотдела также заявила, что исполнительные производства прекращались "массово" и "без законных оснований". Третья свидетельница констатировала, что пыталась противиться указаниям Сергея Плющего, но он говорил, что "наше дело — прекращать, чтобы у нас были хорошие показатели".

Сергей Плющий, выступая в суде по избранию меры пресечения, свою вину не признал. Он отметил, что "полностью не согласен" с обвинением, поскольку "преступления не совершал". Заместитель главного судебного пристава Татарстана напомнил, что следствие идет с октября прошлого года, и Следственный комитет дважды отказывался возбуждать уголовное дело, однако после проведенной прокурорской проверки дело все-таки возбудили — в отношении неустановленного лица по факту закрытия 200 исполнительных производств. Спустя некоторое время количество дел снизилось до 60. Сергей Плющий подчеркнул, что эти дела "вообще не окончены — в них нет ни подписи должностного лица, а в некоторых даже нет постановления об окончании".

14 сентября Советский районный суд Казани продлил домашний арест Сергею Плющему до 15 ноября. На судебном заседании адвокат заместителя главного судебного пристава Татарстана приобщил к материалам дела жалобу в прокуратуру республики на бездействие следователя. По мнению защиты, он якобы незаконно отказал в проведении очных ставок Плющего со свидетелями и проведении экспертизы на "детекторе лжи".

Сергей Плющий также пожаловался на то, что уголовное дело в отношении пристава Советского РОСП Кристины Федотовой так и не было возбуждено, несмотря на то, что по словам заместителя главного судебного пристава Татарстана, именно она причастна к фальсификации и исчезновению дел из райотдела судебных приставов. Кроме того, Плющий заявил, что якобы незаконно оконченные исполнительные производства вовсе не имеют юридической силы: "В них есть болванки об окончании — с печатью, согласен, но нет подписей должностного лица".

***

Архив с исполнительными производствами из Советского районного отдела судебных приставов (РОСП) Казани вывезли примерно 9-12 октября прошлого года. По данным "Idel.Реалии", все произошло из-за одного алиментного дела, по которому обнаружились нарушения, в результате чего в скором времени в отдел нагрянули бы с проверкой. Не исключено, что руководители Советского РОСП именно поэтому и приняли решение вывезти и уничтожить архив. Всё бы произошло именно так, если бы часть архива чуть позже не нашли в поле.

Архив Советского РОСП

Вскоре выяснилось, что многие исполнительные производства — "пустые". В делах обнаружили лишь исполнительные листы и постановления о возбуждении дел, что противоречит закону и инструкции делопроизводства.

Источник "Idel.Реалии" утверждал, что данными действиями судебные приставы Советского РОСП на протяжении нескольких лет самовольно "закрывали" исполнительные производства исключительно для положительной отчетности, не уведомляя и не взыскивая средства с должников. Таким образом, бюджетам разных уровней (от городского до федерального) и коммерческим предприятиям мог быть нанесен многомиллионный ущерб.

***

В начале октября 2016 года юрист Амир Минглибаев, который и вел то самое алиментное дело, при очередном посещении Советского РОСП заметил, что архив с исполнительными делами готовится к вывозу. Об этом он сообщил в УФССП РФ по Татарстану и на личном приеме у начальника службы безопасности ведомства в республике Сайдаша Сабирова. Однако, как пояснил Минглибаев, никаких действий со стороны вышестоящего руководства судебных приставов не последовало, кроме устного обещания разобраться.

С 7 по 9 октября прошлого года начали вывозить архив. Занимался этим сотрудник районного отдела с другом, который не имеет отношения к РОСП. По словам Амира Минглибаева, утверждать, кто вывозил архив в первые два дня — сложно, но 9 октября он лично видел, как этим занимался сотрудник Советского РОСП Марат Мухаметзянов и его друг Дамир (имя изменено — "Idel.Реалии").

— Я сам видел, как 9 октября вывозили архив. Мы запомнили только марку транспортного средства и часть государственного номера. Сразу начали ее искать. Выгнали на улицу очень много людей, которые искали эту машину с прицепом, не так много машин модели "Ларгус", да еще и с прицепом, — рассказывал Амир Минглибаев. — Наши действия напоминали настоящий детектив с перехватом и розыском. Я лично координировал ребят из дома и при этом пытался найти собственника. С учетом того, что сведения и возможности у нас были ограничены, мы искали, в том числе и по социальным сетям. В итоге, наткнулись на супругу Дамира, она дала телефон мужа. Самое сложное было понять, как он связан со службой судебных приставов и как можно было с ним договориться о передачи части имеющегося у него архива.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Настоящая детективная история с погоней, поисками документов и интригами внутри районного отдела судебных приставов

Амир Минглибаев связался с Дамиром — они пришли к соглашению, что он передаст имеющуюся у него часть архива за 15 000 рублей (где 10 000 рублей — архив и 5 000 рублей — его физическая работа), но при этом встречаться лично он категорически отказался. Дамир заявил, что банковская карта прикреплена к его номеру телефона и деньги можно перевести туда (копии квитанции имеются у редакции). После этого Дамир сообщил, где он оставит архив, и некоторое время координировал Минглибаева до места назначения.

— Когда мы приехали по указанному адресу, мы не поверили своим глазам! В этой куче материалов из архива были дела 2008-2016 годов, но в основном за последние четыре года, причем он не был поврежден — все документы читаемые, — рассказывал Амир Минглибаев. — В тот момент никто даже не представлял, что делать с этим. Само собой, мы сообщили в соответствующие органы и своими силами начали искать документы, из-за которых предположительно всё это и вывозилось.

Юрист уточнил, что сначала он бегло изучил документы (почти 10 тысяч исполнительных производств), и только в трех-пяти процентах из них присутствовали постановления об исполнительном сборе, которые выносятся после нарушений сроков добровольного погашения. Таким образом, имеются признаки халатности, говорил он.

— То есть по факту, если принимать во внимание, что там было примерно 10 тысяч дел, а сбор составляет 7% и не менее 1 000 рублей, то можно прямо утверждать, что минимум 10 миллионов рублей не были собраны! Конечно, стоит учитывать и 30-40%, которые и так бы не удалось взыскать, но и в этом случае получается немаленькая сумма. Думаю, что в этих делах есть люди, у кого долг свыше 10 тысяч рублей, а это уже принудительные меры взыскания — арест имущества, запрет на выезд за пределы России. Но ничего этого попросту нет, — пояснял юрист.

Он также констатировал, что практически во всех просмотренных им делах не было ни одной квитанции об оплате и ни одного постановления об окончании производства.

— Это прямо говорит о грубом нарушении. Получается, можно предположить, что исполнительное производство не окончено, и оно валялось на полочке, а значит, вывозить его вообще никак нельзя. Возможно, оно валялось в архиве. По сведениям АИС ФССП (Автоматизированная информационная система), оно окончено, а именно по ним ведутся статистические данные. Получается, что дело на самом деле не закрыто, а для статистики пристава — оно завершено. На основании чего они закончены по сведениям АИС — уже отдельный вопрос, — подчеркивал Амир Минглибаев.

Осенью прошлого года юрист связался со Следственным комитетом России по Татарстану и передал архив туда. Как заявлял Минглибаев, судебные приставы узнали об этом (до этого они были уверены, что архив уничтожен) только 25 октября, когда СК запросил информацию по архиву.

— Остается непонятным, как оканчивались данные исполнительные производства. Это не 10-20 производств, а сотни или даже тысячи! Вероятно, всё это было известно руководству отдела, ведь при передаче [дела] в архив руководитель или его заместитель утверждают это решение, — рассказывал Минглибаев в конце прошлого года.

***

В конце октября 2016 года руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Татарстану Радик Ильясов инициировал в отношении и.о. начальника Советского РОСП Казани Ильмиры Шакировой служебную проверку и на время отстранил ее от работы. Сотрудник же, который принимал участие в вывозе архива, тогда просто ушел в планируемый отпуск. Как удалось тогда выяснить "Idel.Реалии", с 28 ноября прошлого года Шакирова находилась на рабочем месте.

Здесь был найден архив Советского РОСП


Осенью же Следком начал проверять архив и передавать его в Советское РОСП. Еще осенью "Idel.Реалии" обратились за комментарием к Управлению федеральной службы судебных приставов по Татарстану. Там подтвердили, что архив был вывезен из здания Советского РОСП, и сейчас "ведется проверка на законность окончания данных исполнительных производств силами службы судебных приставов".

Тогда же в УФССП заявили, что Ильмира Шакирова больше не работает начальником Советского РОСП, но ее не уволили по статье — она сама приняла это решение. "Но, возможно, связали с этими фактами [вывоз архива], может, не справлялась с должностными обязанностями", — отметил пресс-секретарь службы осенью прошлого года. Кстати, в результате проведенной проверки Шакировой вынесли дисциплинарное взыскание, однако сейчас претензий со стороны Советского РОСП к Шакировой нет.

***

Отметим, что вывоз архива Советского РОСП не вменяют Сергею Плющему. Как выяснилось на судебном процессе по избранию меры пресечения, речь пока идет лишь о 60 оконченных в 2015-2016 годах производствах.

По версии самого Плющего, к вывозу архива может быть причастна одна из его бывших подчиненных. Заместитель главного судебного пристава отметил, что следствие якобы не желает привлекать к ответственности эту сотрудницу.

— Я к тем исполнительным производствам не имею отношения. Я к ним даже не прикасался. Никогда не требовал у подчиненных закрывать что-то незаконно, а требовал только исполнять производства в срок. Знаю, что на многих приставов, бывших у меня в подчинении, было оказано давление, чтобы они дали против меня показания. Я это еще докажу! — заявил Сергей Плющий.

Его адвокат Рамиль Валиев на судебном заседании по продлению меры пресечения отметил, что его клиента с марта этого года вызывали и допрашивали в СК в качестве свидетеля. Как раз тогда в отношении "неустановленных лиц" возбудили уголовное дело по признакам превышения полномочий и служебного подлога.

Прокуратура в рамках проведенной проверки сообщила следствию о семи с половиной тысячах дел, которые, по мнению надзорного ведомства, были необоснованно окончены. Несмотря на то, что следователями были обработаны пока лишь 150 дел, СК со временем намерен проверить их все.

Следователь второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Вадим Максимов, выступая 14 сентября в суде по продлению меры пресечения, дал понять, что история с вывозом архива также изучается в рамках уголовного дела Сергея Плющего.

Как стало известно "Idel.Реалии", в июле этого года за подписью начальника службы безопасности УФССП РФ по Татарстану Сайдаша Сабирова в УБЭП поступило заявление, где он указал на незаконные действия сотрудника Советского РОСП и иных лиц, которые могли быть причастны к вывозу архива. Спустя 8 месяцев с момента вывоза архива ведомство подало заявление в правоохранительные органы. Через отдел полиции "Вишневский" данный материал направили во второй отдел СУ СКР по РТ. Приобщен ли данный материал к уголовному делу, в настоящее время не известно.

По словам представителя СК, расследование уголовного дела в отношении Сергея Плющего может быть завершено в конце ноября.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.